Современные образовательные технологии как ресурс развития детской одарённости
16
Современные образовательные технологии как
ресурс развития детской одарённости
Мельник В.О.
Учитель истории и обществознания,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
Инновационный путь развития Российской Федерации обуславливает включение этого процесса во все экономические, социально-культурные проявления нашего общества. Для этого потребуется человеческий потенциал высокого качества с мотивацией на «победу» и достижения результатов с высокой личной «капитализацией». Поэтому в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования рассматривается развитие и поддержка одаренных учащихся.
Для системы общего образования данный подход означает признание высокой ценности одаренности, раннее выявление и поддержка одаренных детей, формирование для них особых траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал, через систему национальных олимпиад, развитие дополнительного образования детей и школьников, адресную поддержку одаренных, мотивированных учащихся.
Для массовой школы эта стратегия определяет необходимость создания творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, приобщения его к опытно-экспериментальной и проектировочной деятельности через систему не только учебных занятий, но и дополнительной вовлеченности в научные исследования.
Сегодня школе нужен педагог, владеющий навыками работы с одаренными детьми. А такого специалиста, способного объединить в развивающем взаимодействии коллектив педагогов, родителей и самого одаренного ребенка школа не получила, поэтому основная нагрузка в оказании помощи школе в этом вопросе ложится на рядового педагога.
Эффективность работы учителя по выявлению и развитию у одаренных учащихся интеллектуальных и творческих способностей может быть значительно выше, если:
а) содержание и средства достижения результата будут рассматриваться в контексте дидактической системы, регулирующей и регламентирующей образовательный процесс образовательного учреждения;
б) в образовательном процессе школы будут использоваться передовые педагогические технологии, направленные на развитие у одаренных детей старшего школьного возраста интеллектуальных и творческих способностей, на формирование мотивационно - потребностной сферы, социально и профессионально значимых качеств личности школьника;
Инновация – нововведение, деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).
Это направление является ведущим в содержании Программы развития школы.
Причиной выбора является следующее:
образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода;
обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
выстраивают доброжелательные отношения к учителю и друг к другу;
чёткая ориентация на развитие одарённости школьника.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология.
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные задачи
(Педагогический энциклопедический словарь).
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения. Отличие заключается в том, что педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);
учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения
- технология мастерских
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
Сравнение традиционной и развивающих технологий:
Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Более подробно остановимся на некоторых технологиях обучения.
Технология развития критического мышления
Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Если суммировать все научные точки зрения по поводу этого определения, то можно получить следующее: «Критическое мышление означает мышление оценочное, конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.
Выделяются три основных стадии:
1. вызов. Нужно заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.
2. осмысление. Ученик должен воспринять информацию, усвоить
её. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют
сохранять активность ученика, делают чтение текстов осмысленным.
3. рефлексия. Информация анализируется, творчески перерабатывается.
На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с...», «Что вы знаете о...» и т.д.
На стадии осмысления происходит активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками, составляются таблицы.
Совпало с моими представлениями
Новое содержание
Не совпало с моими представлениями
Вызывает сомнение или непонимание
(Значки могут ставится при чтении на полях).
Может быть составлена таблица.
Знаю Хочу узнать Узнал
Ещё один интересный приём, который используется в этой технологии, — кластеры.
Кластеры (гроздья) — выделение смысловых единиц текста и
графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди.
Кластеры — это графический приём систематизации материала.
Примерно так может выглядеть схема. В центре — главное понятие, а вокруг — смысловые единицы. Их может быть и гораздо больше. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником — текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и для разработки стратегии урока в целом.
На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии
вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей,
написание эссе или письменного ответа. Возможна также организация дискуссий, круглых столов. На этой стадии желательно составить таблицу «тонких и толстых вопросов». Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа. Тонкие — подробного, развёрнутого.
Толстые вопросы: Где...? Когда...? Кто...? Что ...? и т.д.
Тонкие вопросы: Как вы думаете, почему... ? Каковы последствия... ? В чём
состоят различия... ? Предположите, что будет, если… ?
На этой стадии возможно составление синквейна. Это понятие происходит от французского слова «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Технология стендового доклада
На научных конференциях, симпозиумах, конгрессах, съездах широко практикуются стендовые сообщения: так называемые постеры. На некоторых конференциях, олимпиадах практикуются исключительно стендовые доклады.
Что такое стендовый доклад? По меткому выражению исследователей «стендовый доклад представляет собой комбинацию заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной идеи»
Стендовые доклады в большей степени используются как средства обмена информацией. Уменьшение числа живых выступлений при увеличении числа посетителей на научных мероприятиях делают стендовую секцию одной из важных. Процесс их создания - кропотливая и сложная работа. Хорошо сделанный постер - один из наиболее эффективных способов представления информации и данных.
Схема составления стендового доклада может быть следующей:
1. Формулирование идеи.
Чтение инструкций и определение формата постера.
