Доклад «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Доклад на тему:
«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Выполнила: Конькова О.Ю.
2022 г.
Тема: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников».
Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Задачи:
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Применение технологий в учебном процессе.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Разрешите представиться – Конькова Ольга Юрьевна - учитель начальных классов. Предлагаю вам послушать доклад на тему:
«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников».
Теория:
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов, основной задачей которого является научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Перед учителями начальных классов встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Так как же нам нужно работать, какими мы должны быть сами? Ответ прост: учиться быть современным учителем.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
(Э. Хаббард)
Как вы думаете, что помогает учителю сделать урок увлекательным путешествием в мир знаний? Ведь как говорил Василий Александрович Сухомлинский « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (ответы)
(Применение учителем современных методов обучения и современных технологий)
Что такое технология?
Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение) наука об учении, о мастерстве.
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом.
Я вам расскажу о технологиях, которые применяю на уроках:
Технология системно-деятельностного подхода в обучении.
Игровые технологии.
Здоровье-сберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Проектная деятельность.
Технология системно-деятельностного подхода в обучении
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
При деятельностном методе меняется структура урока. Урок должен начинаться с создания проблемной ситуации.
Объяснительно-иллюстративный метод
Сообщение темы и целей урока
Актуализация знаний
Объяснение нового
Закрепление
Контроль
Деятельностный метод
Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)
«Открытие» детьми нового знания
Первичное закрепление (с комментированием)
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Решение задач на повторение
Решение тренировочных задач
Контроль
Рефлексия
Рассмотрим конкретный пример. На уроке в 1 классе при изучении темы «Письмо заглавной и строчной буквы В (в)» осваивается один из сложнейших предметных способов действия, обеспечивающий формирование навыка письма, – звуковой анализ. Сопоставим задания, предлагаемые в рамках традиционного и системно-деятельностного подходов.
Как я, знакомила детей с новой буквой раньше. Я предлагала составить звуковую схему слов: первый вариант - волки, второй вариант – вилки. Далее дети проверяли свою работу. Выясняем, кто выполнил без ошибок, у кого одна ошибка, у кого две ошибки, более двух? Объявляла тему урока……
-Как это происходит при системно-деятельностном подходе сейчас?
Я предлагаю отгадать загадку про воробья
– Ребята, о какой птице говорится в загадке? (Воробей.)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает?
(Я показываю рисунок с изображением воробья).
– О какой птице говорят: «Украшение лесов, поёт – заслушаешься»? (Соловей)
(Показываю рисунок с изображением соловья).
Далее предлагаю двоим ребятам у доски собрать эти слова из разрезной азбуки, а остальные дети работают в парах. Они составят звуковые модели этих слов с помощью фишек. Быстро справившиеся с работой ученики выкладывают модели этих слов на доске).
Дальше я предлагаю сравнить модели слов воробей и соловей и определить, что в них
общего и чем они отличаются друг от друга.
Постановка проблемы.
– А сейчас запишите слова воробей и соловей письменными буквами.
– Мы не можем записать эти слова.
– Какая возникла проблема?
– Мы ещё не умеем писать письменную букву «в».
– Так какая будет тема нашего урока?
Здесь дети сами определяют тему урока
– Сегодня на уроке будем учиться писать букву «в» и соединять её с другими буквами.
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Игровая технология
Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
Предмет «Русский язык» является одним из наименее любимых у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить новые правила помогают игры-упражнения. Педагог предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневнике. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.
Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия. Педагог может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Лингвинию или
яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе, пригласить других
педагогов и родителей учащихся. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Малыши гораздо быстрее запомнят предмет, если он будет ассоциироваться с положительными эмоциями.
Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У малышей появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и ролевых игр учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах.
Здоровье-сберегающие технологии
Термин «здоровье-сберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.
в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю
физкультминутки
подвижные перемены. (С их помощью можно увеличить объём двигательной активности школьников)
дыхательная гимнастика (неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем)
пальчиковая гимнастика (прямая зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функций головного мозга)
цветотерапия: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
задачи со здоровье - сберегающим содержанием (математика: Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
– Можно съедать так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье (лит. чтение Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок» - какой вред здоровью могли нанести поступки детей?)
Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»
Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть
И.п. – встать прямо, ноги на ширине плеч.
1- сделать свободный вздох и задержать дыхание.
2- сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать «Фу -у». 4-5 раз.
Внедрение в обучение здоровье сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно,
если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения,
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций.
2. Принцип доверительности.
3. Принцип обратной связи.
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания).
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.
Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания.
Основной целью применения ИКТ является:
развитие мышления,
формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать
индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы.
Учителем используются развивающие методы и приемы:
1. метод анализа,
2. метод сравнения,
3. метод обобщения,
4. метод классификации,
5. формулировка понятий,
6. внутренний план действий.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
1. мультимедийные курсы
2. презентации к урокам
3. логические игры
4. тестовые оболочки
5. ресурсы Интернет
6. электронные энциклопедии.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний,
продвигает ребенка в общем развитии,
помогает преодолеть трудности,
вносит радость в жизнь ребенка,
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Проектная деятельность
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Задачи проектной деятельности:
-Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
-Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
-Проект должен быть посильным для выполнения;
-Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что применение новых технологий в образовании - это неизбежный, необходимый процесс в образовании. Поэтому, я считаю, что использовать новые технологии должен и может каждый учитель, начиная с детьми раннего возраста.