Статья «Элементы кинезиологических упражнений как здоровьесберегающая технология работы с детьми»

1
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

 

Статья на тему: «Элементы кинезиологических упражнений как здоровьесберегающая технология работы с детьми»
 

Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была успешной, необходимо создавать полноценную предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Для формирования мелкой моторики используются:
- упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- игры с различным материалом;
- художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы;
- использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою деятельность как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
И мне бы хотелось поближе познакомить вас с кинезиологией.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объёме способны справиться с этой задачей.

Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребёнка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.

И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Все упражнения разбиты на 4 блока.

Во время занятий дети длительно находятся в неподвижных статичных позах, что приводит к неспособности удерживать внимание, которое у детей с ОНР истощаемо, дети не могут активно участвовать в процессе обучения.

Деннисон в «Гимнастике мозга» выделяет отдельным блоком Энергетические упражнения, которые могут быть использованы для компенсации вредного воздействия статичных поз, помогая восстановить баланс, центрировать и выровнять тело, вернуть ощущение хорошего самочувствия. Это приводит к лучшему снабжению всего организма кислородом, что особенно актуально в условиях кислородной недостаточности, усиливаемой холодом экологически неблагополучного Забайкалья. Энергетические упражнения способствуют улучшению моторных навыков, что особенно важно для детей ОНР. Все это является здоровой основой когнитивных функций. Применение этих упражнений помогает детям в самоорганизации и контроле собственных движений.

Блок упражнений Углубление положения направлен на компенсацию таких последствий стресса как импульсивность и растерянность, что часто встречается у детей с ОНР. Упражнения помогают развитию способностей к самоконтролю, самоуспокоению, взаимодействию с окружающими. Таким образом, дети переживают и выражают эмоции, учатся справляться с собственными желаниями, освобождаются от страхов. Травмирующие воспоминания в процессе расслабления уходят. Многие дети испытывают затруднение с планированием и постановкой целей, переходу от информации к действию в результате эмоционального стресса, которому дети с ОНР однозначно подвергаются. Упражнения Углубления положения — простая и здоровая альтернатива напряжению и беспокойству.

Блок Растягивающих упражнений можно использовать для того, чтобы помочь расслабить, отпустить напряжение и увеличить степень подвижности мышц конечностей, которые перенапряжены и зажаты в результате длительного нахождение в одном положении. Шесть растягивающих упражнений подготавливают внимание детей, которое необходимо для высшей мыслительной деятельности. Внимание - это всегда часть процесса поиска порядка и структуры. Для мозга и нервной системы безопасность всегда является приоритетом. Ребенок, не чувствующий себя спокойно и в безопасности, не может сосредоточиться. В идеале, потребность ребенка в безопасности должна быть полностью удовлетворена, чтобы уверенность и чувство порядка были фоном, на котором естественном образом проявляется направленное внимание и функционирует кратковременная память. Вытягивание мышц позволяет освободить и направить внимание детей на предмет, который они изучают.

Блок Срединные упражнения направлен на координацию левосторонних и правосторонних функций мозга, которые необходимы для академической успеваемости. Специализацией левого полушария является абстрактно-логическое мышление, а специализацией правого полушария - пространственно-образное мышление. То есть, когда мы анализируем, считаем и говорим - более активно наше левое полушарие, а когда мы рисуем, фантазируем, танцуем и молчим - более активно правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Нашей Западной культуре и цивилизации присуща чрезмерная ориентация на левополушарную деятельность (логика, наука, техника и т. д.). Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Выполнение упражнений двумя руками полезны, так как любые операции двумя руками или глазами производятся в срединной зоне. Без развития навыков эффективной и комфортной работы в срединной зоне у ребенка будут затруднения с концентрации глаз на отдельных словах в процессе чтения. Потому что только с помощью слаженной работы обоих глаз можно достичь необходимой глубины визуального восприятия в срединной зоне, в которой разворачиваются сначала игра ребенка, а потом и чтение с письмом. Неспособность к пересечению срединной линии часто связана с неспособностью корректно воспринимать визуальную, звуковою и символическую информацию, что приводит к ошибкам в узнавании слов и дисграфии, что часто встречается у особых детей. Виды кинезиологических упражнений:

- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус.

- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

-Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие, позволяют расширить поле зрения. Разнообразные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. -  Телесные упражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивают межполушарное взаимодействие. Обездвиженный ребенок не обучается!

- Релаксационные упражнения способствуют снятию напряжения, расслабляют.

Применение кинезиологических упражнений:

- В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

- Систематические занятия приводят к развитию межполушарных связей, улучшается память, концентрация внимания. У детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, к управлению своими эмоциями.

- Задействуются участки мозга, которые раньше в учении не участвовали, решаются проблемы неуспешности.

- Перед интенсивной умственной нагрузкой кинезиологические упражнения способствуют энергетизации и сосредоточению. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение.
Применение упражнений возможно, как на предметных занятиях, так и на специальных уроках кинезиологии. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.

Если кинезиологические упражнения используются на предметных занятиях, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала детям с раннего возраста учить упражнения от простого к сложному.

• занятия проводить желательно утром на занятии или утренней гимнастике;

• занятия должны проводятся ежедневно;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• упражнения проводятся в движении;

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов проводить в речевом сопровождении: стихи, в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Предлагаю вашему вниманию некоторые кинезиологические упражнения.

«Ухо - нос» - Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за
противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши,
поменять положение рук. При выполнении упражнений стараюсь

использовать небольшие стишки:

«Села на нос мне, на правое ухо -
Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо»

Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения ладони на
плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь,
сжатая в кулак, - ладонь ребром - выпрямленная ладонь. Упражнение
выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

«Как сожму я кулачок,

И поставлю на бочок,

Разожму ладошки,

Положу на ножки».

«Замок» - Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

«Мама, мама!» (поднимаем оба указательных пальца)

Что тебе?» (поднимаем оба средних пальца)

«Гости к нам» (поднимаем оба безымянных пальца)

«Зови скорей» (поднимаем оба мизинца)

«Здрасте, здрасте!» (левая и правая руки в рукопожатии).

«Бабочка» - Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

«Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке».

«Колечко» - Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке - от мизинца к указательному пальцу.

Этот пальчик - маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Ни за что его не бросит,

Ну а этот - средний, длинный
Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

«Крючки» - Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно
воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект - тело.

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены

Друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

«Перекрёстные шаги» - Выполняется перекрёстно- латеральная ходьба (осознанная ходьба).
Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Это задействует
максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.

«Ожерелье» - Поочередно соединять большой палец с остальными пальцами (от указательного до мизинца и наоборот). Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем двумя.

«Каждый пальчик разотру,

Поздороваюсь со всеми,

Никого не пропущу.»

«Глазки» - (Можно рисовать глазами геометрические фигуры)

«Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг»

«Кивки» - Опускаем подбородок как можно ниже. Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

«Покиваем головой,

Чтобы был в душе покой.»

«Маршировка» -Выполнять лучше под ритмичную музыку. При этом шаг
левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. Активизирует зону обоих полушарий
образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно- обусловленный уровень мышления.

«Зеркальное рисование» - Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально­симметричные рисунки, буквы.

«Медвежьи покачивания» - Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки.

«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим» -Сесть и вытянуть ноги; переплести пальцы рук в замок и на уровне груди удобно расположить их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.