Статья «Средства формирования самооценки и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников»

5
0
Материал опубликован 7 September 2021 в группе

Е.Ю. Самошкина, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1», г. Бородино
Красноярский край

Средства формирования самооценки и самоконтроля

в учебной деятельности младших школьников

 

Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Результатом начального образования является становление ребёнка как субъекта учебной деятельности. А для этого учитель должен показать ему те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения. Это требует обучения детей способам дифференцированной самооценки и самоконтроля, позволяющим сравнить свои прежние достижения с сегодняшними результатами.

А.Н. Леонтьев отмечал, что самооценка и самоконтроль представляют собой часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать в комплексе.

Необходимо различать общую самооценку и конкретную самооценку.

Общая самооценка (самоуважение) - переживание глобальной удовлетворённости или недовольства собой.

Конкретная самооценкаэто самооценка частных проявлений человека. Прежде всего, качеств, раскрывающихся в общении (доброта, честность, смелость…) и в деятельности (способности, умения, знания…)

Детская конкретная самооценка развивается благополучно только лишь на основе положительной общей самооценки.

Существуют три сферы оценивания в классе:

Детское творчество и инициатива, прорыв в неизвестность, где нет никакого образца - вопрос, догадка, гипотезы, открытия.

Личностные проявления ребенка.

Знания, умения, навыки, то есть действия по образцу.

Оценка творчества и инициативы.

Центральным событием учебной деятельности класса является совместный поиск новых способов действия. Как во время дискуссии зафиксировать догадку, гипотезу ребёнка, которая найдёт подтверждение буквально к концу урока?

Одна из наиболее доступных форм - мгновенная запись на доске интересного мнения. Ученику - первооткрывателю мы присваиваем почетное звание героя дня и его имя записываем на доске рядом с его догадкой.

Нередко ребенок высказывает догадку, опережая класс на несколько дней, недель или месяцев. Чтобы поддержать это ценное событие, в классе мы используем особую форму фиксации детских догадок: «Дневник открытий», куда сначала я, а позднее сами ученики, вписывают интересное предположе­ние, ставят имя автора и дату.

Например, дети знают пока только один способ проверки безударных гласных в корне: словоизменение, но некоторые угадывают и другой способ проверки. Спорные мнения фик­сируются и помещаются в «Дневник открытий».

Запись может выглядеть так:

Даша + Валера и Катя: с_сновые - сосны - сосновые.

Остальные дети: Так проверять нельзя! Это разные слова, а не изменения одного и того же слова. ( Дата записи).

Подобная запись позволяет вернуться к ней и использовать, например, на этапе целеполагания.

Как избежать эмоциональных травм для тех детей, которые во время дискуссии рискнули высказать свою мысль, но были опровергнуты, хотя их «ошибки» чрезвычайно помогли общему успеху? Для этого я использую прием фиксации на доске цепочки диалога, приведшего к истине.

 

Пример: С. В.К.М.О.Д.

А.

Дима (Д.), который озвучил итог дискуссии, знает, что этот итог является результатом совместных усилий класса. Ане (А.), которая в какой-то момент в своих рассуждениях ушла от темы обсуждаемого вопроса, я говорю отдельное «спасибо», т. к. она своим ответом помогла разобраться другим детям.

Приёмы сравнения себя с собой

Чтобы все дети увидели собственное продвижение в учебной деятельности, раз в год (или в полугодие) я устраиваю им праздник собственного роста. Предлагаю детям выполнить ту же самую самостоятель­ную работу, что писали год назад. Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически всегда оказываются «в хво­сте».

Приёмы оценивания, помогающие ребёнку отслеживать собственные из­менения, могут выглядеть вполне традиционно. Например, в классе детально изучены способы вычисления случаев: 1×а, 2×а, 3×а, 4×а, 5×а. На уроке составляется классная таблица, в которой закрашиваются те клеточки, которые полагается выучить наизусть.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждого ребёнка есть такая таблица. Затем устраивается самопроверка или парный взаимоконтроль, и каждый ученик составляет свою собственную таблицу.

Три цвета таблицы соответствуют трём уровням знания:

- ярче всего выделено хорошо усвоенное знание;

- бледнее обозначены те случаи, которые класс уже изучил, а сам ученик ещё недостаточно твёрдо запомнил;

-не выделены цветом те случаи, которые ещё не изучены в классе.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

+

+

+

+

+

+

5

 

 

 

+

+

+

+

+

+

6

 

 

 

+

+

 

 

 

 

7

 

 

 

+

+

 

 

 

 

8

 

 

 

+

+

 

 

 

 

9

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

Сравнение классной и индивидуальной контрольной таблицы и

даёт ребёнку представление о том, насколько полно и твёрдо он усвоил таб­личные случаи умножения.

Оценка знаний, умений, навыков.

Самооценка знаний, умений и навыков должна быть дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика оценивалось отдельно. Дети должны быть вооружены средствами определения критериев самооценки. Для этого я использую приём определения детьми критериев самооценки. Например, на уроке русского языка работа над упражнением начинается с того, что дети делят задание к упражнению на части. Действия, которые требуется выполнить устно, мы с детьми договорились, обозначат буквами а, б, в и т. д. Письменные действия пронумеровываем цифрами 1, 2, 3 и т. д.

Во время выполнения задания дети контролируют выполнение всех действий, опираясь на поставленные буквы и цифры. После работы детям задаются вопросы: Что делали? Как делали? (способы действий) Чему учились, выполняя упражнение? За что можете себя оценить? Дети, имея перед собой пронумерованные действия, могут определиться с дифференцированными критериями оценки собственных умений.

«Линеечки» могут служить педагогическим инструментом формирования оценки и самооценки. Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов: ретроспективная (обращённая в прошлое) и прогностическая (обращённая в будущее). Под каждой линеечкой обязательно ставится критерий оценки.

t1631029479aa.gif

К— красота

Б— пропуск букв

ВГ—выбор гласной

К Б ВГ

К Б ВГ

 

Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, но именно она является «точкой роста» способности младших школьников к оцениванию себя.

Шаги формирования прогностической оценки:

Шаг 1. Читаю детям текст диктанта, дети чертят линеечки. После чего я до написания диктанта предлагаю оценить, насколько они умеют, например, проверять безударные гласные в корне, уверенность в написании орфограмм сильных позиций и т. д. Дети ставят прогностические оценки ручкой определённого цвета.

Шаг 2. После написания диктанта, я проверяю, но не оцениваю работы, и дети ставят на каждой линеечке другим цветом свой второй крестик - по результатам контроля.

Шаг 3. После чего необходимо ещё и ещё раз раскрывать смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы.

Результаты работы могут быть качественно оценены обучающимися только в сравнении со следующей работой подобного характера.

 

 

ПРОПУСК БУКВ

10 октября

29 октября

17 ноября

 

 

 

 

 

 


Если ребенок имеет возможность сравнить свои сегодняшние достиже­ния с предыдущими, то у него появляется основание для оптимистического отношения к себе, устойчивая адекватная самооценка.

Данные приемы вызывают у детей интерес к собственным изменениям и дают средства для их отслеживания. Умение ребёнка видеть, понимать и фиксировать свои изменения является составной частью способности ребёнка управлять своей деятельностью и напрямую связано с регулятивными действиями.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/(А.Г. Асмолов, г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.

3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., «Рассказовъ»,2002

4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: "Эксперимент", 1999

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации