Статья «Средства формирования самооценки и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников»
Е.Ю. Самошкина, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1», г. Бородино
Красноярский край
Средства формирования самооценки и самоконтроля
в учебной деятельности младших школьников
Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Результатом начального образования является становление ребёнка как субъекта учебной деятельности. А для этого учитель должен показать ему те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения. Это требует обучения детей способам дифференцированной самооценки и самоконтроля, позволяющим сравнить свои прежние достижения с сегодняшними результатами.
А.Н. Леонтьев отмечал, что самооценка и самоконтроль представляют собой часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать в комплексе.
Необходимо различать общую самооценку и конкретную самооценку.
Общая самооценка (самоуважение) - переживание глобальной удовлетворённости или недовольства собой.
Конкретная самооценка – это самооценка частных проявлений человека. Прежде всего, качеств, раскрывающихся в общении (доброта, честность, смелость…) и в деятельности (способности, умения, знания…)
Детская конкретная самооценка развивается благополучно только лишь на основе положительной общей самооценки.
Существуют три сферы оценивания в классе:
Детское творчество и инициатива, прорыв в неизвестность, где нет никакого образца - вопрос, догадка, гипотезы, открытия.
Личностные проявления ребенка.
Знания, умения, навыки, то есть действия по образцу.
Оценка творчества и инициативы.
Центральным событием учебной деятельности класса является совместный поиск новых способов действия. Как во время дискуссии зафиксировать догадку, гипотезу ребёнка, которая найдёт подтверждение буквально к концу урока?
Одна из наиболее доступных форм - мгновенная запись на доске интересного мнения. Ученику - первооткрывателю мы присваиваем почетное звание героя дня и его имя записываем на доске рядом с его догадкой.
Нередко ребенок высказывает догадку, опережая класс на несколько дней, недель или месяцев. Чтобы поддержать это ценное событие, в классе мы используем особую форму фиксации детских догадок: «Дневник открытий», куда сначала я, а позднее сами ученики, вписывают интересное предположение, ставят имя автора и дату.
Например, дети знают пока только один способ проверки безударных гласных в корне: словоизменение, но некоторые угадывают и другой способ проверки. Спорные мнения фиксируются и помещаются в «Дневник открытий».
Запись может выглядеть так:
Даша + Валера и Катя: с_сновые - сосны - сосновые.
Остальные дети: Так проверять нельзя! Это разные слова, а не изменения одного и того же слова. ( Дата записи).
Подобная запись позволяет вернуться к ней и использовать, например, на этапе целеполагания.
Как избежать эмоциональных травм для тех детей, которые во время дискуссии рискнули высказать свою мысль, но были опровергнуты, хотя их «ошибки» чрезвычайно помогли общему успеху? Для этого я использую прием фиксации на доске цепочки диалога, приведшего к истине.
Пример: С. В.К.М.О.Д.
А.
Дима (Д.), который озвучил итог дискуссии, знает, что этот итог является результатом совместных усилий класса. Ане (А.), которая в какой-то момент в своих рассуждениях ушла от темы обсуждаемого вопроса, я говорю отдельное «спасибо», т. к. она своим ответом помогла разобраться другим детям.
Приёмы сравнения себя с собой
Чтобы все дети увидели собственное продвижение в учебной деятельности, раз в год (или в полугодие) я устраиваю им праздник собственного роста. Предлагаю детям выполнить ту же самую самостоятельную работу, что писали год назад. Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически всегда оказываются «в хвосте».
Приёмы оценивания, помогающие ребёнку отслеживать собственные изменения, могут выглядеть вполне традиционно. Например, в классе детально изучены способы вычисления случаев: 1×а, 2×а, 3×а, 4×а, 5×а. На уроке составляется классная таблица, в которой закрашиваются те клеточки, которые полагается выучить наизусть.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У каждого ребёнка есть такая таблица. Затем устраивается самопроверка или парный взаимоконтроль, и каждый ученик составляет свою собственную таблицу.
Три цвета таблицы соответствуют трём уровням знания:
- ярче всего выделено хорошо усвоенное знание;
- бледнее обозначены те случаи, которые класс уже изучил, а сам ученик ещё недостаточно твёрдо запомнил;
-не выделены цветом те случаи, которые ещё не изучены в классе.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
Сравнение классной и индивидуальной контрольной таблицы и
даёт ребёнку представление о том, насколько полно и твёрдо он усвоил табличные случаи умножения.
Оценка знаний, умений, навыков.
Самооценка знаний, умений и навыков должна быть дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика оценивалось отдельно. Дети должны быть вооружены средствами определения критериев самооценки. Для этого я использую приём определения детьми критериев самооценки. Например, на уроке русского языка работа над упражнением начинается с того, что дети делят задание к упражнению на части. Действия, которые требуется выполнить устно, мы с детьми договорились, обозначат буквами а, б, в и т. д. Письменные действия пронумеровываем цифрами 1, 2, 3 и т. д.
Во время выполнения задания дети контролируют выполнение всех действий, опираясь на поставленные буквы и цифры. После работы детям задаются вопросы: Что делали? Как делали? (способы действий) Чему учились, выполняя упражнение? За что можете себя оценить? Дети, имея перед собой пронумерованные действия, могут определиться с дифференцированными критериями оценки собственных умений.
«Линеечки» могут служить педагогическим инструментом формирования оценки и самооценки. Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов: ретроспективная (обращённая в прошлое) и прогностическая (обращённая в будущее). Под каждой линеечкой обязательно ставится критерий оценки.
К— красота
Б— пропуск букв
ВГ—выбор гласной
К Б ВГ
К Б ВГ
Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, но именно она является «точкой роста» способности младших школьников к оцениванию себя.
Шаги формирования прогностической оценки:
Шаг 1. Читаю детям текст диктанта, дети чертят линеечки. После чего я до написания диктанта предлагаю оценить, насколько они умеют, например, проверять безударные гласные в корне, уверенность в написании орфограмм сильных позиций и т. д. Дети ставят прогностические оценки ручкой определённого цвета.
Шаг 2. После написания диктанта, я проверяю, но не оцениваю работы, и дети ставят на каждой линеечке другим цветом свой второй крестик - по результатам контроля.
Шаг 3. После чего необходимо ещё и ещё раз раскрывать смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы.
Результаты работы могут быть качественно оценены обучающимися только в сравнении со следующей работой подобного характера.
ПРОПУСК БУКВ |
||
10 октября |
29 октября |
17 ноября |
|
|
|
Если ребенок имеет возможность сравнить свои сегодняшние достижения с предыдущими, то у него появляется основание для оптимистического отношения к себе, устойчивая адекватная самооценка.
Данные приемы вызывают у детей интерес к собственным изменениям и дают средства для их отслеживания. Умение ребёнка видеть, понимать и фиксировать свои изменения является составной частью способности ребёнка управлять своей деятельностью и напрямую связано с регулятивными действиями.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/(А.Г. Асмолов, г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., «Рассказовъ»,2002
4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: "Эксперимент", 1999