Применение кластерного подхода в условиях конкуренции

0
0
Материал опубликован 30 January 2016 в группе

Л. В. Латыпова

кандидат экономических наук, доцент

Сургутского государственного педагогического университета

Применение кластерного подхода в условиях конкуренции

"В современной экономике, особенно

в условиях глобализации ... на первое

выходят кластеры — системы взаимосвязей

фирм и организаций, значимость которых

как целого превышает простую сумму составных частей". М. Портер

На современном этапе развития общества всё большую популярность приобретает кластерная политика, нацеленная на повышение конкуренции и эффективности работы бизнеса, увеличение синергетического эффекта, развитие региональной конкурентоспособности, создание системы институтов, упрощающих трансферт знаний, способствующих установлению благоприятного инвестиционного и инновационного климата, установлению взаимосвязей между наукой, производством, финансами, сектором услуг и общественными организациями.

Исследование современных взглядов на кластеры как способ повышения конкурентоспособности экономики позволяет констатировать, что основоположником кластерной теории в ее нынешнем понимании стал американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Он первым наиболее законченно концептуализировал феномен кластера и определил его как «сконцентрированную по географическому признаку группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу». Компании внутри кластера и связанные с ними организации характеризуются общностью деятельности, объединены географически и взаимодополняют друг друга. Главный тезис Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. Эти преимущества и помогает усилить и объединить кластер.

«Кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.

В Российской Федерации пока нет спроса на кластеры со стороны крупных компаний, нет гибкого рынка труд и квалифицированной рабочей силой.

Согласно последним данным, на 1 января 2010 года количество субъектов малого бизнеса составило 5 млн. 600 тыс. Из них 1 млн 300 тыс. – микропредприятия, 228 тыс. — малые предприятия, около 18 тыс. - средние. И около 4 млн. имеют статус индивидуальных предпринимателей. В целом же за 2009 год количество малого бизнеса выросло на 9%. Однако рост преимущественно вызван увеличением количества индивидуальных предпринимателей.  

По структуре — 45% приходится на оптовую и розничную торговлю, но ее доля по сравнению с 2004 года незначительно снизилась, тогда она составляла 46%. На второй позиции — сектор услуг — 17%, третье место принадлежит строительству — 12% и на четвертом — обрабатывающий сектор 10%. Снижается число малых предприятий в научной и инновационной сфере; в 2004 году на них приходилось 2,5%, в 2010 году — только 0,8% от количества малых компаний.  Эффективность и роль малого бизнеса в России сильно уступает малому бизнесу в других странах. Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) считает, что основная проблема малого бизнеса не в том, что он маленький, а в том, что он изолированный и поэтому его эффективность невысока. Однако во всем мире давно нашли способ ее существенно повысить. Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес работает успешней в кластерах.  7

В настоящее время все более широкое признание находит точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Такие регионы-лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик.

Выделяют ряд преимуществ наличия кластера в регионе и пребывания предприятий в кластере:

- наблюдается повышение производительности благодаря наиболее эффективной комбинации факторов производства, доступу к информации, лучшей координации деятельности, созданию общественных благ (квалифицированная рабочая сила, специализированная инфраструктура, снижающая издержки и т.д.), стимулированию соперничества, ограничению влияния недобросовестной конкуренции;

- происходит возникновение новых деловых структур внутри кластера благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации, концентрации и доступности любых необходимых для образования предприятия ресурсов, в том числе информационных;

- идет широкое распространение инноваций благодаря быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, наличию информации о новых методиках, технологиях, возможностях осуществления поставок или экспериментирования с меньшими издержками;

- создание кластера способствует распространению новых технологий, согласованию уровней и стандартов технологии и организации производства в рамках «вертикали действий». Развиваются не только взаимосвязи между фирмами, но и эффективное взаимодействие профилирующей отрасли с наукой, образованием, влияющее и на стратегию региональных властей;

