Применение современных образовательных ресурсов в математическом развитии детей с ЗПР
Применение современных образовательных ресурсов в математическом развитии детей с ЗПР.
В работе с детьми педагоги стремятся использовать разнообразные образовательные ресурсы, которые повышают интерес школьников к обучению.
Систематизировав дидактический материал по математическому развитию я создала лепбук «Занимательная математика». Данный материал способствует развитию и формированию логико-математических представлений, повышает и активизирует мыслительные процессы, развивает сенсорные способы познания. Пособие актуально по форме и содержанию, имеет практическое применение в образовательной и развивающей деятельности с детьми.
Благодаря лэпбуку, можно выбрать и подобрать задания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Лэпбук «Занимательная математика» предназначен, для групповой или индивидуальной работы с детьми.
Лэпбук выполнен, в виде папки из картона, обшит тканью двух цветов, внутрь лэпбука вставлены дополнительные листы с заданиями, которые закрепляются с помощью разъемного пластмассового замка. Материал разложен по карманам разной конфигурации, конвертам, содержит дидактические игры, стихи, загадки, геометрическое лото, задания на ориентировку в пространстве, игры, задания на развитие логического мышления. Подобранный материал, помогает педагогу разнообразить методы приёмы и работы с детьми.
Цель: научить детей математическими способами познания элементарных математических представлений, через реализацию системы работы с помощью лепбук.
Задачи:
- формирование представлений о числе и количестве;
-формирование счетных операций;
- развитие сенсорных способов познания, математических свойств и отношений обследование, сопоставление, группировка;
- развитие ориентировки в пространстве, во времени;
- упражнение в умении находить целое и части;
- развивать познавательный интерес, инициативу, творчество, коммуникативные навыки ребенка.
Описание:
Левая часть лэпбука, направлена на изучение цифр, состава числа, решению примеров и задач. Здесь расположены книжки-раскладушки.
Книжки-раскладушки: «Цифры спрятались в стихах», «Цифры в пословицах и поговорках», «Задачки в стихах».
Цель: познакомить детей со стихами, пословицами, поговорками, загадками, в которых встречаются числа.
Игры-головоломки.
Цель: развитие умственных и творческих способностей детей, мелкой моторики.
Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности.
Дидактическая игра «Назови противоположности»
Цель: закрепить умение находить картинки, противоположные по смыслу.
Дидактические игры: «Сколько», «Назови число», «Составь пример», «Разложи цифры по порядку», «Найди соседей числа».
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10,
закрепить знания детей о цифрах и количестве, формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах десяти), учить составлять примеры и решать их.
По центру лэпбука находиться пособия: считаем до 100, дидактические игры:
«Математические раскраски»
Цель: раскрасить картинку, решая различные математические примеры.
На левой части лэпбука игры, упражнения, задания на изучение геометрических фигур, пространственных отношений: здесь расположен игровой материал для изучения геометрических форм, составление из них предметов, часы, игры, книжка - загадки «Когда это бывает».
Дидактическая игра «Который час? »
Цель: формировать представление о времени и единицах его измерения.
Дидактическая игра «Геометрический пазл»
Цель: игра развивать сенсорное восприятие, конструктивное мышление.
Геометрический пазл, состоит из разных разделённых геометрических фигур. Необходимо собрать картинку так, чтобы совпали все фигуры.
Игра: «Танграмм»
Цель: закрепить умение составлять предмет по образцу, используя геометрические фигуры.
Игра: «Лево – право, верх – низ»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, называть пространственные отношения.
Игра: «Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Игра : «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Игра: «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Игра: «Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Игра "Конструируем из палочек"
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
На дополнительном листе вкладыше расположены дорожки для составления графических диктантов, рисунков.
Дидактическая игра «Продолжи узор»
Цель: развивать логическое мышление, зрительно-моторную координацию.
Дидактические игры: «Компот», «Закатай банки крышками»
Цель: закрепить умение правильно соотносить цифру и количество.
Вывод:
Лэпбук содержит много информации в привлекательной и интересной форме, которая способствует математическому развитию детей с ОВЗ. Такая необычная подача материала интересна для детей, постепенно играя и вовлекаясь в разные задания ребенок, незаметно для себя самого, изучает, закрепляет и повторяет пройденный материал, что способствует его умственному развитию.
План работы по применению лепбука в индивидуальной с детьми в математическом развитии.
Месяц | Цель | Оборудование, дидактические игры и упражнения |
Сентябрь | 1. Учить детей воспринимать число с помощью различных анализаторов. Обводить цифру 1 по контуру. 2. Учить детей составлять круг из частей. | 1.Упражнение «Выбери картинку с изображением одного предмета». 2.Игра на внимание «Покажи цифру 1, когда услышишь слово «один». 3.Игра «Назови число» 3.Игры: «Составьте круг из двух частей», «Составь круг из четырёх частей». |
Октябрь | 1. Учить детей сравнивать предметы по размеру: большой - маленький: больше - меньше, одинаковые. 2.Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве. | 1. Геометрические фигуры разного размера. Д/игра: «Чудесный мешочек» 2.Игры: «Повтори - не ошибись», «Найди одинаковые по размеру», «Подбери пару по размеру». 3.Составление картинки на (вверху солнце, птицы, облака, внизу – деревья, цветы, грибы, животные и т.д.) 4.Игра: «Вверх, низ». 5.Игра «Продолжи узор», «Чем похожи и чем отличаются фигуры?», |
Ноябрь | 1. Учить детей соотносить число и цифру. Цифры 1,2,3. 2.Дать детям понятия «высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте», учить сравнивать предметы путем наложения. 3. Закрепить понятия спереди, сзади (перед, между) | 1.Дидактические игры: «Сколько», «Назови число», «Составь пример», «Разложи цифры по порядку». 2.Контурное изображение фруктовых деревьев разной высоты. Набор одноимённых предметов разной высоты (палочек, домиков). Игры: «Повтори, не ошибись» «Высокий- низкий», «Найди одинаковое по высоте». 3. Д/игра «Назови правильно». |
Декабрь | 1.Учить детей сравнивать количество 1-5 зрительно, на слух. Решать практические задачи на конкретных предметах. Различать цифры 1-5, соотносить их с количеством. 2.Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный , жёлтый , синий ), форма (круг и квадрат ), размер(большой и маленький). Учить составлять группы предметов с заданными признаками. | 1. Картинки грибов «Раз, два, три, четыре, пять» Игра: «Назови пропущенную цифру». «Разложи фрукты по банкам» «Составь пример» «Назови соседей числа» «Разложи цифры по порядку» 2.Круги и квадраты красного, жёлтого, синего цветов и разных размеров. Муляжи овощей и фруктов, картинки. Игры: «Сравни овощи и фрукты», «Чем похожи и чем отличаются овощи и фрукты?». |
Январь | 1.Закреплять навык пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве: восприятия количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. 2.Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве | 1. Карточки с изображением 1, 2, 3 ягод. Мешочки с ягодами рябины, цифры(1, 2, 3). Игры: «Скажи, сколько чего», «Найди и принеси три, (пять) предмета». «Бусы» 2.Картинка на панно. Тарелочка с ягодами. Игры: «Мои соседи», «Справа-слева». «Геометрический пазл» |
Февраль | 1.Учить детей выделять заданное количество предметов (1-6) из множества по слову: закреплять на практике состав числа 6, формировать понятие о числовом ряде. Учить прямому счету до 10 и обратному от шести. 2.Уточнять, сравнивать и закреплять понятия «один», «много», «мало», «несколько». | 1.Дидактические игры: «Сколько», «Назови число», «Составь пример», «Разложи цифры по порядку», «Числовая улица». 2.Демонстрационные картинки с изображением игрушек (в количестве 6). Раздаточный: карточки «Много-мало» с изображением игрушек. Игра: «Кого (чего) в группе много-мало, один». |
Март | 1.Учить детей отсчитывать заданное количество в пределах 7; видеть, устанавливать равенство и неравенство (плюс 1, минус 1); сравнивать числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1»; дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с цифрами. 2.Учить детей составлять квадрат из частей. | 1.Цифры от 1 до 7. Д/игры: «Назови цифры», «Числовая лесенка», «Подпрыгни (топни, хлопни) столько раз, сколько раз я стукну (хлопну, топну)». «Компот», «Составь пример» 2.Круги 2 размеров разных цветов, квадрат. Квадраты из разного материала, разной величины, цвета, по 2 квадрата разрезанные на 2 части, 1 квадрат разрезанный на 4 части. Игры: «Составь квадраты из 2-х частей», «Составьте квадрат из 4-х частей». «Танграмм» |
Апрель | 1.Учить детей выделять из множества по образцу и слову, соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с названием итогового числа, находить в окружающей обстановке, счет с помощью различных анализаторов. 2.Закреплять понятия «больше», «меньше», «Столько же» | 1.Игры: «Возьми столько, сколько я назвала», «Сколько у нас горошин», «Закатай компот», «Подбери крышку», «Составь пример и реши». 2.Карточки с изображением чайной посуды, сюжетная картинка. Игра: «Чего больше?». «Танграмм» |
Май | 1.Закрепить понятия «длинный»- «короткий», «длиннее»- «короче», «одинаковые по длине». 2. Закреплять понятия «далеко – близко» (около, рядом). 3. Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина). Обводить заданное количества клеток. | 1. Ленты разной длины, набор палочек 2-х длин. Д/игры: «Повтори, не ошибись», «Найди одинаковую по длине», «Назови предмет», «Продолжи ряд», Выложи из палочек» 2. Д/игры: «Назови слово с противоположным значением», «Далеко, близко», «Отгадай, кто где стоит». 3. «Нарисуй по слову», «Что, где находиться» «Повтори рисунок», «Выложи по образцу». |