Применение тестовых технологий в изучении новейшей истории России
МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей истории Протокол № «__» _____________2019г Руководитель МО___________Н. А. Суховеева | УТВЕРЖДЕНО
Директор школы МКОУ Венгеровской СОШ №1 _________Л.И.Свиридова
|
Элективный курс
«Применение тестовых технологий в изучении
новейшей истории России»
(11 класс)
Программа составлена
учителем истории
первой квалификационной категории
Ульяновым А.В.
Венгерово, 2019
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учётом требований ФГОС СОО, требовании к результатам обучения по истории базового и профильного уровня, кодификатора ЕГЭ по истории. При разработке программы использовались ресурсы сети Интернет.
Актуальность предлагаемой программы исходит из современных условий модернизации системы образования и связана с процессом профилизации обучения. Изучение истории на базовом уровне (70 часов в год) недостаточно для выпускников, выбравших историю, в качестве предмета, необходимого для сдачи ЕГЭ по выбору и поступления в соответствующие ВУЗы и колледжи. Данная программа рассчитана на 35 часов, что позволяет расширить базовый уровень изучения новейшей истории России и способствовать развитию предметных и ключевых компетенций учащихся 11 класса.
Этот курс является профильным и предметным, так как он направлен на поддержание базового учебного предмета и помощь в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне.
Цели курса:
подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;
способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.
Задачи:
повышение базового уровня изучения новейшей истории России
развитие предметных компетенций учащихся на повышенном уровне ( хронологические знания и умения – сопоставление дат и событий, характеристика периодов в развитии исторических процессов 20-нач.21 веков, знание фактов, их участников, результаты;
работа с источниками (исторические документы, исторические карты)
– умение характеризовать позиции, взгляды автора, сопоставлять их с
исторической эпохой, сравнивать;
исторический анализ - объяснять последовательность возникновения и
развития исторических явлений, соотносить исторические факты и
общие явления, сравнивать их, объяснять смысл, значение важнейших
исторических понятий, понимать причинно-следственные связи
исторических событий;
умение излагать оценки событий и личностей, сравнивать их,
аргументировать альтернативные точки зрения)
развитие ключевых компетенций учащихся (информационная, коммуникативная, интеллектуальная, организационная)
развитие навыков работы с тестами на базовом (А), повышенном (В), высоком (С) уровнях
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска правильного ответа.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 10 -30 минут, проверочные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по истории в форме ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Ожидаемые результаты обучения:
компетентность выпускников - знаниевая, информационная, коммуникативная, организационная
успешная итоговая аттестация по истории в форме ЕГЭ
Требования к уровню подготовки выпускника
знать/понимать
факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического развития России в новейшее время
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, норм и мотивов человеческого поведения
уметь
анализировать исторические документы, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)
использовать принципы причинно-следственного, временного и пространственного анализа для изучения исторических явлений
анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки
сравнивать однородные факты
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
осознания себя как гражданина России;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
Содержание программы
Введение. Особенности кодификатора и спецификации по истории в 2019-2020 учебном году. (1 час)
Технологии подготовки к ЕГЭ (задания части С) – 2 часа. Алгоритм решения заданий С1-С3 : анализ исторического документа. Алгоритм решения заданий С4: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений. Алгоритм решения заданий С5: анализ исторических версий и оценок. Алгоритм решения заданий С6: анализ исторической ситуации. Алгоритм решения заданий С7: сравнение двух однородных фактов.
Россия во второй половине XIX – начале XX века (4 часа). Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Роль общины в жизни крестьянства. Общественное движение: от разночинцев к партиям. Основные партии, их идеи. Становление российского парламентаризма (деятельность Государственной Думы). Война и российское общество. Идейные искания российской интеллигенции в начале XX века. Русская религиозная философия. Практическое применение технологий.
Революция 1917г. и гражданская война в России (4 часа). Причины падения самодержавия. Характер событий с марта по сентябрь 1917года. Причины слабости демократических сил России. События октябрьского переворота в оценках современников и историков. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Конституция 1918 года. Формирование однопартийной системы в России. «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. Экономические и политические последствия гражданской войны. Практическое применение технологий.
Советское общество в 1922-1941гг. (5 часа) Полемика о принципах национально-государственного строительства. Основные направления и принципы национальной политики. Борьба за власть в партии. Причины свёртывания НЭПа. НЭП в оценках современников и историков. Индустриализация и коллективизация в заданиях части В и С. Складывание индустриальной базы на востоке страны. ВПК.. Мобилизационный характер советской экономики. Партийный аппарат и номенклатура. Идеологические основы советского общества. Образование. Русское зарубежье. Раскол РПЦ. Деятельность Коминтерна. Дипломатическое признание СССР. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.
СССР в годы Великой Отечественной войны. (4 часа) Состояние Красной Армии накануне войны. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории Развитие советского военного искусства. Капитуляция нацистской Германии. Народное ополчение. Эвакуация населения и предприятий на восток страны. Русская православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. Ленд-лиз и его значение. Цена Победы.
СССР в первые послевоенные десятилетия. (4 часа) Споры о причинах и характере холодной войны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В.Сталина. Концепция построения коммунизма. Политика Н.С.Хрущёва в оценках историков. Формирование мировой социалистической системы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Применение тестовых технологий.
СССР в середине 1960-х-начале 1980-хгг. «Застой» (3 часа) Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. Концепция развитого социализма. Диссидентское и правозащитное движения. Внешняя политика. «Доктрина Брежнева». Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины её срыва. Афганская война и её последствия. Культура. Самиздат. Достижения и противоречия в развитии образования. Роль науки в развёртывании НТР.
Советское общество в 1985-1991гг. (4 часа) Обновление кадров. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и её противоречия. Кризис потребления и подъём забастовочного движения в 1989г. Демократизация общественной жизни. Дискуссии о переосмыслении прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряжённости в межэтнических отношениях. Подъём национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Подготовка нового союзного договора. Причины распада СССР. Распад мировой социалистической системы.
Российская Федерация в 1991-2003гг. (4 часа) «Парад суверенитетов». Политический кризис сентября-октября 1993г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003г. и президентские выборы 2004г. Партнёрство России и Европейского Союза. Россия и вызовы глобализации. Проблемы борьбы с международным терроризмом. Россия и НАТО. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры. Россия в условиях становления информационного общества.
Список литературы
Левандовский А.А. «История России, XX-начало XXI века», учебник для учащихся 11 кл. ОУ, базовый уровень; М. Просвещение, 2009
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XX-начало XXI века», учебник для 9 кл., М. Просвещение, 2000
О.Ю.Стрелова «ЕГЭ История 100 баллов. Выполнение заданий части С», М. «Экзамен», 2008
В.В.Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах», М. «Эксмо», 2007
В.В.Кириллов, Г.М.Кулагина «История России. Справочник», М. «Эксмо», 2006
Контрольно-измерительные материалы (2015-2020)
Список Интернет-ресурсов в помощь при подготовке к ЕГЭ
Для подготовки используем онлайн курсы по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию «Фоксфорд»; «Экзамен».
http://chetyrlashool.edusite.ru/p31aa1.html
http://standart edu.ru
http://www.sarrcoko.ru/gia.php
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obshestvoznanie_6kl/index.html
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
http://lesson-history.narod. Ru
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Федеральный институт педагогических измерений
http://ricoko.ru/?page_id=2100
Нормативные документы по ЕГЭ и ГИА
http://ricoko.ru/?page_id=1658
Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ И ГИА
Пробные варианты ЕГЭ по всем предметам с ответами и пояснениями, а также упражнения на выполнение отдельных типов заданий из раздела В.
Каталог электронных образовательных ресурсов по всем предметам для подготовки к урокам и самостоятельной диагностики знаний
http://4ege.ru http://www.alleng.ru
Демоверсии, тестовые задания, видеолекции, консультации по всем предметам http://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по всем предметам для подготовки к урокам, электронный контроль качества знаний http://shpargalkaege.ru/EME13.shtml
Варианты ЕГЭ, видеоконсультации, видео решение заданий ЕГЭ http://shpargalkaege.ru/egepomatematike.shtml#veb
Видеоуроки, онлайн-семинары, варианты экзаменационных заданий для подготовки к ЕГЭ
http://www.rustest.ru/about/index.php
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования» (ФЦТ) создан в целях содействия Рособрнадзору в осуществлении его полномочий, в том числе по организации проведения единого государственного экзамена, формированию и ведению информационных ресурсов.
http://www.100ege.ru/oursubjects
Центр дистанционного обучения «100EGE.ru» проводит обучение школьников 8-11 классов по математике, русскому языку, физике, обществознанию и информатике. Обучение в центре является дополнением к традиционному школьному образованию. Наши занятия проходят в режиме реального времени по сети Интернет. Все школьники, присутствующие на занятии, могут задавать преподавателю вопросы, они хорошо видят и слышат преподавателя, как будто они сидят за первой партой. Обучение в Центре «100EGE.ru» — это возможность готовиться к вузовским олимпиадам, ЕГЭ и ГИА с лучшими учителями России, не выходя из дома
http://uztest.ru/
Руководитель сайта - Ким Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, обладатель премии Президента РФ.
«Виртуальная школа МЦ» предназначена для подготовке к ЕГЭ учителей-предметников и учащихся ОУ ЮАО г.Москвы
http://vk.com/feed#/welearn
Группа «В контакте» по подготовке к ЕГЭ 2017 https://sites.google.com/site/masterklasspodgotovkakege/home
Онлайн курсы ЕГЭ при информационной поддержке СПБГПУ. Онлайн-видеоуроки, профессиональные преподаватели.
http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru
Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив».
Виртуальная общеобразовательная школа. Курсы по предметам созданы на основе Moodle-виртуальной обучающей среды, представляющий собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение для организации онлайн- обучения.
поурочное планирование элективного курса
№ п/п | Название тем и уроков | количество часов |
(35) | ||
| Введение. Особенности кодификатора и спецификации по истории в 2010-2011 учебном году. | 1 |
| Технологии подготовки к ЕГЭ (задания части С) | 2 |
1.1. Алгоритм решения заданий С1-С3 : анализ исторического документа. Алгоритм решения заданий С4: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений. | 1 | |
1.2. Алгоритм решения заданий С5: анализ исторических версий и оценок. Алгоритм решения заданий С6: анализ исторической ситуации. Алгоритм решения заданий С7: сравнение двух однородных фактов. | 1 | |
| Тема 1. Россия во второй половине XIX – начале XX века | 4 |
1.1. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Роль общины в жизни крестьянства. | 1 | |
1.2. Общественное движение: от разночинцев к партиям. | 1 | |
1.3. Становление российского парламентаризма (деятельность Государственной Думы). | 1 | |
1.4. Война и российское общество. Идейные искания российской интеллигенции в начале XX века. Русская религиозная философия. | 1 | |
| Тема 2. Революция 1917г. и гражданская война в России | 4 |
2.1. Причины падения самодержавия. Характер событий с марта по сентябрь 1917года. Причины слабости демократических сил России. | 1 | |
2.2. События октябрьского переворота в оценках современников и историков. Созыв и роспуск Учредительного собрания. | 1 | |
2.3. Брестский мир. Конституция 1918 года. Формирование однопартийной системы в России. | 1 | |
2.4. «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. Экономические и политические последствия гражданской войны. | 1 | |
| Тема 3. Советское общество в 1922-1941гг. | 5 |
3.1. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Основные направления и принципы национальной политики. | 1 | |
3.2. Борьба за власть в партии. Причины свёртывания НЭПа. НЭП в оценках современников и историков. | 1 | |
3.3. Индустриализация и коллективизация в заданиях части В и С. Складывание индустриальной базы на востоке страны. ВПК.. Мобилизационный характер советской экономики. Партийный аппарат и номенклатура. | 1 | |
3.4. Идеологические основы советского общества. Образование. Русское зарубежье. Раскол РПЦ. | 1 | |
3.5. Дипломатическое признание СССР. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. | 1 | |
6. | Тема 4. СССР в годы Великой Отечественной войны. | 4 |
4.1. Состояние Красной Армии накануне войны. Причины неудач на начальном этапе войны. | 1 | |
4.2. Оккупационный режим на советской территории Развитие советского военного искусства. Капитуляция нацистской Германии. Народное ополчение. | 1 | |
4.3. Эвакуация населения и предприятий на восток страны. Русская православная церковь в годы войны | 1 | |
4.4. Героизм народа на фронте и в тылу. Ленд-лиз и его значение. Цена Победы. | 1 | |
7. | Тема 5. СССР в первые послевоенные десятилетия. | 4 |
5.1. Споры о причинах и характере холодной войны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. | 1 | |
5.2. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. | 1 | |
5.3. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В.Сталина. | 1 | |
5.4. Концепция построения коммунизма. Политика Н.С.Хрущёва в оценках историков. Формирование мировой социалистической системы. | 1 | |
8. | Тема 6 СССР в середине 1960-х-начале 1980-хгг. «Застой» | 3 |
6.1. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. Концепция развитого социализма. Диссидентское и правозащитное движения. | 1 | |
6.2. Внешняя политика. «Доктрина Брежнева». Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины её срыва. Афганская война и её последствия. | 1 | |
6.3. Культура. Самиздат. Достижения и противоречия в развитии образования. Роль науки в развёртывании НТР. | 1 | |
9. | Тема 7 Советское общество в 1985-1991гг. | 4 |
7.1. Обновление кадров. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и её противоречия. Кризис потребления и подъём забастовочного движения в 1989г. | 1 | |
7.2. Демократизация общественной жизни. Дискуссии о переосмыслении прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. | 1 | |
7.3. Причины роста напряжённости в межэтнических отношениях. Подъём национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Подготовка нового союзного договора. Причины распада СССР. | 1 | |
7.4. Распад мировой социалистической системы. | 1 | |
10. | Тема 8 Российская Федерация в 1991-2003гг. | 4 |
8.1. «Парад суверенитетов». Политический кризис сентября-октября 1993г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны. | 1 | |
8.2. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. | 1 | |
8.3. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003г. и президентские выборы 2004г. Партнёрство России и Европейского Союза. Россия и вызовы глобализации. Проблемы борьбы с международным терроризмом. Россия и НАТО. | 1 | |
8.4. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры. Россия в условиях становления информационного общества. | 1 |