12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бехтерева Надежда Алексеевна7
3

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

применениЕ приемов технологии коучинга

как средства Формирования адекватной самооценки младших школьников


Аннотация: в статье рассмотрен коучинг как необходимый инструмент

для развития у обучающихся адекватной самооценки.

Ключевые слова: организация образовательного процесса, коучинг, методы коучинга,  обучающиеся, результат коучинга, самооценка обучающихся.


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения изменил подходы к общему образованию в современной школе, так как современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и переучиваться в течение жизни, оценивать свои результаты, готового к самостоятельным действиям и принятию решений [4].

Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха и оно должно происходить на основе освоения универсальных способов учебной деятельности. Именно поэтому уделяется большое внимание формированию адекватной самооценки обучающихся. Как утверждает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «одним из важнейших личностных результатов младшего школьника является умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих».

У многих младших школьников навыки самоконтроля и самооценки сформированы недостаточно или же их совершенно нет. Наиболее важной задачей, которую предстоит выполнить учителям начальной школы, является формирование способностей самоконтроля и самооценки, воспитание привычки производить оценку результатов собственного труда.

Самооценка – это необходимый компонент формирования самосознания, т. е. понимание человеком самого себя, собственных физических сил, интеллектуальных возможностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, собственного отношения к окружающим людям и самому себе.


Таким образом, самооценка это одна из главных составляющих в формировании личности обучающихся начальной школы. Если учитель правильно сформирует самооценку своего обучающегося в начальной школе, то в будущем он сможет хорошо социализироваться в обществе, достигнуть высоких результатов в своей профессиональной деятельности и в жизни. Вся сложность заключается в том, что необходимо действовать так, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этого уже в начальных классах следует активно заниматься формированием такой самооценки.


На уроках применяются различные коучинговые подходы. Самый распространенный, это отражение знаний обучающимися на колесе Знаний.

Обучающимся предлагается в начале урока отразить свои знания на одном Колесе Знаний и в конце урока на другом, и сравнить, как изменилось колесо, стало ли оно более ровным. Что нужно сделать, чтобы оно стало еще ровней?

 Обучающиеся по шкале от 0 до 10 оценивают сами свои знания, отмечают в каждом секторе выбранным цветом.

Основная цель — развитие навыков планирования времени, восстановление жизненного баланса и повышение личной эффективности. Чтобы построить колесо, необходимо нарисовать круг и разбить его на секторы, их называют области ответственности. Чаще всего сфер 8, хотя для каждого это количество индивидуально и может быть от 4 и до… Надо назвать каждую из областей. Далее необходимо оценить каждую сферу по десятибалльной шкале: 10-ка на окружности, 0 – в центре круга. В каждом секторе ставится соответствующая отметка – насколько вы удовлетворены данной сферой вашей жизни. 0 – полный ужас, 10 – идеал. Теперь надо закрасить колесо от центра круга до метки[3].


В ходе прохождения производственной практики пробных уроков в МБОУ СОШ ЦО №1города Нижний Тагил в 1 «В». В данном классе обучается 30 человек: 12 девочек и 18 мальчиков.

Обучающиеся класса имеют достаточно хорошие предпосылки к усвоению учебного материала. Большинство обучающихся класса проявляют интерес к учебной деятельности, осознают важность учебы в дальнейшей жизни. На уроке они любознательны, активны.Развитие мышления обучающихся соответствует возрасту. Школьники способны самостоятельно и логично выстраивать суждения, осуществлять анализ и сравнение предметов с целью выявления сходств и различий. Большинство обучающихся не испытывают затруднений в установлении причинно – следственных связей.

Обучающиеся данного класса имеют достаточно широкий круг познавательных интересов, не испытывают трудностей в коммуникативных отношениях с учителем и сверстниками.

Основной вид деятельности – учеба, но не все обучающиеся заинтересованы в получении новых знаний. Предпочитаемые предметы в данном классе: математика, окружающий мир, литература,технология и физическая культура, ИЗО, музыка, русский язык.

Большинство обучающихся класса не испытывают трудности в восприятии учебного материала. Они могут успешно работать как индивидуально, так и фронтально, хорошо работают в паре, в группе.

Обучающиеся общаются между собой доброжелательно, в процессе сотрудничества оказывают друг другу взаимопомощь, способны проявлять сочувствие и сострадание по отношению друг к другу. Иногда можно наблюдать и обратное.

В ходе практики пробных уроков было проведено анкетирование по методике Р.В. Овчаровой и В. Щур под названием «Лесенка»,которая способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Обучающийся должен определить собственное место на этой лестнице. Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Инструкция: показываем обучающемуся лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят неуверенные мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые уверенные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке.

При анализе работ обращается внимание, на какую ступеньку обучающийся сам себя поставил.

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-5 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);

6-7 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Анализ результатов привел к выводу о том, что 17 человек определили себя на высокий уровень самооценки (15 человек оценили себя на 7 ступень, 2 человека на 6 ступень), 6 человек оценили себя на средний уровень самооценки (2 человека на 5 ступень, 4 человека на 4 ступень), лишь один ученик поставил себя на первую ступень.

Таким образом, 17 человек имеют завышенный уровень самооценки. Также 6 человек имеют адекватный уровень самооценки. И лишь 1 ученик имеет заниженную самооценку.

По итогам проведения представленной методики выявились следующие результаты обучающихся в 1 «В» классе:

  • низкую самооценку имеет 1 человек, что составляет 3%;
  • адекватную/среднюю самооценку имеют 6 человек – это 20%;
  • завышенную самооценку имеют 17 человек - это 57%.

Рис.1. Развитие самооценки. Методика В. Щур «Лесенка»

Для более точного определения уровня самооценки было проведено анкетирование по методике Р.В. Овчаровой, направленное на выявление уровня самооценки ребенка и причин проблем в общении. Диагностика помогла понять, насколько адекватно обучающийся воспринимает себя в обществе.

Суть диагностики заключается в следующем: обучающемуся было предложено 10 вопросов. Напротив каждого утверждения необходимо было поставить «+» или «-», в зависимости, если ученик согласен или не согласен с утверждением.

Исходя из проведенной диагностики и полученных результатов, было выявлено, что все обучающиеся (100%) на вопрос о том, что хотелось ли им, чтобы их учителя, родители и друзья чаще подбадривали их, ответили утвердительно. 19 человек (63%) чувствуют ответственность за учебу. 15 (50%) человек ответили, что им не хватает смелости во время учебы и им кажется, что ничего не получится. 15 человек (50%) ответили утвердительно на вопрос о том, что бояться ли они выступать перед незнакомыми людьми. 11 человек (36%) ответили, что часто допускают ошибки. 11 человек (36%) ответили, что им не хватает уверенности и они часто скромничают. 11 человек (36%) часто волнуются. 19 человек (63%) в спорах высказываются только тогда, когда уверены в своей правоте. 18 человек (60%) стараются обо всем иметь свое мнение. И для 23 человек (76%) важно, как оценивают их труд окружающие.

Таким образом, результаты исследования самооценки показали, что достаточно большое количество обучающихся имеют завышенную самооценку, они уверены в себе, видят положительное во всем, у таких младших школьников возникают проблемы в общении со сверстниками, так как есть склонность к постоянному желанию превзойти окружающих, произвести впечатление.

Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки, ситуацию успеха для каждого ученика, используя для этого разноуровневыеформы работы, и вводить систему самооценки. Например, оценивать свои успехи знаками: «+» - знаю, умею, могу; «?» - сомневаюсь; « - » - трудно, сложно[2].

Полезно использовать приемы технологии коучинга: волшебные линеечки, напоминающие измерительный прибор, на которых обучающийся сам оценивает свою работу, также «Лесенку успеха», «Говорящие рисунки», технику «Колесо баланса». Можно применять дорожку успеха. Когда обучающийся после каждого урока или пройденной темы, фиксирует на ней: «Не знаю - Знаю и понимаю - Понимаю и могу применить - Могу научить другого»[1].

Таким образом, можно сделать вывод, что применение приемов и элементов технологии коучинга  помогает совместно с учащимися моделировать жизненную ситуацию на уроке, ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению,  вербализовать младшими школьниками  свои оценочно-смысловые установки  в контексте изучаемого предметного материала, передать эмоциональное переживание, определить точки индивидуально- личностного развития.


Исходя из вышесказанного, задача современного педагога не только и не столько дать знание, сколько научить жить и творить в изменяющемся обществе, а не приспосабливаться к нему. Для того, чтобы решить эту задачу, педагог сам должен обладать высокой креативностью, инновационностью мышления. Методологической основой развития и модернизации российского образования во всех современных государственных концептуальных и программных документах об образовании признаются принципы гуманистической педагогики, согласно которой индивидуально-личностное развитие ребенка представляется главной ценностью образования. Поэтому школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала. Коучинг помогает раскрыть потенциал младшего школьника и сформировать адекватную самооценку.


Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование приемов технологии коучинга на уроках в начальной школе будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.


Список литературы

  1. Авдеев С. А. Коучинг : учебное пособие / Авдеев С. А., А. М. Карташова. – Москва : Просвещение, 2016. – 128 с.
  2. Говзич Ю. И. Коучинговый подход : учебное пособие / Ю. И. Говзич. – Тюмень :  Академия,  2016. – 112 c.
  3. Комлик Л. Ю., Копылова Н. М., Нестерова А. С. Особенности самооценки у современных детей младшего школьного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 10. – С. 341-343.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования :  утв. Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06. 10.2009г., № 373; с измен. и дополн. от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.