Статья «Применение метода проектов при подготовке специалистов строительного профиля»
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
Автор статьи: Шишкина Людмила Николаевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ОСП «Алчевский строительный колледж» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ».
Введение
В настоящее время общество выдвигает ряд требований перед современной системой образования, которые обусловлены социальными, экономическими, политическими и другими факторами. Результатом современного образования являются не только знания по изучаемым дисциплинам, но и умение рационально и творчески использовать эти знания в своем дальнейшем обучении, в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Проектная деятельность – один из наиболее эффективных методов для реализации всего вышеперечисленного. Проектная деятельность в системе образования направлена на обеспечение её качества, носит в себе исследовательское и творческое начало. Проектная деятельность студентов способствует развитию таких умений как быстрая обработка большого потока информации и выделение наиболее ценной и нужной информации, умений её анализировать и сравнивать. Также студенты приобретают умения применять полученные теоретические знания на практике, приобретать навыки и опыт как коллективной, так и индивидуальной работы. В процессе проектной деятельности студенты учатся находить творческие, нестандартные решения проблемы, выбирать наиболее ценные из придуманных вариантов, реализовывать свои творческие проекты и адекватно оценивать их.
От идеи к результату
"Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает"
Л. Болеславский
Успех учебно-производственного процесса, эффективность каждого урока как его составная структура, во многом зависит от квалификации и педагогической готовности преподавателя и мастера производственного обучения. Сегодня заведение должно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям и учитывать потребности рынка труда. Выпускники колледжа должны быть инициативными, творческими, компетентными и высококвалифицированными, подготовленными к выполнению профессиональной работы в условиях жесткой конкуренции. На практике преподавателями и мастерами производственного обучения Алчевского строительного колледжа применяются различные формы педагогических технологий: технология кейс-метода, технология игрового обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения.
Проектную технологию в нашем колледже педагоги начали применять на практике еще в начале 2000-х годов. На заседаниях методической комиссии дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов были рассмотрены вопросы использования метода проектов в профессиональной подготовке обучающихся, подробно изучена сущность метода проектов, уделено внимание структуре проектов разных типов. В дальнейшем мною были составлены методические рекомендации по использованию проектной технологии при обучении (см. рис.1).
Рис.1. Методические рекомендации по использованию проектной технологии при обучении
Такие рекомендации можно увидеть и на моей страничке в личном кабинете Урокаhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_na_temu_proektnaya_deyat_155947.html.
Работая старшим мастером, я вместе с мастерами производственного обучения создали несколько проектов. С одним из них приняли участие на конкурсе профессионального мастерства, за что получили диплом победителя (см. рис.2.). Проект можно посмотреть https://multiurok.ru/files/proiekt-na-tiemu-montazh-pierieghorodki-s-oformlie.html. Презентации студентов https://yadi.sk/i/U5saqrS43BxLNr
Рис.2. Диплом победителя в конкурсе уроков – проектов
Своими наработками по использованию проектных технологий в обучении делилась с коллегами на семинаре для старших мастеров в Луганске, на международном научно-методическом семинаре «Использование современных коммуникационных и производственных технологий при подготовке квалифицированных рабочих строительного профиля» в Донецке и многих других (см. рис.3).
Рис.3. Выступление на семинарах
Основной задачей мастеров производственного обучения и преподавателей нашего колледжа становится применение такой технологии, которая отвечала бы принципам самой степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта студентами, а также интенсивности, то есть высшего и быстрого решения дидактических задач. Наш колледж гарантирует уровень подготовки, соответствующий международным требованиям, интересам развития России и региональным потребностям.
Отличие метода проектов заключается в том, что этот метод обязательно предполагает применение теоретических знаний и практических умений для получения конкретного результата, пригодного к внедрению в практическую деятельность, и его защита в процессе презентации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность—это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее спланированного результата, создание определенного уникального продукта.
Рис.4 Этапы проектной деятельности
Проектная деятельность без знания основ похожа на уборку после активного праздника: поначалу страшно от объема предстоящих работ, потом наступает прокрастинация на фоне сложности, и лишь последняя пара часов проходит плодотворно, хотя зачастую и под девизом «И так сойдет!». Представьте, что любое новое дело можно начинать не с паники «откуда брать идеи?!», «с чего начать?!», «как все успеть, это же колоссальная работа!», а с планомерных движений в сторону желаемого результата. Рассмотрим этапы проектной деятельности. По сути, проект—это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. В центре проекта папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Итак, рассмотрим все этапы проекта, действия педагога и студента в ходе организации и выполнения проекта:
Педагог | Студент | ||
1-й этап - погружение в проект | |||
Формулирует | Осуществляет | ||
- проблему проекта; - сюжетную ситуацию; - цель и задачи. | - присвоение проблемы; - вживание в ситуацию; - принятие уточнение и конкретизация цели и задач. | ||
II-й этап - организация деятельности | |||
Организует деятельность - предлагает | Осуществляет | ||
- организовать группы; - распределить обязанности в группах; - спланировать деятельность по решению задач проекта; - возможные формы презентации проектов. | - разбивку на группы; - распределение ролей в группах; - планирование работы; - выбор формы и способов презентации проектов | ||
III-й этап - осуществление деятельности | |||
Не принимает участия., но в тоже время | Работают активно и самостоятельно | ||
- по необходимости консультирует участников проекта; - ненавязчиво контролирует их действия; - если возникает такая необходимость, делится новыми знаниями; - репетирует с участниками предстоящую презентацию проекта. | - каждый в соответствие со своим заданием и вместе со всей группой; - по необходимости получают консультацию; - учатся получать необходимые знания; - подготавливают презентацию. | ||
IV-й этап – презентация проекта | |||
Принимает отчет в форме презентации | Демонстрирует презентацию | ||
- обобщает полученные результаты; - подводит итоги проекта; - оценивает умения ( собирать информацию, обобщать ее, обосновывать свое мнение) | -понимать проблемы, цели и задачи проекта; -умение планировать и осуществлять свое задание по проекту; - свой способ решения проблемы; - рефлексию деятельности и результата; - взаимооценку деятельности и результативность проекта |
Американский писатель, занимающийся темой саморазвития Тони Роббинс сказал: «Если есть цель, то будет и энергия, и средства, и вдохновение». Проект - это форма организации совместной деятельности педагога и студента совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта. Озвучим продукты проектной деятельности:
- Web-сайт;
- видеоролик;
- видеоклип;
- видеофильм;
- мультимедийный продукт;
- сборник иллюстраций;
- сравнительно - сопоставительный анализ;
- статья;
- сценарий;
- виртуальная экскурсия;
- сборник сочинений;
- дневник путешествий;
- пакет рекомендаций;
- фотоальбом;
- игра;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, и это далеко не полный список (см. рис.5).
Рис. 5. Продукт проектной деятельности студентов - строителей
Студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать на протяжение всей работы. Студенту во время работы над проектом должны быть присущи умение анализировать, креативность, критическое мышление. Студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом работы.
Защиту проекта на конкурсе осуществляет один или несколько авторов проекта. Время защиты составляет 5-7 минут. В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:
обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
краткое содержание (обзор) выполненной работы,
основные этапы, трудности и пути их преодоления;
степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
Инструкция по выполнению проекта
Определитесь с темой работы.
Выберите проблему, которую собираетесь осветить в своей работе. В данном случае проблема - это какое-то научное противоречие или вопрос, требующий решения.
Поставьте перед собой цель - то, чего вы хотите достичь в хоте работы над выбранной темой и проблемой. Пропишите задачи - более мелкие шаги, которые приведут вас к достижению цели. Цель и задачи отвечают на вопрос «что сделать?».
Определите актуальность выбранной темы и проблемы, то есть значимость их изучения.
Пропишите тему, проблему, цель, задачи и актуальность во введении. Также во введении сделайте краткий обзор 3-4 использованных источников информации.
Изучите несколько источников информации по выбранной вами теме. Это могут быть учебники, учебные пособия, хрестоматии, журналы, научные статьи. Выделите точки зрения, существующие в связи с выбранной вами проблемой. Если это необходимо, проведите опыты, опросы целевой аудитории, интервью и т.п. Проанализируйте информацию, результаты анализа изложите в основной части исследовательской работы. Также в основной части пропишите собственные рассуждения и мнение, которого вы сами придерживаетесь по данной проблеме.
В заключении пропишите подробно все выводы, которые вы сделали в ходе вашего исследования. Отметьте, была ли достигнута цель и к чему вы пришли в ходе работы над выбранной проблемой.
Составьте список литературы, которую вы использовали при написании работы. Если вы проводили опросы и интервью или ставили опыты, то сделайте приложение, в котором отразите результаты ваших изысканий. Лучше всего с выводами, к которым вы пришли на основании полученных данных.
Педагог должен вовлечь в творческое проектирование как можно большее количество участников, возможно и родителей студентов; создать единый творческий коллектив современной творческой личности.
Рис. 6. Проектная деятельность в колледже
При этом необходимо постоянное расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования. Проект всегда должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.
Заключение
Участие в проектной деятельности студентов дает возможность сформировать компетенции, готовит их к гибкости, самообучаемости, командности, эмоциональной компетентности, лидерству.
Проектная деятельность позволяет развивать системное и критическое мышление, готовность работать в ситуации неопределенности с большим потоком информации, способность генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, умение работать в команде и доводить начатое до результата. Кроме этого, в процессе взаимодействия с заказчиками, при защите проектов формируются коммуникативные компетенции. Такая молодежь в будущем точно сможет правильно и грамотно планировать, строить и развивать наши города. Учебные проекты позволяют сблизить образовательные результаты и реальные запросы потенциальных работодателей и заказчиков. Для наших студентов - это прекрасная возможность получить практический опыт, расширить портфолио и «записную книжку», проявить себя, а для кого-то – и, самое главное – трудоустроиться, найти себя.
Список литературы:
1.Морева Н.А. Технологии профессионального образования: [учеб. пособие] / Н.А. Морева. – М., 2007.
2.Никулина А.С., Шацкая Р.М. Активные формы и методы обучения, их применение в учебном процессе школ и профессионально- технических учебных заведений: Учебно- методическое пособие.- Донецк: ДИПО ИПР,2002.- 90с.
3.Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.
4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / Е.С. Полат. – [3 издание]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
5.Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии/М.П. Сибирская. – Изд. центр Академии профессионального образования, 2002. – 126 с.
6.Сергеева Т.А. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. – М.: Интеллект-Центр, 2003. - 84 с.
Черникова Светлана Сергеевна
Шишкина Людмила Николаевна