Планирование содержимого.
Точное определение содержимого стендового доклада: текст, графики, цвета.
Разбивка листа, примерные наброски.
Исправление ошибок.
7 Процесс создания и окончательного оформления.
8. Представление стендового доклада на конференции.
Размер стенда. Стенд для размещения материалов доклада состоит из трех частей - заголовка, основной части и, при необходимости, столика для размещения демонстрационного материала. Специфика исследований часто требует значительного количества иллюстративного материала (фотографий, рисунков, схем, таблиц, карт и т.д.), которые должны быть выполнены в масштабе доступном для зрительного восприятия с некоторого расстояния. Поэтому размер постера должен быть достаточно большим. Верхняя часть отводится для заголовка, на остальной размешают материалы доклада
Заголовок. Верхняя частъ стендового листа отводится для заглавной части доклада. На ней слева направо указывается название доклада, фамилия и имя автора, учреждение и город, где выполнена работа. В крайнем левом углу оставляется место для размещения номера стенда, который будет сообщен участнику сессии индивидуально
Название должно быть:
Четкое. Высота названия 15-20 см, для свободного чтения с расстояния 5-6 метров.
Заметное. Используйте подчеркивание и обрамление Необходимо сильное контрастирование.
Основная часть стенда. Эта часть предусмотрена для монтирования материалов доклада. Ее размеры позволяют свободно расположить до 10 листов формата А4. На основной части помещается текст, фотографии, таблицы, рисунки, диаграммы.
Лучше излагать текст небольшими абзацами и подразделить его на несколько частей:
1.Проблема - кратко формулируется проблема, на решение которой направлено данное исследование.
2. Цели и задачи - вытекают из поставленной проблемы. Могут быть сформулированы в виде пунктов.
3. Материалы и методы - раздел содержит описание объекта методик исследования
4. Результаты - основная часть доклада, в которой приводятся результаты, полученные при выполнении исследований.
5. Выводы и рекомендации - резюмирующая часть, отражающая итог исследования. При практической направленности исследования полезно привести рекомендации по решению той или иной проблемы, рекомендации для производства
Текст:
Изложение должно быть кратким и лаконичным. Излагайте суть исследования, при необходимости Вам будут заданы дополнительные вопросы.
Текст не должен содержать более 1000 слов. Таким образом необходимо:
-укоротить, упростить текст,
-исключить детализацию методов и крупные таблицы;
Фотографии и рисунки должны быть четкими, нести информацию об объекте, его особенностях. Фотографии должны восприниматься на расстоянии, рекомендуемый размер фотографий не менее чем 10*15. И рисунки и фотографии должны иметь пояснительные подписи (под рисунком, под фотографией).
Таблицы, графики, диаграммы не должны дублировать друг друга.
Оформление стендового доклада должно проводится таким образом, чтобы в максимально удобной и доступной для участников конференции форме раскрыть сущность проведенной конкурсантом научной работы.
Обычной практикой на международных и отечественных конференциях в настоящее время является размещение в нижней части стенда конверта или файла с оттисками ваших предыдущих докладов или публикаций, кратким изложением работы, контактной информацией и т.д. для свободного распространения среди участников. Это способствует более эффективному обмену информации, новым научным контактам.
Проблемное обучение.
Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Следовательно, основными функциями проблемного обучения, в отличие от традиционной дидактики, являются: открытие новых знаний, развитие мыслительных способностей обучающихся, формирование способов самостоятельной деятельности.
Здесь мы видим иную систему мотивации с акцентом на интеллектуальном побуждении.
Постановка проблемы начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает в учебном процессе не в любом случае, а только тогда, когда учебный материал сформулирован особым образом, т.е. так, что учащемуся не всё в нём ясно; он видит несоответствие новой информации его прежнему представлению; он видит цель, но не знает способов её достижения и т.д. Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации – предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения. Осознание противоречия вызывает удивление учеников, а вопросы учителя ориентирует их на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия.
Это первый и важнейший этап урока – постановка проблемы самими учениками.
После формулирования учебной проблемы учитель может предложить высказать свои версии, составить план решения и самое главное - вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу – это этап актуализации. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако в отличие от него актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но необходимо теперь для решения новой проблемы.
На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свои оценки событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание, при этом, должно завершается вопросом учителя – как наши новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока? Учитель пользуется либо побуждающим диалогом, задавая вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (что развивает творческие способности детей), либо подводящим диалогом, состоящим из цепочки, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (это развивает логику, но не творчество).
В настоящее время в мировом педагогическом опыте получили распространение некоторые приемы организации обмена мнениями, которые представляют собой виды дискуссии. К их числу относятся:
1. Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с аудиторией.
2. Заседание экспертной группы (или «панельная дискуссия») – участвуют 4-6 учеников с заранее назначенным председателем. В начале намеченная проблема обсуждается всеми участниками группы, а затем всему классу ими излагаются свои позиции. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь. (см. Приложение №3).
