Статья на тему «Самооценка как результат формирования коммуникативных универсальных учебных действия у младших школьников»

1
0
Материал опубликован 10 December 2018

Автор статьи:

Суворова Дарья Александровна

Статья на тему «Самооценка как результат формирования коммуникативных универсальных учебных действия у младших школьников»

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь формирования коммуникативных УУД и самооценки младших школьников. Рассмотрен процесс формирования у учащихся начальных классов коммуникативных универсальных учебных действий по средствам развития адекватной самооценки.

Ускорение темпов развития общества существенно влияет на ситуацию в образовании. Школа сегодня стремительно меняется, предлагая в качестве фундаментального такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), обучающегося необходимо вооружить определенными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Формировать так называемые «универсальные учебные действия» (УУД), необходимо с начальной школы и далее на всех этапах обучения.

Среди многообразия универсальных учебных действий, особого внимания заслуживает блок коммуникативных УУД, направленных на формирование умения конструктивно взаимодействовать с окружающими. По мнению исследователей, коммуникативные умения обучающихся, поступающих в школу находятся на крайне низком уровне. Это отражается в увеличении количества учащихся с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениями преследования и отвержения сверстников; изолированных и отвергаемых в детском коллективе.

На правильное и последовательное формирование коммуникативных УУД у школьников влияет не только своевременное выявление и устранение трудностей, осуществляемое при помощи диагностики, но и самооценка обучающихся. Проблема появления и формирования самооценки считается одной из главных проблем в период формирования личности школьника.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Проблема появления и формирования самооценки считается одной из главных проблем в период формирования личности школьника. Когда человек появляется на свет, у него нет какого-то определенного отношения к себе. Стоит отметить, что, как и многие другие личностные качества, самооценка формируется непосредственно в ходе воспитания, где главную роль играют семья и школа.

Самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний. Известно, что обучающиеся по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие здесь же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: «В твоей работе есть ошибка» - ученики реаᴦᴎруют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи здесь же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. [1, с. 90]

Развитие самооценки у обучающихся в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у них постоянно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Подводя итог следует отметить, что в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у обучающихся проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная. Самооценка формируется в учебной деятельности, в общении с учителем и сверстниками. Самооценка влияет на коммуникативные особенности школьников. Поэтому, проводя диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД, педагогу необходимо сначала выявить самооценку младшего школьника и при необходимости принять меры по ее коррекции.


 

Список литературы:

Бабанского Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. [Текст]// Сб. статей под ред., Ростов-на-Дону. -2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации