12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леденёва Оксана Юрьевна24
2

Доклад «Готовность педагогических работников к обучению с применением дистанционных образовательных технологий»


 

Доклад по теме: «Готовность педагогических работников к обучению с применением дистанционных образовательных технологий»

 

Леденёва Оксана Юрьевна, педагог-психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

 

 

 

 

Введение

Обстоятельства 2020 года, связанные с пандемией, сложились так, что необходимо было в короткие сроки внести изменения в организацию обучения во всех учреждениях, чтобы не прервать процесс обучения. И эти изменения прежде всего коснулись формы организации учебного процесса. Очный формат общения с учеником необходимо было заменить дистанционным. Каждой школе и каждому учителю пришлось разработать план действий, скорректировать своё профессиональное мастерство.

Нельзя не отметить трудности, с которыми столкнулись в период перехода на дистанционные технологии и дистанционное обучение:

отсутствие достаточного опыта работы у всех участников образовательного процесса в дистанционном формате;

недостаточная технологическая готовность, связанная с недостатком необходимой техники или её техническими возможностями;

психологический дискомфорт участников образовательного процесса;

корректировка привычного уклада семьи, ограниченные возможности родителей помогать и контролировать процесс обучения в домашних условиях;

перевод мотивационных акцентов с игровых на учебные при использовании школьником гаджетов.

Многие из данных трудностей находятся ещё в стадии решения.

Дистанционная форма обучения известна давно. Многочисленные источники в области истории, философии, педагогики, психологии дают нам информацию о том, что с XVIII века дистанционное обучение является одной из составляющих образования. Безусловно, концептуальные основы данного вида образования менялись, как и изменялись его формы. Таким примером служит корреспондентское обучение (XVIIIв. – 60 г. XXв.), основоположником которого был Калеб Филипс. Именно он обучал студентов посредством обмена письмами, в которых были записаны задания. Это был этап «образование на расстоянии. Обмен письмами дополнился передачей учебной информации по радио и телевидению.

Американская система образования вышла на дистанционное образование в 1873 году, организовав женские курсы. А через столетие появляется государственная программа в Национальном технологическом университете (National Technological University).

Во второй половине XXв. дистанционное обучение продолжило своё развитие через передачу информации, записанной на аудио и видеокассеты, использовались также возможности факса.

Затем в последнее десятилетие прошлого века дистанционное обучение было связано уже с информационно-коммуникативными технологиями. Известный всем нам академик В.В. Давыдов занимался теорией и практикой развивающего обучения, которое формировало в ученике возможность мыслить творчески, не по шаблону. На данной теории выстроена система информационно-коммуникационных технологий И.В. Роберт, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

В настоящее время используются информационные технологии, имеющие программное обеспечение высокого уровня.

Данный исторический экскурс доказывает то, что современная ситуация в мире, связанная с пандемией, не является первопричиной массового перехода на дистанционные технологии и бесконтактное обучение. Мы должны были быть готовы к такой форме передачи знаний достаточно давно.

Руководителю важно качественно и оперативно выстроить управление в период работы школы, параллелей или отдельных классов в дистанционном формате, для того чтобы обеспечить высокий уровень образовательного процесса и сохранение здоровья всех его участников. Для этого необходимо знать в прежде всего проблемы и возможности педагогических кадров.

Цель данной работы: определить составляющие готовности педагогов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий и пути совершенствования условий для их эффективной работы.

В соответствии с поставленной целью следуют задачи:

1. Проанализировать нормативно-правовых документы, литературу и интернет-источники по управлению образовательным процессом при организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

2. Изучить мнения педагогов МОУ «Средняя общеобразовательная школа№1 п. Пангоды» для выявления трудностей и ресурсов обучения в дистанционном формате.

3. Выстроить алгоритм основных действий по улучшению системы работы педагога, повышающих эффективность его деятельности.

Глава 1. Создание условий для эффективной организации процесса обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Изученные мною нормативные, методические материалы, знакомство с опытом работы образовательных организаций по переходу на дистанционное обучение с применением соответствующих технологий, а также некоторые итоги собственной работы позволяют обратить внимания на условия, которые условно разделены на административные, обучающие, воспитательные, социальные1.

К административным условиям отнесём:

наличие специальной рубрики на сайте школы, через которую предполагается осуществлять информирование учащихся и обеспечивать доступ к учебным материалам;

выбор определённой модели применения дистанционных технологий с учётом возможностей школы и семьи (онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции, вебинары, мультимедийные приложения к учебникам и т.д.);

утверждение технологической карты урока;

регламент подготовки учителя к уроку с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, а также его проведения;

оказание учебно-методической помощи учащимся;

порядок и формы проведения текущего контроля;

составление расписания занятий, в том числе индивидуальных консультаций в режиме онлайн;

Администрация школы по возможности обеспечивает необходимые технические условия для работы каждого учителя с применением дистанционных образовательных технологий. Как правило, это рабочее место учителя с выходом в Интернет. Никто не исключает в регламенте работы школы проведение инструктивно-методических совещаний и педагогических советов. К перечисленным действиям администрации школы необходимо добавить работу с родителями и социальными партнёрами, которые становятся полноправными участниками процесса обучения детей.

К организационным условиям стоит добавить обучающиеся. Они связаны с работой учителей-предметников. Если учитель слабо владеет умениями и навыками изучения материала с применением технических средств, то ему достаточно сложно работать с дистанционными технологиями. Учителю приходится экспериментировать и перестраиваться по ходу занятия несколько раз. Эта определённая академическая свобода, но с большей долей ответственности за качество обучения. Хотя необходимо отметить, что скорость Интернета большинства школ невелика.

Как правило, возможно проведение уроков в одной из трёх форм – синхронной, асинхронной и смешанной. В условиях очного обучения перед учителем в классе находятся все ученики, поэтому процесс обучения в зоне комфортного контроля. Дистанционный формат образовательных технологий предполагает индивидуальную работу с каждым обучающимся. Учителю необходимо понимать особенности изложения материала, объяснения условий выполнения заданий и разъяснять каким образом будет оцениваться работа обучающихся.

Учебные материалы учителя и выполненные работы учащихся при применении дистанционных технологий становятся относительно открытым ресурсом.

Дистанционные технологии требуют корректировки работы классного руководителя. Его действия мы относим к воспитательным условиям. Классный руководитель в определённом смысле становится членом семьи, так как именно с его помощью корректируются семейные отношения в части взаимодействия с ребёнком, когда он обучается в домашних условиях. Деятельность классного руководителя по своевременному информированию учеников и их родителей об особенностях обучения, итогах данного обучения не ограничивается общими родительскими собраниями, работа приобретает, как и обучение максимально индивидуальный характер. У классного руководителя должен быть заготовлен целый арсенал аргументов для убеждения родителей в том, что они теперь тоже, а не только школа, отвечают за безопасность и здоровье детей на время реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий; помогают или полностью создают технические условия для обучения детей; обеспечивают комфортные условия для урока и отвечают за выполнение заданий по предметам.

У дистанционных технологий есть ряд преимуществ, но ими нужно владеть и профессионально использовать. Дистанционные технологии без наглядности, яркой презентации, содержащей познавательный, интересный материал практически не смогут обеспечить ожидаемый результат. Учитель, использующий в образовательной практике дистанционные технологии становится тьютором, то есть специалистом, который организует, сопровождает, и контролирует обучение учащихся. Такая система работы отличается от привычной классно-урочной.

Назову только самые основные особенности применения дистанционных технологий, которые нам дали положительный результат в период удалённого обучения. Прежде всего было необходимо обеспечить возможность заниматься всем участникам процесса обучения в удобное время. Это можно организовать, так как нет потери времени на дорогу, смену одежды. Технологическая карта урока с применением дистанционных технологий обеспечивает мобильность учебной деятельности обучающихся, так как технологии предполагают использование разнообразных технических средств. Применение дистанционных технологий заставляет учителя самым тщательным образом готовить план занятия. И этот план очень напоминает сценарий, в котором один вид деятельности, сменяет другой, используются различные информационные источники, для решения учебных задач предлагаются разные варианты. Данное обстоятельство является причиной получения достаточно высоких результатов в обучении. Причина данного достижения связана с тем, что ученики получают возможность усвоить материал и дать верное решение учебных задач в зависимости от своих потенциальных способностей и полученных знаний.

