Статья «Образовательные технологии на уроках физической культуры»
Урок физической культуры, занимает особое место в формировании личности ребенка, развивая не только его физические возможности, но и интеллектуальные.
Важно отметить,что на развитие таких способностей, как быстро принимать верные для осуществления поставленной цели решения , самостоятельно приобретать знания, развивать критическое мышление ребенка и , развитие его творческих качеств направлены современные образовательные технологии, применяемые на уроках физической культуры.
В процессе обучения главным является не сообщение учащемуся определенной информации, а формирование у него умения самостоятельно приобретать знания. Поэтому в развитии гармоничной личности ребенка немаловажно уделять внимание учебной технологии, именуемой «Учебное первенство». Это такая форма практических занятий, на которых происходит полная или частичная имитация соревновательной деятельности по баскетболу, волейболу, легкой атлетике и подвижным играм. Так,например, при изучении темы «Спортивные игры — баскетбол; учебная игра» я использую данную технологию. Делю всех учащихся класса на несколько спортивных команд. Затем учащиеся самостоятельно распределяют роли среди участников команды, участников турнира и капитанов. Освобожденные от уроков ученики выступают в роли представителей команд или судей. Они совместно решают, как будут называться их команды, по какой схеме будут проходить соревнования, составляют турнирную таблицу. В этой игре учителю отводится роль главного судьи (или наблюдателя)
Он корректирует работу судей (учеников) и решает возникшие споры в процессе игры. Применение игровых форм обучения на уроках физической культуры, способствует эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. В соответствии с планом спортивных мероприятий в нашей школе проводилось первенство по баскетболу. Мероприятие было проведено на высоком организационном уровне во многом благодаря тому, что среди обучающихся школы были проведены уроки в форме «Учебное первенство», что способствовало успешной соревновательной деятельности среди обучающихся в каждой параллели классов.
Самостоятельные занятия физической культурой прививаются при выполнении творческих заданий. Например,при изучении раздела «Спортивная гимнастика» своим ученикам я предлагаю выполнить «Проект по созданию комплекса утренней гигиенической гимнастики», в котором указываю вид упражнений, дозировку упражнений, объясняю своим ученикам как выполняются упражнения, в какое время выполнять комплекс упражнений,на какую часть тела в большей степени ориентирован этот комплекс. Необходимо систематически самостоятельно выполнять этот КУГГ (комплекс утренней гигиенической гимнастики).
Эффективным также в развитии творческих способностей учащихся является исследовательская работа. Я широко использую ее при изучении тем «Легкая атлетика — прыжки в длину с разбега», «Спортивная гимнастика». Где ученикам предлагаю проанализировать несколько способов прыжков. Рассмотреть один или несколько способов, опробовать их на практике , выбрать эффективный способ для себя и применить его для прыжка в длину с разбега. В гимнастике также важно отметить, что я, составляя комплекс общеразвивающих упражнений ,и продемонстрировав его на уроке, создаю ситуацию успеха для своих учеников.
Для подростков чрезвычайно важно быть всесторонне физически развитыми, обладать крепким здоровьем, иметь высокий уровень таких основополагающих физических качеств как: сила,выносливость, быстрота, ловкость, координация, гибкость. Это можно достигнуть только одним путем. Путем разносторонней физической подготовки с использованием современных образовательных технологий.