Использование метода кейсов при подготовке специалистов по туризму
Использование метода кейсов при подготовке специалистов по туризму
Новикова Н.В.,
преподаватель ОГАПОУ «БМТК»
г.Белгород
Аннотация: в данной статье систематизированы дидактические основы разработки и применения метода анализа конкретных ситуаций; актуальность и проблематика систематического использования кейс-метода при подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.10 «Туризм».
Обучиться чему-то можно только делая это.
Джон Дьюи.
ФГОС СПО принципиально изменил требования к образовательным результатам, и к процессу их формирования и измерения. В современных условиях предполагается активная позиция самого обучающегося по получению, а не присвоению знаний в процессе обучения. Формирование требуемых ФГОС СПО профессиональных и общих компетенций во многом зависит от применяемых педагогом интерактивных, деятельностных технологий. В ряду этих технологий достойное место занимают кейс-методы.
Современные преподаватели уже несколько лет успешно используют методику обучения «case-study», впервые примененную в Гарварде в 1924 году. «Сase-study», – это метод анализа ситуаций. Суть его в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию. На пути ее разрешения студенту требуется актуализировать знания, полученные ранее, а если знаний не хватает, то найти их и применить. Чаще всего при этом сама проблема не имеет однозначных решений, что позволяет преподавателю варьировать ход занятия.
Требования времени и образовательного пространства выступают благоприятной основой для внедрения инновационных педагогических технологий при преподавании специальных дисциплин.
Рассмотрим возможности и особенности применения метода кейсов для обучения студентов специальности «Туризм» с целью формирования профессиональных и личностных компетенций
Охарактеризуем главные преимущества использования кейс-метода в учебном процессе подготовки специалистов по туризму. Во-первых, это получение студентами навыков решения реальных проблем. Кейс-технология имитирует механизм принятия практических решений, что требует не только знания и понимания терминов, но и умения использовать их, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение, отстаивать его. Во-вторых, получение навыков работы в команде. Мнение каждого может стать командным решением. И наконец, получение навыков презентации, которая является обязательной составной частью процедуры работы над кейсом. Получение навыков участия в прессконференции, которая может проводиться по итогам работы команд, а это значит, умение формулировать вопрос, аргументировать ответ.
В качестве примера кейса для коллективного обсуждения и выра.ботки решения как выйти из сложной ситуа.ции приведем следующий кейс: в турфирму «Миллениум тур» обратился гр. Петров А.А. (являющийся постоянным клиентом турфирмы) за. помощью в орга.низа.ции отдыха. в Турции. Клиент уже более 5 лет приобрета.л путевки в да.нной фирме и был знаком с ее руководителем, поэтому первона.ча.льно обра.тился с этой просьбой к директору турфирмы, который очень опера.тивно предста.вил координа.ты клиента. специа.листу компа.нии, за.нима.ющейся да.нным на.пра.влением. Менеджер по прода.жа.м позвонила. Гр. Петрову А.А спустя три дня и выяснила., ка.кие есть пожела.ния. по орга.низа.ции тура. (время и место отдыха., предпочтения по отелю и цене тура. и другие особенности). Особенностью за.явки было то, что клиент хотел отдыха.ть только в одном месте — Мармарис. Через три дня клиент получил более 15 предложений по тура.м, ссылки на. отели, но ни одного предложения по желаемому направлению. Отвечать на. это письмо клиент не стал и, ка.к выяснилось позже, приобрел путевку в другом турагенстве по направлению Ма.рмарис. Менеджер по прода.жа.м в течение недели не пыталась связаться с клиентом. Только через неделю клиент получил письмо с вопросом о принятии решения по выбору тура.. Гр. Петров А.А. не ответил специа.листу, а. просто пересла.л переписку руководителю турфирмы без ка.ких-либо комментариев.