Нам помогли и онлайн-платформы, имеющие определённый регламент и формат для размещения учебной информации. На них невозможно разместить материал, не имеющий конкретики. Все контрольные задания начинаются с глагола в неопределённой форме: «сделать, прочитать, пояснить, проанализировать». Учащиеся должны после прочтения задания понять алгоритм своих действий, чтобы выполнить его.

Обучение с применением дистанционных технологий потребовало от учителя скорректировать поурочное планирование, отказаться от излишнего повествования изложения материала и воспользоваться такой логикой построения учебного курса, который проверяется тестами, индивидуальными заданиями. Использование дистанционных технологий предполагает, что каждого ученика можно проверить на предмет выполнения заданного.

Также дистанционные технологии способствуют тому, что учителя и родители чаще общаются для решения постоянно возникающих вопросов, консультируются, находят оптимальные варианты решения в той или иной ситуации. И такой вид общения должен быть кратким, уважительным и понятным.

В данном случае можно привести утверждение: «Пользуйтесь правилом воздушного шара: выбрасывайте всё лишнее, чтобы набрать высоту». Этой высоты можно достичь, если педагоги, обучающиеся и родители понимают, что дистанционные технологии – это способ организации учебного процесса, со всеми его трудностями и проблемами, но только с разнообразными техническими средствами и очень часто требует самостоятельной работы учащегося.

Глава 2. Обучение с применением дистанционных технологий: ресурсы и проблемы 2.1 Зарубежный и российский опыт обучения в дистанционном формате

Следует рассмотреть зарубежный опыт обучения с применением дистанционных технологий в период пандемии. К примеру, наши американские коллеги во время самоизоляции использовали самый широкий диапазон платформ и форматов: через видеосообщения, публикации видеоуроков на YouTube, занятия с помощью специализированных сервисов Blackboard Learn и Google Classroom. Кроме этого, Департамент образования Нью-Йорка открыл на своём сайте раздел Learn At Home, где размещены программы и задания по учебным предметам. В Англии через систему Открытого университета (Open University) обучаются более 200000 студентов из разных стран по различным профилям и специальностям. В период пандемии в Великобритании ограничили использование мессенджеров и программные ресурсы Skype и Zoom. Это связано с проблемой защищённости данных. Многие школы использовали собственные онлайн-платформы в учебных целях. Данную практику поддержали Аргентина, Израиль, Португалия, Бельгия и Австралия. Ведомственные Министерства и Департаменты подготовили специализированные онлайн-страницы, вебинары, образовательные платформы. Работа на них имеет методическую и техническую поддержку.

Ведомственные Министерства и Департаменты подготовили специализированные онлайн-страницы, вебинары, образовательные платформы. Работа на них имеет методическую и техническую поддержку.

Опыт российской системы образования в области дистанционного образования и образовательных технологий имеет также временную, организационно-управленческую и содержательную историю. В настоящее время в России открыто 15 онлайн-школ. В них, как правило, ведется обучение индивидуальным образовательным программам. Совсем недавно российские платформы дистанционного обучения выполняли функцию дополнительного образования. Но с началом пандемии коронавируса эти ресурсы активно используются для преподавания в общеобразовательных школах. В целях организовнной и контролируемой ситуации при работе с платформами Минпросвещения России предоставил список рекомендованных сервисов на выбор учителям. Для подготовки обучающихся к экзаменам открыт телеканал «Моя школа в online» с уроками по основным предметам. В организацию дистанционных занятий для российских школьников внесли ведущие ИТ-компании, которым принадлежат проекты онлайн-занятий. Учебные продукты, размещенные на платформах, постепенно адаптируются к реальным условиям школ.

Постепенно дистанционный образовательный хаос исчезает, но множество вопросов еще не решены. Опыт других стран можно адаптировать к нашим условиям, многое можно перенять, многое заслуживает внимания. Как например, опыт старшего члена всемирной ассоциации дистанционного обучения Бетси Джей Банниер (IACSIT), который изучает современные глобальные тенденции в транснациональном образовании и всеми доступными аргументами убеждает специалистов, занятых обучением, что при применении дистанционных технологий не должно страдать качество и культура общения. К. Джордан акцентирует внимание на особенностях онлайн-обучения, которые помогают сохранять высокую мотивацию при самостоятельном выполнении заданий. Группа американских педагогов, являющихся авторами исследований в области формирования у обучающихся цифровой грамотности через владение ими несколькими дистанционными технологиями, утверждают, что их личный опыт доказывает необходимость в данном процессе иметь возможность общения учителями, одноклассниками, друзьями. Данная информация позволила прийти к выводу: цените тех людей, которые рады всегда с вами поговорить и помочь не зависимо от ситуации и настроения.

2.2. Анализ анкетирования педагогических работников МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

С целью выявления трудностей и ресурсов обучения в дистанционном формате проведён опрос педагогических работников. В опросе участвовало 38 (76%) педагогов из 51. Педагогический стаж у 55,3 % респондентов свыше 25 лет; до 3-х лет – 5,3%; от 6 до 15 лет – 21,1% и от 16 до 25 – 18,3% (диаграмма 1.).

Для организации дистанционного обучения школьников в большей мере пользуются онлайн-ресурсами: Учи.ру – 36,8%, Skype – 31,6%, а также используют ЯКласс, Фоксфорд, Яндекс. Учебник (диаграмма 2.).

47, 4% педагогов считают, что в целом учебная нагрузка на обучающихся в период карантина (весна 2020г.) увеличилась; по мнению 34,2% не изменилась, а 18,4% предполагают, что в целом уменьшилась (диаграмма 3.). При этом 92,1% педагогов ответили, что нагрузка на учителей в период карантина увеличилась, а для 7,2 % она не изменилась (диаграмма 4.).

Свою готовность к дистанционному обучению в период карантина (весна 2020г.) на высоком уровне оценили 26.4% опрошенных, на среднем 60,5%, на низком – 13,1% педагогов (диаграмма 5.).

Педагогам было предложено обозначить, с какими проблемами они столкнулись в процессе обучения с применением дистанционных технологий, получены следующие результаты:

на первой позиции - технические перебои в процессе работы – 73,7%;

вторая - проверка большого объема выполненных работ обучающихся – 63,2%;

третья - плохая скорость Интернета – 55,3%;

четвёртая - подготовка большого объема материалов, заданий, тестов – 42,1%;

пятая - нарушение дисциплины обучающимися – 39,5%;

в меньшей степени обозначили такие трудности как несвоевременное выполнение школьниками домашних заданий – 26,3%, недостаточное количество оцифрованного учебного материала (контента) – 21,1%, неудобство пользования сайтом (платформой) дистанционного обучения – 21,1%, недостаточное владение обучающимися компьютерными технологиями – 18,4%, недостаток методических компетенций – 18,4%, недостаточное владение новыми технологиями – 15,8% и совсем проблем не было у 5,3% опрошенных (диаграмма 6.).

Выявлено, что при планировании урока с использованием дистанционных технологий у педагогов возникали затруднения: технические проблемы в использовании оборудования и программного обеспечения – 55,3; в выборе формы организации дистанционного взаимодействия – 34,2%; в выборе электронного образовательного ресурса (ЭОР) – 27,7%; трудности, связанные с отбором содержания урока – 26,3%; с выбором контрольно-измерительных материалов – 18,4%; с недостаточным владением интернет-технологиями – 15,8% (диаграмма 7.).

На вопрос «Удовлетворены ли Вы процессом преподавания в дистанционном режиме?» 50% педагогов ответили – «скорее нет, чем да»; 31,6 – «скорее да, чем нет»; 13,2 – нет; остальные 5,2 % - часть из них ответили, что удовлетворены и остальные затруднились с ответом (диаграмма 8.).

В дистанционном режиме обучения педагоги выявили такие преимущества как новый опыт и навыки – 81,1% опрошенных; наличие доступа к новым учебным материалам (лекциям/урокам других педагогов) – 32,4%; возможность повторно транслировать объяснение (урок) – 32,4%; возможность сформировать и реализовать индивидуальный план занятий для каждого ученика – 18,9%; комфортный режим рабочего дня – 10,8%; автоматизацию педагогических процессов – 8,1% (диаграмма 9.).

Более половины респондентов ответили, что преподавателям, которые в силу разных причин оказались не вполне готовы к переходу на дистанционное обучение необходимо предоставлять техническую помощь – 52,6%; удалённую методическую помощь – 28,9%; организационную помощь – 13,2% и никакую – 5,3% (диаграмма 10.).

Выяснилось, что есть потребность у 67,6% педагогических работников в освоении способов эффективной коммуникации для улучшения преподавания в дистанционном режиме; 48,6 % хотят научиться создавать собственные электронные ресурсы к уроку; 40,5% - конструировать урок с использованием электронных ресурсов и 18,9% - успешно использовать сервисы Интернета для организации взаимодействия с обучающимися (диаграмма 11.).

Из проведённого анкетирования можно сделать вывод, что большинство педагогов в период карантина испытывали достаточно большую нагрузку и более половины опрошенных неудовлетворены процессом преподавания в дистанционном режиме. При этом на достаточном уровне оценили свою готовность в период перехода к обучению в дистанционном формате 87% педагогов. В наибольшей степени педагоги столкнулись с техническими проблемами и слабой скоростью Интернета; значительным объёмом работы по подготовке к урокам и нагрузкой, связанной с проверкой выполненных работ учащихся. Вместе с тем педагоги обозначили плюсы данного периода – это новый опыт и полученные навыки, возможность повторного транслирования урока, реализация персонифицированного подхода. Выявилась необходимость повышения уровня владения педагогами способами эффективной коммуникации при дистанционном обучении.

t1648345947ab.gift1648345947ac.gif

t1648345947ad.gift1648345947ae.gif

 

t1648345947af.gift1648345947ag.gif
 

t1648345947ah.gift1648345947ai.gift1648345947aj.gif

Заключение

Дистанционные технологии несмотря на то, что имеют свою дидактическую историю, продолжают оставаться для большого количества учителей инновационной формой организации учебных занятий. Это тоже является причиной того, что не всегда удаётся достичь запланированных результатов урока.

Лучший выход из затруднительных ситуаций – выход в деятельную жизнь.

В данной работе рассмотрен опыт российских и зарубежных коллег по обучению в дистанционном формате; изучены трудности и ресурсы педагогов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» при обучении в дистанционном формате и проиллюстрированы результаты; определены составляющие готовности педагогов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий и обозначены важные шаги по выстраиванию их эффективной деятельности.

Основная составляющая готовности учителя использовать в учебном процессе дистанционные образовательные технологии – высокий уровень мотивации педагога работать в инновационном режиме.

Можно обратиться к умозаключению Симона Львовича Соловейчика: «Тогда с удовольствием учатся, когда с удовольствием учат». Как этого достичь? Прежде всего учитель должен использовать дистанционные технологии осознанно. Он должен понимать почему может быть применима та или иная технология, готов ли учитель реализовать все этапы дистанционной технологии. Вопросов на понимание достаточно много. Главное в этом процессе является понимание того, что планируется осуществить.

Следующее действие в алгоритме использования дистанционных технологий связано с тем, что все участники образовательного процесса должны договориться.

Может, конечно, показаться странным, но прежде всего учитель должен договориться с самим собой, что процесс овладения дистанционными технологиями достаточно непростой. Для обучения школьников необходимо использовать такие программы, которые содержат увлекательный, мотивированный на действие материал.

Договариваться придётся с коллегами. Учащимся необходимо обеспечить единую обучающую образовательную среду с одинаковой организацией учебного процесса.

Договариваться нужно и с учениками, так как дистанционные технологии требуют от них ответственного отношения при выполнении самостоятельной работы с большим количеством информационных источников.

Договариваться предстоит и с родителями, исходя из того, что использование дистанционных технологий требует наличия дома определённых технических средств; изменения режима дня; общения через социальные сети.

Только после понимания всех особенностей применения дистанционных технологий и создания комфортной среды договорённости с участниками образовательного процесса учитель может приступить к следующему этапу. Он может начинать действовать в практическом применении дистанционных технологий: создавать электронные презентации, интерактивные продукты, видеоролики и др. При этом учителем должна быть освоена технология создания электронных тестов, понимание их достоинств и недостатков; работа с образовательными порталами и ресурсами.

Подготовка урока с использованием дистанционных технологий имеет свои особенности и важно учесть следующие моменты: необходим комментарий учителем всех этапов занятия; обеспечение школьников памятками (инструкциями, алгоритмом) их действий на уроке; знакомство обучающихся с критериями, по которым будут выставлены оценки выполняемых ими заданий.

