12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абакумова Ирина Дмитриевна173
Стаж работы в школе 3 года. Заочное обучение на кафедре логопедии и детской речи профиль: Логопедия
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
4

Применение различных видов устных вычислений на уроках математики в начальной школе

Применение различных видов устных вычислений на уроках математики в начальной школе

Формирование вычислительных навыков – является одной из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

Вычислительные навыки необходимо формировать с первого дня обучения в школе.

Вычислительный навык следует рассматривать как высокую степень овладения вычислительным приёмом. Он характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом и прочностью усвоения. Существует два подхода к формированию вычислительных навыков: 1 подход – показ учителем образца действия для частных случаев вычислений; 2 подход – самостоятельное открытие или преобразование знания учащимися.

Хотелось бы отметить, что при формировании вычислительных навыков учителю необходимо отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых доминирует познавательная мотивация, ориентироваться на развивающий характер работы, а также учитывать индивидуальные особенности детей, их жизненный опыт.

Устные вычисления можно проводить на разных этапах учебного занятия так, например, можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе, а также специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта.

Стоит обратить внимание, что устные упражнения должны соответствовать теме и цели учебного занятия и помогать усвоению изучаемого на данном занятии или ранее пройдённого материала.

Совершенствование навыков устных вычислений зависит, конечно, не только от методики организации занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приёмы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычисления, используя интерактивные красочные задания.

На сегодняшний день, работая по любому УМК, учитель может и должен организовать работу по формированию вычислительных навыков у учащихся так, чтобы удовлетворить всем требованиям современной школы.

В своей работе я использую различные задания для устных вычислений, приведу несколько примеров:

Задачи в стихотворной форме

Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20.

Пять малышек- медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? ( 5-1=4 )


Математические диктанты


Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20,

проверка знаний нумерации чисел, умений решать задачи в одно действие устно.

Инструктаж: учитель читает задания, дети записывают только ответы.

1.К 5 прибавь 6

2.Увеличь 7 на 8.

3.Из 11 вычти 8.

4.Запиши число, которое меньше 9 на 3.

5. Запиши число, которое больше 6 на 5.

6.Уменьши 16 на 9.

7.На сколько 14 больше 8?

8. На сколько 7 меньше 10?

9.Найди сумму чисел 3 и 8.

10. Найди разность чисел 17 и 9.


Задачи на развитие логического мышления


Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти

на уроках математики.

Иван царевич скакал на коне в Кащеево царство. Навстречу
ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней
скакало в Кащеево царство?


Дидактические игры


Игра «Цветик – семицветик».

Цель: проверить знание приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Инструктаж: На доске – лепестки разных цветов с различными числовыми выражениями и «сердцевинками» 6 и 7. Надо подобрать к каждому цветку лепестки. В игре участвуют 2 команды по 7 человек. Сначала к доске выходят два человека ( по 1 от каждой команды), они находят подходящий лепесток для своего тцветка и садятся на свое место, за ними выходят к доске следующие участники.

Выигрывает команда, которая быстрее соберет « Цветик – семицветик».


Для успешного овладения у детей устными вычислениями, необходимо придерживаться методическим рекомендация по организации устными вычислениями:

Необходимо на каждом учебном занятии по математике для достижения правильности и беглости устных вычислений выделять 5-7 минут. Количество упражнений не должно переутомлять детей и не превышать отведённое на это время.

Формулировки заданий должны легко восприниматься детьми на слух.

Необходимо систематически проводить диагностические самостоятельные работы «устного характера», т.е. учащиеся за определённое короткое время должны решить устно задания, записав ответы в тетрадь.

Устные упражнения не могут быть случайным этапом занятия, а должны соответствовать теме и цели занятия; пронизывать всё занятие и помогать усвоению изучаемого на данном занятии или ранее пройдённого материала.

Работа в классе на каждом занятии проводится в вопросно-ответной форме и должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников.

Необходимо использовать разнообразные упражнения занимательного характера:игры, игровые ситуации, нестандартные приёмы, соревновательные моменты, тесты, математические диктанты, различные головоломки, творческие задания, исследовательские работы, устные вычисления и т.д.


Таким образом, устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления детей, помогают лучше усваивать учебный материал.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.