3. Форум – обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого вся группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
4. Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
5. Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников (представителей двух противостоящих, соперничающих команд) и взаимных опровержений.
6. Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
7. Коллоквиум – обсуждение проблемных вопросов, где группа учащихся, выступает с докладами; по каждому выступлению организуется дискуссия.
8. Техника аквариума – такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди видов учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
Проблемный урок завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.
Сам проблемный метод известен очень давно, однако авторы предлагают использовать его не эпизодически, а на каждом уроке изучения нового материала.
К недостаткам проблемного обучения, на мой взгляд, можно отнести то, что оно часто вызывает затруднение у школьников в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности
ИКТ – технология
Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией
Методические приёмы
Такие приёмы целесообразно использовать в следующих ситуациях
1. использование на уроке презентации-конспекта урока
В данной компьютерной программе на экран выводятся цели урока, основные этапы урока, выстраивается цепь иллюстраций, анимированных карт, выделенных понятий, в завершении фильма ребят возвращают к заданию, проблемному вопросу, полученному ими в начале урока, что позволяет сделать окончательные выводы, систематизировать информацию, усвоенную на уроке и провести этап рефлексии.
2. просмотр учебного фильма с предварительной постановкой вопроса, проблемного задания, на который необходимо ответить или которое необходимо разрешить после просмотра фильма.
Наряду с просмотром фильма можно использовать рубрику «персоналии», «термины», «события», что также даёт возможность дополнить изучаемую информацию.
В процессе просмотра фильма учитель испытывает меньшую загруженность на уроке, а просмотр фильма позволяет учащемуся получить общее представление о событии, установить причинно-следственные связи.
3. анализ статистических данных, а также сравнительный анализ на основе нескольких представленных источников,
4. работа с видеодокументами,
использование которого позволяет быстро сконцентрировать внимание учащихся не только на хронологии, причинах и последствиях тех или иных событий, не только усвоить документальный материал, но также позволяет прочувствовать суть эпохи, её особенности, неповторимость, быт. Данный вид работы очень удобен для повторительно-обобщающих уроков, облегчает учащемуся работу с документальным материалом. Материал преподносится учащемуся в ненавязчивой форме, но при этом эффективно усваивается.
5.Работа с географической картой,
даёт возможность получить представление о геополитическом расположении того или иного государства, формирует навык работы с картой, умение пользоваться легендой карты
6. самостоятельная подготовка учащимися мультимедийного материала
позволяет ученику самостоятельно детально проработать собранный материал, представить его одноклассникам и объяснить его основные детальные моменты.
7. тестирование знаний
Позволяет провести рефлексию на любом этапе урока.
После прохождения определённого этапа урока учащимся предлагается серия вопросов, которые следуют по очереди и связаны непосредственно с пройденной темой или определённым этапом урока.
8.Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Его преимущества:
Возможность быстрого поиска по тексту.
Организация учебной информации в виде гипертекста.
Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку.
Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны.
Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.
9. Ещё одной сферой применения информационных технологий в практике преподавания сегодня является использование ресурсов сети Интернет. Именно эта Интернет-сфера позволяет органично интегрировать информационные технологии в практику традиционного урока. Как известно, в процессе обучения учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Традиционная библиотека сегодня уже не является основным источником подобного рода информации, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объёме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Интернет предоставляет учителю и ученику громадные возможности выбора источников: информация в сетях, базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев и т.п. Объёмы информации (текстовой, статистической и графической), имеющейся в Интернете, на несколько порядков превышают объёмы любых печатных изданий. Использование ресурсов Сети, однако, не ограничивается развитием самостоятельных поисковых навыков учащихся. Проведение семинаров, учебных конференций, практикумов, дискуссий можно также организовывать с использованием возможностей Интернета. К примеру, проводя семинар или учебную конференцию, можно организовать групповую работу учащихся с целью раскрытия отдельных, вынесенных на рассмотрение вопросов. Кроме указанных форм использования, Интернет представляет массу возможностей для интерактивного общения, используя серверы, на которых оно реализуется. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из его посетителей или участвовать в коллективной встрече. Имея доступ в Интернет, учитель также может наладить переписку с учащимися, используя электронную почту. Подобная переписка при грамотной её организации позволит учителю получать регулярные отчёты учащихся о проделанной работе, экономить время на занятиях с учащимися, пропустившими ряд уроков по причине болезни и многое другое. Благодаря интерактивным возможностям Сети каждый учитель может выбрать удобную для себя форму взаимодействия с учащимися.
Совместное использование представленных выше методических приёмов позволяет сделать процесс обучения как можно более продуктивным.
На таких занятиях каждый учащийся вносит в процесс освоения учебного материала свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, умениями, идеями, способами деятельности.
Заключение:
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Педагогически грамотным специалистом нельзя без знания и использования всего обширного арсенала образовательных технологий.
Горбачёва Марина Юрьевна
Мельник Виктория Олеговна