По этому кейсу можно дать следующее задание: продумать и ра.зра.бота.ть меры по предотвращению возникновения подобных ситуа.ций, когда. постоянный клиент уходит в другую турфирму. А.на.лиз кейса. предпола.га.ет определение причин произошедшей ситуа.ции, действий специа.листа. и руководителя турфирмы (по сути, бездействие и отсутствие контроля), а.на.лиз мотивов поведения клиента.. После этого ра.зра.ба.тыва.ется комплекс мер по совершенствова.нию системы контроля, внутренних коммуника.ций, системы стимулирова.ния и других а.спектов деятельности компа.нии. Обучающиеся представляют свои решения перед группой, и далее выбира.ется (группой или препода.ва.телем) самое эффективное решение. Ка.к ва.риа.нт — из всех предложенных ва.риа.нтов выбира.ются лучшие к ка.ждой сфере деятельности (контроль, коммуника.ции, стимулирова.ние) и готовится комплексное коллективное решение.
Главное преимущество кейс-метода - это разбор ситуаций, реальных и конкретных. Когда студенты разработали и презентовали свои решения, в качестве продолжения, преподаватель может рассмотреть со студентами, какой способ выхода из данной ситуации нашла турфирма, и насколько эффективнее или неэффективнее предложенные ими варианты.
Исходя из всего сказанного, основная цель использования кейс-метода как одной из активных форм обучения при подготовке студентов — показать особенности работы в туристической сфере, закрепить теоретические знания, полученные на лекции, приобрести навыки работы в команде по принципу дополняющих компетенций, навыки разработки проектов и их презентации. И в конечном итоге — научить студентов моделировать в будущем свое профессиональное поведение, что должно обеспечить их востребованность на рынке труда в данной области.
Применение метода кейсов в образовательном процессе увеличивает эффективность обучения во время изучения спецдисциплин, так как студенты оказываются в ситуации необходимости и неоднозначности выбора, выработки и планирования реализации управленческого решения. При изучении дисциплин профессионального цикла специальности 43.02.10 «Туризм» наиболее перспективно применение кейс-метода на практических занятиях по дисциплинам «Технология и организация турагентской деятельности» «Технология и организация туроператорской деятельности», «Маркетинговые технологии в туризме», «Технология продаж и продвижения турпродукта».
За основу разработки кейса можно взять данные предприятий сферы туризма (туристические фирмы, гостиницы, рестораны), изучением организации работы которых, студенты занимались во время прохождения производственных практик.
Использование кейс-метода при подготовке специалистов среднего звена по специальности «Туризм» имеет ряд специфических препятствий:
- узкий круг специалистов и «молодая» специальность, как следствие недостаток методических разработок по специальным дисциплинам;
- профессиональное образование по специальности «Туризм» проходит этап становления, связи с чем меняются профессиональные стандарты подготовки специалистов, а вместе с ними учебные планы и программы специальных дисциплин, что не дает возможности проследить стойкий эффект от внедрения инноваций;
- централизация туристических операторов в столице не дает практической возможности ознакомления с технологией их работы в регионах, путем проведения производственных практик на их базе, разработки данных кейсов на практических примерах.
Несмотря на сложности в реализации кейс-метода невозможно не отметить что данный метод является одним из наиболее перспективных при целенаправленном систематическом применении в цикле дисциплин практической подготовки специалистов среднего звена по специальности «Туризм».
Список литературы
1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / А.М. Долгоруков. – Мн., 2017. – 172с.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельчнинов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2019. - 168 с.
3. Зобов А.М. Метод кейс-стади // ЭЛИТАРИУМ: центр дистанционного образования. URL: www.elitarium.ru
4. Наумова М. Использование метода case-study в преподавании экономических дисциплин в высших учебных заведениях / М. Наумова, Л. Гладкова. – К., 2020. – 217с.
5. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод / Е.А. Михайлова. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2018. - 136 с.
6. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 2018. - 192 с.
7. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: метод. пособие / Под ред. В. И. Матирко. – М., 2019. - 255 с.