Статья на тему «Применение приемов технологии РКМЧП как средство развития познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе»
Автор статьи:
Студент ГБПОУ СО «НТПК №1»
Курочкина Татьяна Александровна
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
Ключевые слова: технология РКМЧП, познавательные УУД, окружающий мир, 3 класс.
Аннотация.
В данной статье автор рассматривает противоречия применения приемов технологии РКМЧП как средства развития познавательных УУД в процессе обучения окружающему миру в 3 классе. Представлена актуальность проблемы, характеристика технологии РКМЧП, особенности развития познавательных УУД младших школьников через данную технологию, рассмотрены основные приемы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе.
Статья.
Основным нормативным правовым документом начальной ступени образования является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который определяет в качестве одной из важнейших задач «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что «программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования при получении начального общего образования; связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается: «На ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, коммуникативные познавательные (общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблемы).
Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: способности осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Формирование познавательных УУД в достаточной мере может способствовать технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Методика развития у обучающихся способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, в которое включаются проявление любознательности, выработка собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока младшие школьники становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью, на уроке создается атмосфера партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся. В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся – они не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Учащиеся думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества. Наиболее благоприятные условия для развития познавательных УУД средствами технологии РКМЧП возможно создать на уроках окружающего мира, основной целью изучения которого: формирование практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.
Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между недостаточным применением технологии РКМЧП для развития познавательных УУД младших школьников и ее возможной эффективностью.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ [1].
Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям. Все чаще данная проблема решается с помощью применения педагогами в образовании технологии РКМЧП.
Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть [5, с.5].
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года [3].
Основными целевыми характеристиками технологии РКМЧП являются: формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений; развитие таких качеств личности, как: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).
Опираясь на цели рассматриваемой технологии можно выделить основные приемы, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Во-первых, «Кластер». Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня».
Во-вторых, «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают младшие школьники по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает обучающимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
В-третьих, «Верные и неверные утверждения». Учитель читает верные и неверные утверждения. Младшие школьники выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил) [4].
В-четвертых, «Инсерт». Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. I – interactive – «интерактивный» N – noting – «отмечая» S – system – «системы» E – effective – «эффективное» R – reading – «чтение» T – thinking – «размышление».
В-пятых, приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
В-шестых, таблица «ЗХУ». З – что мы знаем, Х – что хотим узнать, У – что мы узнали [4]. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На стадии «вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» – это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На стадии «осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста (видеофайла, и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
В-седьмых, «Толстый и тонкий вопросы». Толстые вопросы – в эту графу записываются те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Тонкие вопросы – в эту графу записываются те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.
В-восьмых, «Фишбоун». Прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова – это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» – причины или направления размышлений, нижние – это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы – вывод [2].
Таким образом, применение технологии РКМЧП даёт возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в своём профессиональном развитии.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас-определитель, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).
Можно сделать вывод, что использование приёмов технологии РКМЧП на уроках окружающего мира в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, младшие школьники учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011 – 151 с.
2. Бойко О.Л. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]: / О.Л. Бойко // Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры: [сайт]. URL: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (дата обращения: 20.12.2018).
3. Бочкова Н.В. Технология «развития критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС [Электронный ресурс]: /Бочкова // Технология «развития критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС: [сайт]. URL: https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-rkmcp (дата обращения: 14.12.2018).
4. Зажирская И.Н. Основные приемы, используемые на уроках, построенных по Технологии Развития Критического Мышления [Электронный ресурс]: / И.Н. Зажирская // Основные приемы, используемые на уроках, построенных по Технологии Развития Критического Мышления: [сайт]. URL: https://studfiles.net/preview/5317989/ (дата обращения: 15.01.2019).
5. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.