12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Ольга Владимировна19
Россия, Удмуртская респ., Воткинск

Применение современных образовательных технологий актуальных на уроках физической культуры.


 

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №1 города Воткинска

Удмуртской Республики

 


 

2019 год

Применение современных образовательных технологий актуальных на уроках физической культуры.


 

В настоящее время приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,  вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности. Достижение вышеуказанной цели становится возможным благодаря реализации системно-деятельностного подхода, формирующего систему универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС, развивающий потенциал которых становится приоритетным направлением. Системно-деятельностный подход, является методологической основой ФГОС.       

        Современный учитель физической культуры должен понимать, что развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через системно-деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

         На своих уроках учитель вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к  ученику  в приоритет ставит развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения, учит контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД.

      Современный педагог  должен учить школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. Учит оказывать посильную помощь и моральную поддержку  сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УУД).

         Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.) выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (регулятивные УУД).

Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Получается, что каждый урок для ученика является исследовательским мини-проектом.

Современная школа ставит перед собой задачи:

- создание условий для опережающего развития школьников, через освоение современных образовательных технологий, организацию исследовательской, проектной деятельности в ходе внедрения ФГОС второго поколения;

-обеспечение доступности образования для всех детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, инвалидов, их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества;

-обеспечение в урочной и внеурочной деятельности условий физического, психологического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательных отношений, формированию экологической культуры, их продуктивной учебно-познавательной деятельности, основанной на рациональной организации учебного труда и культуре здорового образа жизни личности.

Достичь выше перечисленные задачи позволяет активное применение на уроках современных образовательных технологий:

Технология дифференцированного обучения.

Технология проблемного обучения.

Методические приемы технологии критического мышления.

Проектная технология.

Игровые технологии.

Все перечисленные технологии направлены на формирование и развитие УУД обучающихся.

 

Реализация системно-деятельного подхода на уроках физической культуры.

 

t1572112711aa.gift1572112711ab.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достоинством данных технологий является то, что они могут применяться в разных типах урока, на разных этапах урока, а так же для обучения различных категорий детей.


 

Технология

 

Категории детей

Дифференцированное обучение

Проектная методика.

Проблемное обучение

Критическое мышление

Игровые технологии

Одаренные дети

+

+

+

+

+

Дети с ОВЗ

 

+

(если нет медицинских противопоказаний)

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

Дети «Группы риска» (дети из неблагополучных семей, дети сироты,дети оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным поведением).

+

+

+

+

+

Благодаря успешной реализации системно-деятельного подхода на уроках физической культуры у учащихся формируются следующие УУД:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Самоопределение

Смыслообразование

Соотнесение известного и неизвестного

Планирование

Оценка

Способность к волевому усилию

Формулирование цели

Выделение необходимой информации

Структурирование

Выбор эффективных способов решения учебной задачи

Рефлексия

Анализ и синтез

Сравнение

Классификации

Действия постановки и решения проблемы

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов


 


 

Технология дифференцированного обучения. (ТДО)

Под дифференцированным физкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Содержание ТДО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Ниже описано, каким образом  можно использовать данную технологию на своих уроках:

Обучение двигательным действиям

Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, детей условно поделить в классе на группы, в зависимости от  подготовленности. Одной группе даем подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся  слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает и так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут  полноценно проявить себя в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по гимнастике учитель разрешает хорошо подготовленным детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Учитель обязательно проводит индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.

Развитие физических качеств

Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности учитель осуществляет с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, педагог предлагает индивидуальные задания (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки).

Так, на уроках по лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков передвижения по лыжне, некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, проходят 2 км, тогда как   обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности (почти 70% класса) – 5 км.

В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.

Возрастно-половые особенности учащихся.

При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более положительные беговые и лыжные дистанции; увеличивать высоту прыжков, а так же расстояния до мишеней для метания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.

Учащимся до 11 лет следует давать упражнения, развивающие быстроту, ловкость, подвижность в суставах и выносливость; с 11–12 лет нужно увеличить удельный вес силовых упражнений. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, чем для мальчиков. В то же время в упражнениях на быстроту, ловкость им можно давать более трудные упражнения, чем мальчикам. В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными двигательными действиями. Для детей 13–14 лет сокращается число упражнений, связанных с длительной статистической нагрузкой. На уроках физической культуры следует постоянное внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки. Девочкам в этом возрасте становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. С особой осторожностью нужно давать им такие упражнения, как поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. На уроках продолжительность медленного бега может составлять у девочек 4–5 мин, а у мальчиков 6–8 мин. Для девочек нужно сократить длину дистанции и интенсивность бега в 1,5–2 раза по сравнению с мальчиками.

На занятиях со старшеклассниками значительное место следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в, частности, упражнениям, развивающим точность пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, координацию. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе и прироста показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому им трудней выполнять такие упражнения, как подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, перелазание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения должны использоваться в работе с девушками, следует лишь облегчить условия для их выполнения.

Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Они располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.

 

Адаптивная гимнастика.

Адаптивная гимнастика в системе физического воспитания необходима для специальных медицинских групп, а также с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Однако дети, входящие в основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально коррекционных занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки.

В настоящее время в школу приходит все больше детей с ослабленным здоровьем.

Врачом, классными руководителями, учителем проводится комплексная диагностика. Результаты этой диагностики отражены в «Паспорте здоровья» учащегося. Динамика изменений учитывается при индивидуальной работе с учениками. По результатам диагностики составляются рекомендации по коррекции здоровья учащегося, на основании которых ребенок направляется на индивидуальные и групповые занятия.

Коррекционная или адаптивная гимнастика - метод лечебной физкультуры для детей с нарушением осанки. Включает статические (70%) и динамические (30%) упражнения. В основу метода положены принципы лево-правополушарных взаимодействий мозга и физиологического стереотипа движений (круговых, перекрестных).

Занятия адаптивной гимнастикой, как профилактический метод, полезны всем детям, но особенно младшим школьникам, так как при поступлении в школу увеличиваются физические и психические нагрузки, а это требует определенной адаптации со стороны ребенка. Особенно хорошо адаптивная гимнастика зарекомендовала себя при работе с детьми 7 – 10 лет с проявлениями минимальной мозговой дисфункции, выраженными в нарушении чтения, письма различных невротических реакциях. Упражнения, которые предлагаются данной гимнастикой, направлены:

- на улучшение и укрепление рессорной функции стопы, а значит и на исправление осанки;

- на снятие у детей переутомления, возбуждения через выполнение статических и психофизических упражнений;

- на укрепление позвоночника.


 

Методы (способы) организации деятельности учащихся на уроке физической культуры.

фронтальный способ – упражнения выполняются всеми учащимися одновременно. Этот способ применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т.п.;

групповой способ – упражнения выполняются одновременно несколькими группами учащихся;

поточный способ – учащиеся выполняют заданные упражнения друг за другом;

индивидуальный способ – отдельные ученики, получив задание, самостоятельно выполняют его. Обычно такие задания даю отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим. Учитель контролирует выполнение заданий.

Дозирования заданий по трудности:

учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель прокладывает три лыжни: одну – прямо, вторую - слегка наискось и третью – под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной – по второй лыжне и самой неподготовленной – по третьей, где скорость наименьшая.

то же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания.

ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задание.

Ориентация на посильные и доступные большинству учащихся обязательные результаты обучения даёт возможность каждому школьнику на каждом уроке испытывать учебный успех.

Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности)

деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности

деление содержания программы

Обучающимся предлагаю задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность  (презентации), составление комплекса разминки и т.д.

В ходе выполнения упражнений учитель знакомит учащихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращает внимание на технику выполнения  и технику безопасности при выполнении упражнений, дает общий анализ выполнения упражнения и обращает внимание на технические ошибки. Ежеурочно проводит инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и по правилам поведения.

Здоровьесбережение.

Урок - влияние его на здоровье детей является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Обязательным условием оздоровления на уроке физической культуры в спортивном зале является соблюдение гигиенического режима. В обязанности учителя входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменять их в лучшую сторону самому, или с помощью администрации, медиков. Гигиенический режим, включающий в себя воздушно-тепловой режим, личную гигиену учащихся, требования к оборудованию, чистоту помещений, требования к освещенности зала и требования к расписанию уроков в нашей школе строго соблюдается.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Средства двигательной направленности применяются на уроках физической культуры, ритмики, физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, во внеклассной работе.

Только комплексное выполнение этих условий поможет решить задачу оздоровления.

Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Ориентируемся при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

принцип двигательной активности;

принцип оздоровительного режима;

принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;

принцип реализации эффективного закаливания;

принцип психологической комфортности;

принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

Для реализации данных принципов использует следующие педагогические методы и приёмы обучения:

1. Повышение двигательной активности детей.

2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".

Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои способности.

Дифференцированное выставление отметки по физической  и технической подготовленности обучающихся.

При оценке  физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитель учитывает и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяет методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Для  обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они  выполняют упражнения рекомендованные врачом. Данную работу учитель также оценивает.

Учитель постоянно ориентирует сильных детей на то, что они должны помогать отстающим, предлагаю им шефство над товарищем.

Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Хорошо работает технология дифференцированного подхода в обучении различных категорий детей на примере метода «Путь к успеху».

1 этап. Обучающийся составляет карту, по которой будет ориентироваться в своих спортивных достижениях

Виды испытаний

Результат в начале года

Промежуточный результат

Результат в конце года

Необходимый результат

Бег 60 метров

 

 

 

 

Прыжок с места

 

 

 

 

Подтягивание

 

 

 

 

Наклон вперед

 

 

 

 

Поднимание туловища из положения лежа

 

 

 

 

Бег 1000м

 

 

 

 

Бег на лыжах 3 км.

 

 

 

 

Каждый обучающий сам определяет для себя «необходимый результат», в зависимости от личных способностей, возрастно- половых особенностей и цели достижения данного результата. Дети с хорошей физической подготовкой ставят цель - заработать значок ГТО, дети, имеющие проблемы со здоровьем - улучшить показатели прошлого года. Так же дети могу выбрать виды испытаний в зависимости от мед. показаний. С помощью карты учитель видит улучшения или понижение результатов каждого ученика.

2 этап. Обучающийся составляет план мероприятий для достижения поставленных целей (достижений). Например:

Утренняя пробежка и зарядка.

Занятия в тренажном зале 2 раза в неделю.

Беговые занятия в лесу по выходным, зимой на лыжах.

Выполнять упражнения для укрепления брюшных мышц пресса и т.д.

3 этап. Подведение итогов (результатов). В течение года ученик следит за изменением показателей, записывает лучшие данные в таблицу. Итог достигнутых результатов подводится в конце учебного года. Каждый ученик, независимо от уровня способностей, наглядно видит свой результат и планирует работу на следующий год. Учитель прослеживает по таблице изменения результатов каждого обучающегося и дифференцированно выставляет отметку каждому за его «Путь к успеху».


 

Карта ученика. Достигнутый результат

t1572112711ac.gif

t1572112711ad.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.


 

Технология проблемного обучения.

 

Наиболее интересно направление, связанное с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения, создания проблемных ситуаций и задач как средство повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению мотивации самостоятельных действий, физических резервов организма.

Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Требования к современному уроку:

Урок должен быть проблемным и развивающим.

Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Время сбережение и здоровье сбережение;

В центре внимания урока — дети.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

Проблемный урок содержит следующие этапы ( ступени):

Ощущение проблемы (затруднения).

Формулирование проблемы.

Обсуждение гипотезы.

Приведение в порядок обнаруженных фактов.

Практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

-анализ проблемной ситуации;

 

-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;

-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);

-проверка правильности решения.

Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, становится стержнем, для всего занятия. Решение проблемной ситуации приводит к осознанному восприятию полученной информации.

Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся,

Примеры проблемных ситуаций:

Можно ли начинать бежать без предварительной разминки?

Зачем человеку развивать гибкость?

Можно ли увеличить длину прыжка с места?

Основным средством контроля являются ответы и действия школьников, аналитическая  деятельность учителя по определению степени их правильности, количества и характера ошибок.

Так как новый федеральный государственный стандарт ориентирован, прежде всего, на результаты, то важным завершающим этапом урока является рефлексия. Именно на данном этапе учитель может проследить и отношение учащихся к теме урока, и осознанность усвоенных знаний, и эмоциональный настрой учащихся.

Диагностика собственных достижений позволяет учащимся самостоятельно оценивать свои достижения. Положительный результат повышает уверенность в себе, повышает мотивацию.

Подведение итогов решения проблемной ситуации позволяет осознать полученную информацию и в дальнейшем творчески применять полученные знания.

Получая возможность высказать своё отношение к уроку, учащийся демонстрирует то, что осознал и эмоционально переработал информацию. Учитель же понимает, на какие моменты стоит обратить особое внимание.

Подведение итогов может, осуществляется индивидуально (педагог и ученик)  и коллективно (педагог и ученики или только ученики). Акцент делается на том, что оценка должна быть обоснованной, а критика – конкретной.

Таким образом, использование проблемного обучения служит залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и физического совершенствования.

Критическое мышление (методические приемы).

 

Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Конструктивную основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление - размышление". Рассмотрим эти стадии подробно.

На этапе вызова из памяти  "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета,  рассказом об увиденном, то есть приемы,  предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.  

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся  закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

Предлагаю несколько приемов из технологии критического мышления, которые можно использовать на уроках физической культуры

Толстый и тонкий вопрос

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:

- умение формулировать вопросы;

-умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Техника приема мяча в волейболе" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос: «Какие виды приемов мяча вы знаете?»

Толстый вопрос: «Предположите, что будет, если изменить постановку рук и кистей в приемах волейбольного мяча?»

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

Толстый вопрос

Тонкий вопрос

Объясните, почему нужна разминка перед игрой?

Где выполняется подача мяча?

В чём различие приема мяча и передачи мяча?

Что такое прием мяча?

Предположите, что будет, если на площадке будет больше игроков?

На каком уровне происходит соприкосновение мяча и пальцев рук при верхней передаче?

Что, если будет меньше?

Можно ли принимать мяч ладонями?

Согласны ли вы что волейбол активный вид спорта?

Участвуют ли ноги в приеме и передачи мяча?

Вы согласны с утверждением, что волейбол в переводе –это парящий мяч. Почему?

 

 

Нестандартный вход в урок

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример: Урок по теме «баскетбол» 5 класс. Вызвать группу детей и раздать мячи волейбольный, футбольный, баскетбольный, простой резиновый мяч, мяч для большого тенниса и т.д (какие найдутся в школе).

Вызов. Предлагаем детям выполнить бросок в корзину разными мячами. После выполнения задания пояснить «какие трудности каждый из них испытал», «каким мячом выполнить бросок было проще». Чаще всего дети выбирают волейбольный мяч, аргументируя, что он легкий, мягкий, удобный и хорошо летит в корзину.

Осмысление. На протяжении урока все задания 1 группа детей выполняет, используя волейбольные мячи, а 2 группа баскетбольные.

Размышление. В конце заполняется таблица выполненных заданий. Дети сами определяют, почему именно этот мяч служит для игры в баскетбол.

Идеал

Это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

- умения определять проблему;

- умение находить и формулировать пути решения проблемы;

- умение выбирать сильное решение.

Пример: Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Разберём на примере раздела «Легкая атлетика» тема «Прыжок в длину с разбега» 6 класс.

Вызов. Проблема «Как выполнить самый дальний прыжок?». Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы.

Осмысление. Дети предлагают способы и пути решения этой проблемы. Учитель фиксирует все предложения, например: менять дальность разбега, попробовать прыгнуть с обеих ног, с правой и левой ноги поочерёдно, оттолкнуться повыше, в фазе полета имитировать бег по воздуху, махать руками и т.д.

Размышление. Затем выбираются наиболее эффективные. Дети пробуют на практике разные варианты выполнения прыжка и выбирают правильное решение.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся  овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 

Проектная технология.

 

Школа должна выпустить креативную и критически мыслящую, активно и целенаправленно познающую мир, осознающую ценность образования и науки, труда и творчества личность. Мотивированную на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей жизни. Применение проектной методики помогает в решении этих важных задач развития личности ребенка.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
   Краткая теория вопроса.

 Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

Требования, предъявляемые к проектам:

в проекте должна быть решена какая-либо проблема;

проводится исследовательская работа;

проект выполняется самостоятельно учащимися;

учитель исполняет роль, консультанта;

результаты проекта должны иметь практическую значимость;

в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Этапы работы над проектом:

выявление (видение) проблемы.

(формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели, прояснение неясных вопросов)

планирование и разработка учебных действий;

(выбор методов исследования, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств),

проведение исследования, анализ и синтез собранных данных, сопоставление полученных данных и умозаключений, обработка результатов, проверка гипотез;

написание работы;

публичная защита.

Виды проектов:

Сообщение

Инструкция 

Реферат      

Презентация 

Кроссворды

Составление комплексов упражнений, игры

И наконец, самое трудоемкое – это написание проекта. 

Проект дает возможность формирования у учащихся основ культуры исследовательской деятельности  (требование ФГОС).  Заканчивается работа над проектом его защитой. Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Научность и доступность учебного материала, дифференциация и индивидуализация обучения, плотность уроков способствуют более эффективному усвоению знаний, умений и навыков детей. Благодаря работе над проектом ученики учаться ясно выражать свои мысли, делать выводы, обобщать, оценивать свою работу и работу друг друга, познавать себя, преодолевать трудности, имеют способность к самовыражению. Они самостоятельны, уровень их знаний высокий. Ученикам предлагаются проекты и темы для исследований, в зависимости от их возраста, интересов и возможностей. В любом случае, дети учатся планировать свою деятельность, распределять работу в своей творческой группе, где каждый вносит свой вклад и у каждого есть своя личная зона ответственности.

Проектно - исследовательская деятельность создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, где каждый ученик может сказать: «Я могу! Я знаю! Я умею!»

Положительным результатом использования технологии можно считать:

возрастание интереса детей к предмету значительно;

повышение процента усвоения материала

использование ИКТ - любимый метод, а проектная деятельность - средство обучения детей;

повышение интереса у старшеклассников к такой форме работы, а следовательно и успеваемости.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время, применительно к физической культуре большей частью внеурочное.

Тематика проектов затрагивает не только вопросы здоровьясбережения, но и имеет социально- значимую направленность. Проектная деятельность особенно привлекает детей «Группы риска» (из неблагополучных семей, детей с девиантным поведением), т.к. ребята могут реализовать себя как положительные личности, работа над проектом помогает им преодолеть дурные привычки. Обучающиеся этой группы преимущественно выбирают коллективные проекты, несложные в исполнении.

Одаренные дети показывают хорошие результаты на ежегодных выступлениях в школьной научно - практической конференции, участвуют в городских и Всероссийских конкурсах и конференциях, имея при этом положительные результаты. Работы учащихся данной категории детей носят преимущественно проектно-исследовательский характер.

Особый интерес представляют творческие исследовательские проекты как наиболее интересные, перспективные, привносящие новшество в преподавании физической культуры в школе. Ниже приведены некоторые приемы работы с обучающимися с использованием проектной технологии, на уроках физической культуры раздела «ритмика».

Рассмотрим пример работы по технологии «Творческая мастерская» на примере исследовательского проекта “Моя многонациональная страна” (раздел ритмики «Народный танец», 4 класс).

Идеей проекта послужило проведение в школе недели национальных культур и фестиваля «Венок дружбы» посвященного празднованию Дня государственности Удмуртии.

Вид проекта:  исследовательский, творческий, монопроект, внутришкольный, групповой + коллективный, краткосрочный.

Цели проекта:

формировать представления о многонациональном характере нашего государства

воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям разной национальности, чувство гордости за свой народ;

усилить познавательную активность учащихся

Задачи проекта:

знакомить с традициями и обычаями разных народов через танец и подвижные игры

формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, демонстрировать результаты;

способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

повышать интерес к танцевальному искусству.

укреплять здоровье, повышать двигательную активность.

Реализация проекта.

Урочная деятельность.

Обозначить проблему и наметить пути ее решения.

Распределение работы по группам для выполнения домашней исследовательской работы:

1 группа- «Русский народный костюм»- особенности, разнообразие, история.( презентация, рисунки моделей, )

2 группа-«Удмуртский костюм»- особенности, разнообразие, история. (сообщение, рисунки)

3 группа- «Татарский костюм»- особенности, разнообразие, история. (фотоальбом, рисунки)

4 группа - игры народов России.(описание, разучивание, показ).

t1572112711ae.jpgt1572112711af.jpgt1572112711ag.jpg
 

Объясняем детям, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?....

Обобщение информации по темам исследования.

Каждая группа на последующих урока представляет свою работу (сообщение, презентация, рисунок, прослушивание музыки, игра.) Игра является логическим заключительным этапом каждого урока.

Тренировочная работа. Знакомство и разучивание танцевальных этюдов русского, удмуртского и татарского танцев.

После обобщения информации по теме каждой из групп идет тренировочная работа и разучивание небольших народных этюдов. Такая работа идет на каждом уроке и занимает большую часть урочного времени.

Постановочная работа.

Постановка танца «Дети России» (исполнитель группа «Непоседы». Слова: Осошник Н. Музыка: Осошник В.)

Внеурочная деятельность.

Презентационная работа. Социализация.

Выступление детей с танцем на школьных и городских мероприятиях, оформление

t1572112711ah.jpg

стенгазеты и галереи рисунков по теме проекта.

t1572112711ai.jpg

Так, в 5 классе при изучении темы «Удмуртский танец», учитель с учащимися в «Творческой мастерской» разрабатывали проект “Особенности моего края”. Цель работы - изучить традиции, игры, особенности костюма удмуртов, элементы национального танца. Дети в мастерской художника с увлечением рисовали солярные знаки, украшали ими рукавицы и пояса на костюмах. Пробовали в домашних условиях изготовить монисты из паеток. В школьной музейной комнате «Удмурт корка» ткали материю на уменьшенной копии ткацкого станка. Изучали игры и знакомили с ними других детей. Познакомились с национальным инструментом «крезь», послушали его звучание, а некоторые даже попробовали на нем сыграть. Разучили удмуртский танец «Тыпыртон». Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усвоили учебный материал.

Итогом проекта послужило выступление класса на школьном и городском праздниках национальных культур.

t1572112711aj.pngt1572112711ak.pngt1572112711al.png
 

t1572112711am.png
 

Работа над проектом позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности. И даже ученики, которые по каким – либо причинам освобождены от физической нагрузки, активно стараются принимать участие в данном виде деятельности. Разнообразие форм работы позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта. Выступления детей на уроке с исследовательским материалом, на концертных мероприятиях в школе и в городе способствует самоутверждению, самовыражению, самоактуализации, адаптации в социуме личности ученика.

Проектная деятельность отличается от обычной деятельности ученика в рамках классно-урочной системы, причем, чем более продуманной и разноплановой будет проектная деятельность, тем больший воспитательный и развивающий потенциал будет заложен в методическую разработку проекта. Проектная методика помогает лучше усваивать материал. И даже ученики, которые по каким – либо причинам освобождены от физической нагрузки, стараются активно принимать участие в данном виде деятельности.

Данная технология позволяет организовать урочную и внеурочную деятельность ребенка так, чтобы он имел возможность удовлетворить не только познавательные потребности, но и потребности в самоутверждении, в самовыражении, в самозащищенности, в самоактуализации.

 

Игровые технологии.

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная.

Особое внимание уделяется подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» используем подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» -  игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. На уроках лыжной подготовки используем и проводим подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.

 Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока.

 

t1572112711an.png

 

t1572112711ao.png

 

 

 

Вывод:

Целенаправленное и систематическое использование представленных выше инновационных образовательных технологий в процессе обучения способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, расширению кругозора обучаемых, развитию коммуникативных навыков, умения работать со справочными изданиями и другими источниками, стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес, воображение, творческие способности, самостоятельность. Раскрывает собственные потенциальные возможности всех категорий детей, позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, осознать ценность здорового образа жизни и потребности в нем, что отвечает требованиям методической системы учителя. Использование данных технологий и применение дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, помогает педагогу добиваться высоких учебных результатов обучающихся, а также результатов их внеурочной деятельности.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.