доступность фирм и местных организаций внутри кластера к информации о маркетинге, технологиях, текущих потребностях покупателей, которая может быть лучше организована и требует меньших затрат, что позволяет компаниям работать более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности;

- разделение высоких затрат и рисков инноваций между участниками сети, которые не под силу изолированной фирме. Снижение издержек на приобретение и распространение знаний и технологий становится возможным благодаря включению в состав объединения производителей знаний, кадровой миграции между участниками кластера и непрерывному обучению в результате реализации формальных и неформальных связей;

Предприятия, входящие в состав кластера вовсе не перестают конкурировать друг с другом, но конкуренция внутри кластера превращается в механизм активного распространения конкурентных преимуществ. Растущей популярностью у практиков пользуется бенчмаркинг - сравнительный анализ показателей собственной компании и характеристик работы наиболее успешных фирм.

Целями бенчмаркинга являются:

- выявление передовых фирм,

- определение факторов их успешного функционирования,

- последующее копирование этих факторов в своей компании.

Подражание лучшим образцам позволяет в сжатые сроки и с наименьшими затратами произвести усовершенствование бизнес-процессов. Применение бенчмаркинга дает возможность не только воспроизвести источники чужих успехов, но даже превзойти первооткрывателей за счет более последовательного использования их удачных находок.

Для повышения конкурентоспособности экономики, кластерные стратегии широко используются в странах Европы.

Несмотря на различность подходов, большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную стратегию. Страны, в наиболее явной форме осуществляющие такую стратегию, - Дания, Нидерланды, фламандский район Бельгии, Квебек (Канада), Финляндия, а также Южная Африка (при новом правительстве). Франция и Италия могут служить примерами стран, в которых издавна практикуется своеобразная кластерная стратегия, хотя и под другим названием.

В 2009 году в Великобритании насчитывалось порядка 167 кластеров, в США – 152, во Франции – 95. В Италии насчитывалось 260 «индустриальных округов», в работе которых принимают участие больше 80 тыс. предприятий, на которых официально работают свыше 800 тыс. человек. А если добавить предприятия, которые связаны с ними и размещены на территории округов других предприятий, в т.ч. и сферы услуг, то можно утверждать, что в этих кластерах работают более 1,2 млн. малых и средних предприятий, а количество работающих на этих предприятиях колеблется от 4 до 6 млн. человек.

В Австрии создано более 30 мегакластеров, в т.ч. по производству автомобилей, биотехнологиям и молекулярной медицине, программным продуктам, мультимедиа и т.д.

В Венгрии идет активная работа, уже созданы 100 производственных парков, которые насчитывают 656 компаний с количеством работающих 60 тыс. чел. Суммарная производственная площадь 4400 га.

В Китае Шанхай - флагман экономики Китая – огромный мегакластер, в который входят: 9 кластеров, в том числе автомобильный, ряд высокотехнологичных, а также по производству стали.

Таким образом, можно сказать том, что кластерный подход – это эффективный и современный метод повышения конкурентоспособности предприятий, региона и страны в целом. Формирование кластеров способствует повышению инновационной активности субъектов экономической деятельности, развитию конкуренции внутри кластера и за его пределами, порождает эффект масштаба, охвата и синергии.

Список литературы

Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики, 2005, №4. С.83.

Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Издательство Дом «Вильямс», 2001. – 286с.

Тютин Д. В. Формирование региональных пространственно-организованных кластеров в конкурентном развитии территорий : монография. - Калуга, 2010. – 233 с.

Бородина Е.А. Кластерный подход как направление промышленной политики // Известия вузов. Машиностроение: науч.-техн. журнал. 2005. № 6.

Нурпеисова Л.С. Кластерный анализ – база управления конкурентоспособностью на макроуровне. // Вестник КазНУ. Серия экономическая. № 3, 2004. С. 72-75.

Тулегенова М.С. Кластерный подход в создании интегрированных структур. // Вестник КазНУ. Серия экономическая. № 2, 2004. С. 104-111.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации