Методика использования здоровьесберегающих педагогических технологий при подготовке детей к школе
Методика использования здоровьесберегающих педагогических технологий при подготовке детей к школе
Автор:
Жукова Оксана Михайловна
воспитатель первой категории
Поступление в школу – это кардинальная перестройка уклада жизни ребенка. Привычная детская беззаботность сменяется ограничениями и необходимостью выполнять множество требований. Отныне ребенок должен систематически работать, соблюдать режим и предписания школьной жизни [31, с. 4].
Вопрос о том, нужно ли учить ребенка до школы, давно потерял свою актуальность. Рост информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем детей и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения. Подготовка детей к школе в детском саду позволит предупредить многие трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе. У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация к школе, у них гораздо чаще появляются различные трудности обучения, среди них гораздо больше неуспевающих и не только в первом классе. Эти дети во 2, 3, 4 классе чаще оказываются среди неуспевающих, именно у них в большинстве случаев отмечаются нарушения состояния здоровья, прежде всего эмоциональной сферы. С началом обучения в школе в среднем у 65 % неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы и истерические реакции, повышенная слезливость и заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся низких отметок, опозданий на уроки, наказаний родителей за низкие отметки. Посещение школы для таких детей становится "пыткой". Трудности в обучении, неуспехи отбивают у этих детей последний интерес к учёбе. Именно поэтому очень важно заниматься подготовкой детей в условиях детского образовательного учреждения [10, с.36].
Дети не приучены к дисциплине и труду, не могут высидеть на одном месте, рассеяны и не «слышат» учителя. Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у дошкольника знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием. Физическая готовность ребёнка определяется хорошим состоянием здоровья, готовностью руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, достаточным развитием культурно-гигиенических навыков и др. Физическая готовность составляет основу для психологической готовности ребенка к школе [49, с.21].
Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей б—7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Поэтому важно помнить тезис Л. С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» [20, с.188].
Вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и включает в себя:
- приобретение необходимых для первоклассника знаний;
- приобретение навыков нахождения в коллективе;
- приучение дисциплине и труду [41, с. 9].
На современном этапе развития образования существует несколько концепций использования здоровьесберегающих педагогических технологий для подготовки детей к школе. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости [20, с.8].
Немаловажную роль в работе детского сада по сохранению и формированию здоровья ребенка играют такие программы, как:
Программа воспитания и обучения в детском саду (авторский коллектив: М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова) [58];
Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторский коллектив: H.H. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) [59];
Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга» (авторский коллектив: В.В. Гербова,
Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик) [35];
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др. [33];
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2010» //Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова,
Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова,
О.В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007 [34].
Т.Н. Доронова в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы; физические упражнения; профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений [35].
В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» ставит задачи развития физической активности детей: их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально - привлекательных форм, работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности [59].
Остановимся более подробно на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО) [35].
В рамках данной программы физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками отводится достаточное количество часов. В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций [54, с.19].
Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. По решению администрации, медицинского персонала дошкольного учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливающие процедуры (например, сауна с контрастным обливанием и прочее).
В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня [50, с.5]
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением [50, с.11].
Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику [50, с.12].
Педагогическая деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях [82, с.35].
Основная форма валеологического воспитания детей раннего и дошкольного возраста — разные виды интегрированных занятий. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др. [53, с.6].
На занятиях широко используются разные виды деятельности: групповые и индивидуальные занятиями в игровой форме; гигиенические мероприятия, закаливающие мероприятия; упражнения; подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств дошкольника.
На занятиях применяются упражнения для осанки, профилактики плоскостопия, упражнения для дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др. Хорошим средством формирования здоровья и профилактики являются комплексы гимнастических упражнений с предметами (обруч, флажки, платочки, ленты, погремушки, воздушные шары и др.). Так же на занятиях применяется множество перестроений, упражнений для координации движений, ориентировки в пространстве и др. На подобных занятиях реализуются следующие задачи:
-совершенствование психических процессов: познание своего характера, укрепление воли;
-развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами;
-развитие умения снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку, стать спокойнее. Дети учатся правильно дышать, расслабляться;
-духовное обогащение: научиться быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, веселым, не причинять вреда другим;
-развивать у детей потребности в здоровом образе жизни [80, с.9].
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций [42, с.14].
Методика использования здоровьесберегающих технологий зависит от возраста детей.
Педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Младший дошкольный возраст ребенка (от 3 до 4 лет)— это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности [12, с.123].
В данном возрасте с целью воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
С целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни необходимо развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания; формировать желание вести здоровый образ жизни [49, с.203].
С целью обучения навыкам безопасности собственной жизнедеятельности необходимо знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.
В данный период особенно необходимо развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Создавать условия для развлечения детей, организованные сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (в подвижных играх, викторинах) [49, с.201].
Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего дошкольника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении.
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Физическое развитие младших дошкольников отличается от развития детей среднего и особенного старшего дошкольного возраста.
С целью начальной подготовки ребенка к школе на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья. Использовать массажные дорожки; точечный массаж; пальчиковые игры; утренняя зарядка; физкультминутки; динамические паузы; гимнастика для глаз.
Во время прогулки необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, направленную на овладение детьми основных видов движений. Подвижные игры со всеми детьми и 2-3 игры с подгруппой детей.
Совместная двигательная деятельность педагога и детей.
Сюжетные подвижные игры.
Спортивные игры и спортивные упражнения.
Катание на велосипеде, самокате, санках, лыжах и т.д.
Малоподвижные игры.
Дыхательные упражнения
Игры со спортивным инвентарем.
Работа с семьей по организации совместной двигательной активности.
Динамические паузы и "физминутки" проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия).
Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени. Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.
Таким образом, с целью начальной подготовки к школе детей младшей группы, применяются здоровьеберегающие технологии, направленные на обучение навыкам личной гигиены, навыкам ухода за своим телом, на развитие умения концентрироваться, развитие двигательной деятельности, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Создавать условия для развлечения детей, организованные сотрудниками детского сада, с участием родителей.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость [12, с.137].
Для детей среднего дошкольного возраста сохранение позы требует специальной внутренней активности. Если ввести какие-нибудь отвлекающие моменты, сохранить позу им не удастся.
Необходимо продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма [49, с.204].
Обучение детей будет наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, педагоги включают в креативный план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер. Например, такие:
Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.
Работа с глиной и пластилином. Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.
Игры с песком. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние; развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Таким образом, с целью продолжения подготовки к школе детей средней группы, применяются здоровьеберегающие технологии, направленные на развитие обучения навыкам личной гигиены, навыкам ухода изучение особенностей своего тела, концентрации внимания, развитие двигательной деятельности, умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. В процесс подготовки к школе добавляются дидактические, ролевые игры, игры, которые носят оздоровительный характер
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет) является одним из важнейших этапов перестройки детского организма. У ребенка пяти-семи лет активно развиваются практически все физиологические системы, начиная с опорно-двигательной и сердечно-сосудистой и заканчивая нервной и эндокринной.
В данном возрасте необходимо расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»), расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни («Правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья») и факторах, разрушающих здоровье.
Все происходящие изменения видны не только внешне (увеличение роста, веса и т.д.), но и на примере поведения ребенка. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются [12, с.145]. Движения, достаточная двигательная активность необходимы дошкольнику не только для нормального развития, здоровья, но и для формирования его личности. Высокая потребность в двигательной активности компенсирует вынужденную статичную позу при долгом сидении за рабочим столом, у телевизора. В то же время ребенок 6—7 лет еще не способен на очень длительное физическое напряжение, несмотря на то что, увлекшись какой-либо игрой, он может проявить силу и выносливость, превышающую его обычный уровень. Взрослые должны осознавать, что отсутствие жалоб на усталость и желание продолжать интересное занятие даются ребенку значительным нервным и мышечным напряжением, поэтому необходим контроль за состоянием ребенка. Двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста уже находится под их контролем, они могут владеть собой [27, с.5].
Особое значение для будущего школьника имеет способность управлять своими движениями. Экспериментальные исследования, посвященные этой проблеме, показали, что формирование произвольности двигательного поведения ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста, проходит ряд качественно своеобразных стадий. Если предложить детям произвольно удерживать определенную позу (например, позу «часового»), то дошкольники практически не справятся с подобной задачей, даже принимая ее с охотой. Эта задача имеет для них мотив, заключающийся в их отношении к требованию взрослого, но они не в состоянии длительно контролировать свои движения ни со стороны внешнего результата, который нужно достичь, ни со стороны самого двигательного процесса.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом [49, с.207].
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты [49, с. 14].
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
С целью формирования культурно-гигиенических навыков формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
При наличии соответствующих условий можно обучать детей плаванию и гидроаэробике (в старшей и подготовительной группах). Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования [49, с.216].
Шесть-семь лет — период интенсивного развития мозга. Рассматривая особенности развития мозга дошкольника, американский психолог и врач Глен Доман замечает: «Природа создала свое самое чудесное изобретение — человеческий мозг — таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы себе едва представляем» [17, с.6].
Итак, в старшей возрастной группе при подготовке к школе необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие силы воли, удержания внимания на определенном объекте, духа соперничества, стремления к намеченной цели, активной жизненной позиции (активное участие в спортивно-оздоровительных праздниках); умения воспринимать инструкции. Важно отметить, развитие навыков саморегуляции и релаксации, проведение самомассажа, умение проводить самостоятельно гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
В таблице 2 мы рассмотрели особенности применения здоровьсберегающих технологий при подготовке ребенка к школе в зависимости от возраста.
Таблица 2 – Подготовка к школе детей разных возрастных категорий с помощью здоровьесберегающих технологий
Возраст детей | Здоровьсберегающая технология | Цель работы |
Младшая группа | Игровые занятия Закаливание Игры с правилами Совместные мероприятия с родителями Подвижные игры (простые игры с мячом ) | Воспитание культурно-гигиенических навыков Формирование навыка заботы о своем теле Развитие активности и творчества в процессе двигательной деятельности; согласование движений и ориентация в пространстве Привлечение родителей, ознакомление с основными здоровьесберегающими технологиями Учить удерживать равновесие и координацию движений |
Средняя группа | Подвижные игры Эмоционально окрашенная двигательная активность Работа с семьей Дидактические и ролевые игры Подвижные игры Самомассаж Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика Самомассаж Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика | Овладение основными видами движений Развитие эмоций, психологическая разгрузка детей Организация совместной двигательной активности Умение концентрироваться, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, развивать способность контролировать поведение, эмоции. Умение держать двигательное поведение под контролем. Развитие специальной внутренней активности для сохранения позы, умения завершить действие по сигналу Меры, направленные на охрану зрения Обучение навыкам ухода за своим телом |
Старшая группа | Подвижные игры (усложнение игр) Двигательная активность 60% от времени бодрствования Игровые занятия Физкультурные занятия Физкультминутки длительностью 1-3 минуты Самомассаж Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика Семейные спортивно-развлекательные мероприятия Анкетирование, родительские собрания и др. Овладение бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах. Движение во всех видах: • подвижные игры на воздухе; • утренняя гимнастика; • закаливание; • достаточное освещение и правильно подобранная мебель; • постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий; • специальные комплексы упражнений. | Развитие устойчивого равновесия, умение сохранять позу Способность удерживать двигательное поведение под контролем Способность управлять своими движениями Расширение представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. умение воспринимать инструкции, стремление к намеченной цели Прививать интерес к физической культуре и спорту Умение проводить физкультминутки и самомассажи самостоятельно Меры, направленные на охрану зрения Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Движения становятся более скоординированными, ловкими, детям уже доступны сложные циклические и точные двигательные действия. Баланс взаимодействия двигательной и зрительной систем складывается как в ходе возрастного развития, так и при освоении определенных видов деятельности Профилактика нарушений осанки |
Таким образом, в разных возрастных категориях детей дошкольного возраста при подготовке к школе применяются разнообразные виды здоровьесберегающих технологий и формы работы с ними.
В таблице 3 указаны формы работы с дошкольниками и режим применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Таблица 3— Режим применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды занятий | Формы работы | Цель занятий | Количество и длительность занятий (в мин.)в зависимости от возраста детей | ||
| | | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа |
Просветительно – воспитательная работа | проведение занятий и бесед индивидуальная работа игры-занятия гигиенические процедуры | Воспитание культурно-гигиенических навыков | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Просветительно – воспитательная работа | проведение занятий и бесед индивидуальная работа изо деятельность | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | 2 раза в неделю | 3 раза в неделю | 4 раза в неделю |
Обучение навыкам безопасности собственной жизнедеятельности | Проведение занятий в игровой форме изо деятельность | формирование у детей навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, а также на профилактику и предотвращение детского дорожно– транспортного травматизма | 2 раза в неделю | 3 раза в неделю | 4 раза в неделю |
Просветительно – воспитательная работа с родителями | консультаций на родительских собраниях и индивидуально | Совместная работа с родителями направлена на оздоровление детей и на развитие их физической активности. | 1 раз в квартал По необходимости | 1 раз в квартал По необходимости | 1 раз в квартал По необходимости |
Утренняя гимнастика | Занятия в игровой форме | Общее оздоровление организма | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Физкультурные занятия | В помещении | Оптимизация физического развития; выработка у детей правильной осанки. | 2 раза в неделю 15-20 | 2 раза в неделю 20-25 | 2 раза в неделю 25-30 |
На улице | 1 раз в неделю 15-20 | 1 раз в неделю 20-25 | 1 раз в неделю 25-30 | ||
Физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня | утренняя гимнастика (по желанию детей) | Формирование элементарных знаний в области физической культуры | Ежедневно 5-6 | Ежедневно 6-8 | Ежедневно 8-10 |
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20 | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25 | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 | ||
Физкультминутки (в середине статического занятия) | _ | _ | 1-3 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | ||
Комплексы закаливающих процедур | Закаливающие мероприятия | Общее оздоровление организма | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Активный отдых | физкультурный досуг | Оптимизация физического развития; гармоничное развитие всего организма. | 1 раз в месяц 20 | 1 раз в месяц 20 | 1 раз в месяц 25-30 |
спортивные праздники | _ | 2 раза в год до 60 минут | 3 раза в год до 60 минут | ||
День здоровья | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | ||
Самостоятельная двигательная деятельность | самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования; | Оптимизация физического развития; Развитие самостоятельности | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
самостоятельные подвижные и спортивные игры | | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |
Элементы дыхательной гимнастики | Упражнения по методу Стрельниковой | Профилактика болезней дыхательных путей, воспитание правильного речевого дыхания | ‑ | 3 раза в неделю 10-15 | 4 раза в неделю 15-20 |
Пальчиковая гимнастика | Индивидуальные и групповые занятия | Овладение навыками мелкой моторики | ежедневно 15-20 | ежедневно 20-25 | ежедневно 25-30 |
Самомассаж стоп Точечный массаж | Хождение по коврикам Проведение групповых и индивидуальных занятий | Общее укрепление всего организма | ‑ | 3 раза в неделю 15-20 | 1 раз в неделю 20-25 |
Элементы Су Джок терапии | Специальные упражнения | Общее укрепление всего организма; Улучшение мелкой моторики рук | ‑ | 2 раза в неделю 20-25 | 2 раза в неделю 25-30 |
В современной науке хорошо изучены особенности развития ребенка до школы и имеются достаточно полные представления о том, какой он, будущий первоклассник, каким он должен прийти в школу, чтобы нормально расти и развиваться. Существует несколько компонентов готовности ребенка к школе [76, с.12]. В первую очередь, это физическая готовность: наличие показателей, соответствующих средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста; умение долго и напряженно работать или играть; устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации, умение быстро переключаются на новый вид деятельности [40, с. 36].
Во-вторых, интеллектуальная готовность. Интеллектуальную готовность к школьному обучению можно рассматривать как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе [21, с.5].
Третий вид готовности к обучению в школе – мотивационная готовность. Формирование мотивов, побуждающих к учению – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из положительных представлений о школе; желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового; сформированной позиции школьника [76, с. 8].
В четвертых, это готовность в сфере общения. По определению Е.Е.Кравцовой и Е.В. Проскуры [25, с. 12], готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения с взрослыми и сверстниками. Готовность детей к школе в сфере общения включает: развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов; развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Одним из основных компонентов подготовки ребенка к школе является эмоционально-волевая готовность.
А.В. Запорожец подчеркивал значение ценных психофизиологических свойств и качеств, приобретаемых дошкольником, для становления его личности. Развитие эмоционально-волевой сферы способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду. На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми. Именно в этот период закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её социализацию [90, с.3].
Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство - особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену.
Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [65, с.13].
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться.
Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
Дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за самим собой, — ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений [16, с. 268].
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.
Как отмечает В.С. Мухина, «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными» [16, с. 269].
Главное в управлении своим поведением — уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение — это, прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас [19, с. 67].
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.
В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У младших дошкольников успех или неудача еще не влияет существенно на преодоление трудности и длительность сохранения цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей 5-6 лет неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца [21, с.70].
Как показывают исследования, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе. Поэтому подготовка к школе должна быть комплексной программой, включающей в себя не только занятия по обучению грамоте, математике, развитию речи и окружающему миру, но это ещё и физкультурные занятия, танцы, театральную студию, творчество и рисование, логоритмику, шахматы, музыку и др.
Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ребенок научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе.
Итак, существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений с целью подготовки к школе. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей дошкольного возраста. В детском саду создаются все условия для того, чтобы дети занимались физкультурой, укрепляли свое здоровье. Однако дошкольные образовательные учреждения не в полной мере реализуют заложенные в них возможности. В преодолении сложившейся ситуации велика роль педагога, как носителя и проводника социальных ценностей, одной из приоритетных среди которых признается здоровье ребенка.
Вывод по I главе. Таким образом, под здоровьесбережением понимается процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание детей не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Проанализировав специальную литературу, мы выяснили, что применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей подготовки детей к школе. В разных возрастных категориях при подготовке детей к школе применяются разнообразные виды здоровьесберегающих технологий и формы работы с ними. Наиболее часто применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни. Основная форма валеологического воспитания детей раннего и дошкольного возраста — разные виды интегрированных занятий. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.
Проанализировали, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии ребенка, поскольку в данном возрасте начинается формирование основ личности. Выяснили, что развитие эмоционально-волевой сферы ребенка является одним из важных составляющих подготовки ребенка к школе. С дошкольного возраста необходимо укреплять эмоционально-волевую сферу дошкольника: научить контролировать свое поведение и эмоции; развить навыки релаксации; концентрации внимания; развить творческие способности и активность; выносливость терпение, умение завершить действие по сигналу, способность управлять своими действиями.
С целью развития и укрепления эмоционально-волевой сферы дошкольника применяются как медицинские, так и педагогические технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные и спортивные игры, различные виды гимнастик, релаксация); технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, система занятий «Уроки здоровья», игровые тренинги и различные виды массажа, элементы музыкотерапии, арт-терапии, сказкотерапии и цветотерапии, психогимнастика, фонетическая ритмика). На занятиях широко используются разные виды деятельности: групповые и индивидуальные занятиями в игровой форме; гигиенические мероприятия, закаливающие мероприятия; упражнения; подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин Г.Б. Степанова // Мир психологии. 2011. - № 1. - С. 68-75.
Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ: Астрель, 2010. – 20 с.
Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ: Астрель, 2012. – 31 с.
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев // Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2012. - 384 с.
Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. Часть 1. Физическая культура / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 38 с.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.
Батурина О.С., Белобородова Н.А., Кузнецова И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы: новые акценты. М.: СФЕРА, 2012. – 112 с.
Бардышева Т.Ю. Здравствуй, как живешь? Гимнастика для пальчиков. М.: Карапуз, 2004. – 20 с.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2014. – 67 с.
Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.who.int/about/mission/ru/
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО Пресс, 2012.- 1007 с.
Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальная психология» [Текст] / Е. Ф. Волкова. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 92с.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2011. - 96 с.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. – 126 с.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 312 с.
Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду. - М: № 12, 2011. – с. 10.
Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.
Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Н. Ефименко. - М., 2009.
Ефимова О.С. Как готовить ребенка к школе. М., 2002. – 39 с.
Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования/ Г.К. Зайцев// Автореф. докт. дис. – СПб., 2013. - 48 с.
Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н.И. – Волгоград. Учитель, 2009.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2010, С-88.
Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программ.-метод. пособие для педагогов ДОУ - М.: ВЛАДОС, 2014.- 304 с.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. - М., 2009.
Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. /Ю.Ф. Змановский // Ж. Дошкольное воспитание, 2013, N 9.
Змановский Ю.Ф. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях/ Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова // Методические рекомендации Минобразования РФ. Нижний Новгород, 2012.
Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье: здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения. Теоретические аспекты / Сост. О.Н. Василенко, Н.Г. Лукьянович. – Мн.: МГУМК, 2007. – 32 с.
Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/Э.М. Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова// Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд-во ВЛАДОС, 2010. - 192 с.
Как сохранить здоровье школьников: Игры, классные часы, родительские собрания/ Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – М.: ООО Учитель, 2008. – 143 с. – (В помощь классному руководителю).
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и др. Вторая младшая группа. -Волгоград: Учитель, 2012
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2010» //Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения: [пособие для преподавателей] / А.К. Колеченко. - СПб.: Каро, 2006. -368 с. - Библиогр.: с. 366.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Издательство: Гном, 2014.-40 с.
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)/В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров// Программно-методическое пособие. - М., 2010.
Кучма В.Р. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. - М.: Гном и Д, 2014. - с. 31-37.
Летние исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодежи госкомсанэпидемнадзора. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://reftrend.ru/968998.html
Лесгафт П..Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста/ П.Ф. Лесгафт. - М, 2012, т,2 с-234.
Министерство здравоохранения Новосибирской области. Электронный ресурс. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.zdrav.nso.ru/search-results?keys
Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р..
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие /А.М. Митяева. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 192 с. – (Высшее профессиональное образование).
Научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельгольца. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://helmholtzeyeinstitute.ru/
Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб.пособие / Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2012. - 256 с.
Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика Издательство: Детство-Пресс, 2015. – 36 с.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. М.: Каро, 2010.- 46с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Созаика-Синтез, 2014. – 368 с.
Петриченко Г.И. Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа. - 2008. - № 9 С. 63.
Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок. М.: Учитель, 2014. – 45 с.
Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
Поляков С.Д., Хрущев С.В., Корнеева И.Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. – М.: АЙРИС-пресс, 2006. – 91 с.
Постановление от 05 августа 2013 №661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»
Попов-Толмачев. Су Джок терапия. М.: Эврика, 2011.
Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
.Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Под ред. H. H.Авдеева, О. Л.Князева, Р. Б.Стеркина.
Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга»
Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! /М. Рунова// Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.
Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка/М. Рунова // Ж. Дошкольное воспитание. - 2009. - N 6.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду/ М.А. Рунова. - М., 2010.
Саймон Лили. Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия. М.: Диля, 2014.- 96 с.
Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего /С.Симонова// Народное образование. 2009, № 8, с. 159-167.
Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию/В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова// Учеб.пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2013. - 192 с.
Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста // Автореф. канд. пед. наук. Специальность 13.00.01. – 42 с.
Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. - 2007 - № 2. – С. 65 – 68.
Сивцова А. М. Сберегающие здоровье педагогические технологии и их влияние на адаптацию ребенка к школьному обучению // Материалы V Международного научного конгресса валеологов. – СПб.:СПбАППО, 2007. – С. 156 – 158.
Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребенка к школе // Аспирантские тетради РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – С. 289 – 292 (по перечню ВАК).
Смирнов Н.К..Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга. Москва, 2012г.
Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя. Калининград: КГУ, 2012. – 31 с.
Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2010. — 184 c
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.
Федорова С.А. Социально-личностное развитие детей при подготовке к школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 72 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»
Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.
Цабыбин С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». М.: Учитель, 2009. – 123 с.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя // Начальная школа. - 2008. - № 9. - с. 65.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.
Шмигель Н.Е. Цветотерапия: лечение цветом / Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2012. - № 1. – С. 9 – 11.
Щербак Т.А. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2011. – 160 с.
Щербакова Т.Н. Пальчиковые игры и физкультминутки. 2007. – 18 с.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: ВЕСТА, 2010.- 120 с.