Внести изменения в процесс оценивания работ обучающихся, без применения привычного формата накопления оценок, позволяет технологическую карта урока, составленная по модульному принципу.

Допускаю, что этап оценивания в дистанционных технологиях один из самых трудных. Но если учитель будет работать с учащимися в режиме трех вопросов, многие проблемы, я думаю, будут минимизированы. Эти вопросы я формулирую так: что ученик будет знать по окончанию изучения вопроса, темы или раздела; при помощи чего будет проходить процесс изучения, повторения, закрепления материала; как учитель узнает, а ученик обоснует или докажет, что материал изучен, задания выполнены. Алгоритм понятен, но не прост в реализации. Это требует от учащихся не только мотивированного обучения, но умения оформлять полученные результаты в определенном формате, и это не привычные контрольные работы по окончанию урока.

Действия учителя в реальном времени урока с применением дистанционных технологий позволяют ему определить свои реальные запросы для умения учить и учиться самому. Дистанционные технологии требуют изменения системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Процесс обучения работе учителя с дистанционными технологиями предусматривает учителю возможность увидеть в реальном времени занятие с применением одной из дистанционных технологий; стать участником обучающего процесса с применением дистанционной технологии.

В ходе исследования выявлена потребность педагогов в повышении уровня владения способами эффективной коммуникации при обучении в дистанционном формате. Для решения этого вопроса трудно обойтись без синхронных средств коммуникаций и оптимальной скорости Интернет. Также следует организовать проведение семинара-практикума, индивидуальных и групповых консультаций для педагогов школы с учётом полученных результатов исследования и необходимости повышения компетенций учителей в сфере коммуникации.

Аналогичные проблемы обсуждались на Всероссийской онлайн-конференции «Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы» в марте 2021 года, где многих учителей образовательных организаций волновала проблема как не потерять контакта с обучающимися и не отстать от быстроменяющейся жизни2.

Сейчас особенно актуальны слова известного американского дидакта, философа Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Литература

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Готовь сани летом: рекомендации по быстрому переводу образовательного процесса в дистанционный формат при невозможности ведения образовательной деятельности в обычных условиях / Н. В. Бысик, Р. В. Горбовский, И. А. Кравченко, К. А. Любицкая, А. В. Мендель, М. В. Щербакова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 15 (45)).

Мурзина Н.П. Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению в условиях напряженной ситуации в обществе и образовании// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -2020 УДК 371.315 Науч. спец. 13.00.01 DOI: 10.36809/2309-9380-2020-27-152-156 https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-gotovnost-uchiteley-k-distantsionnomu-obucheniyu-v-usloviyah-napryazhennoy-situatsii-v-obschestve-i-obrazovanii

Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: монография / под. редакцией: Бадарча Дендева - Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - с. 320.

Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся / Т.Ю. Казакова // Начальное образование. - 2017. - № 1. - С. 25-28.

Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005. - с.223

Роберт И.В. Информатизация образования как новая отрасль педагогического знания//Человек и образование - 2012 -№1-с.30-33

Чуракова Н.А. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения ФГОС. -Москва, Академкнига Учебник. -2019.-201с.

Якушина, Е.В. Как не ошибиться с выбором электронных курсов? / Е.В.Якушина // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 177-185.

«Учительская газета», 03 марта 2021 года «В опорном вузе столицы Карелии обсудили проблемы дистанта» [Электронный ресурс]. – URL: https://ug.ru/v-opornom-vuze-stoliczy-karelii-obsudili-problemy-distanta/

Garrison R. Theoretical challenges for distance education in the 21st century: A shift from structural to transactional issues. International Review of Research in Open and Distance Learning. № 1 (1).2000.- Р 3-15.

Jordan, K. Initial trends in enrolment and completion of massive open.- International Journal of Information and Education Technology, Vol. 6, No. 1, January 2016.-P 133-160

«Учительская газета», 03 марта 2021 года «В опорном вузе столицы Карелии обсудили проблемы дистанта» [Электронный ресурс]. – URL: https://ug.ru/v-opornom-vuze-stoliczy-karelii-obsudili-problemy-distanta/

 
 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.