12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина51

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Малёваная Марина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Школа № 106 г. Донецка»


В статье раскрывается проблема необходимости пересмотра содержания образования. теоретически обосновывается и приходится целесообразность использования современных педагогических технологий в начальной школе. Описанные технологии, по которым успешно работают учителя младших классов. Раскрываются преимущества этих технологий над другими. Говорится об их значение, сущность и задачи.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии формирования творческой личности.

Педагогическая наука и практика характеризует современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с кризисом общества и его переходом из сферы политики и экономики в область культуры и образования. изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития общества, неизбежно отражаются и на развитие системы профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплено огромное масса педагогических сведений, как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касается практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий и методик.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросу технологий, их определению и признакам в зарубежной и отечественной педагогике посвящено много исследований, в частности работы В. Беспалько, Б. Блума, Дж. Брунера, И. Волкова, Т. Дмитренко, Л. Элтона, В. Евдокимова, М. Кларин, А. Коваленко, А. Ламсдейна, П. Митчела, П. Москаленко, А. Пехоты, И. Прокопенко, А. Прокопенко, К. Ричмонда, Т. Сакамото, Г. Селевка, С. Сысоевой, В. Сластьонина, И. Смолюк, Р. Томаса и др.

Цель статьи. Охарактеризовать современные педагогические технологии в обучении младших школьников.

Изложение основного материала. Ученик начальной школы не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий дает возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребенка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Педагогические технологии - это сложная система средств и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, и создает в результате

определенную совокупность условий для развития учащихся [4].

Сущность образовательных технологий выражается в том, что меняется характер образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, то есть сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании (они выступают, как равноправные участники учебного процесса).

Современные педагогические технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацелена на решение как учебных, так и практически значимых задач.

К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- технология разноуровневого обучения;

- технология обучения как учебного исследования;

- технология обучения в сотрудничестве;

- технология эвристического обучения;

- метод проектов;

- развивающее обучение - (Занков, В. Давыдов, Д. Эльконин).

2. Предметно-ориентированные технологии обучения:

- технология постановки целей;

- технология полного усвоения (М. Кларин)

- технология педагогического процесса;

- технология концентрированного обучения;

- модульное обучение.

3. Информационные технологии:

- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);

- технологии дистанционного обучения.

4. Технологии оценивания достижений учащихся:

- технология «Портфолио»;

- безоценочное обучения;

- рейтинговые технологии.

5. Интерактивные технологии:

- технология «Развитие критического мышления

через чтение и письмо »;

- технология проведения дискуссий;

- технология «Дебаты»;

- тренинговые технологии.

Любой учитель ищет свои пути, с годами производит и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

Следовательно, для повышения эффективности образовательного процесса во время проведения уроков в начальной школе, необходимо использовать современные педагогические технологии. Наша задача - не давать готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Следовательно, нужно использовать в своей педагогической практике технологии, которые реализуют личностно-ориентированное обучение, которые обеспечивают привлечения каждого ученика в активный познавательный процесс.

Рассмотрим несколько технологий.

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предоставляют обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Актуальность данной технологии определяется

развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, становится возможным при условии решения возникающих противоречий, создание проблемных ситуаций на уроке. В преодоления посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Следовательно, такая технология привлекает к новым возможностям построения любого урока, где младшие школьники не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой, дети лучше усваивают не то, получившие в готовом виде и «зазубрили»,а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика слушателя в активного участника процесса обучения. Исследования - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по своей природе исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей младшего школьного возраста

наблюдать, сравнивать, ставить вопросы, а также выработать желание найти ответы. Следовательно, нужно читать дополнительную литературу, учиться

ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

Здоровьесберегающие технологии.

Знания, владение и применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Отметим, что понятие «Здоровьесберегающие» можно отнести к любой педагогической технологии, в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и учителей. А главное, что любая педагогическая технология должно быть здоровьесберегающей [3].

Выдающийся педагог К. Ушинский сформулировал основной закон детской природы: «Ребенок требует деятельности, непрестанно и устает не деятельность, а ее однообразием. Заставьте ребенка сидеть, и она очень быстро устанет; лежать - то же; идти она долго не может, не может ни говорить, ни петь, ни читать и меньше - долго думать; но она пустует и движется целый день, меняет и заставляет все эти деятельности и не устает ни на минуту, чем младше возраст, тем разнообразнее должна быть деятельность ». Выдающийся педагог рекомендует: «Дайте ребенку немного подвигаться, и она подарит вам снова десять минут оживленной внимания, если вы сумели их использовать, они дадут вам в результате больше, чем целую неделю полусонных занятий »[7].

Игровые технологии.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к ученикам, привлекать каждого ученика в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть различными по своему назначению, содержанию, средствами организации и проведения. С их помощью можно решать какое-либо одно задание (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.п.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и др.

Информационно-коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) - это совокупность методов и технических средств реализации информационных технологий на основе компьютерных сетей и средств обеспечения эффективного процесса обучения.

Использование информационных технологий открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для

творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Уроки с использованием ИКТ является одним из наиболее важных результатов инновационной деятельности в начальной школе. ИКТ существенно помогают педагогу в его работе - это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранения личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов. Все это позволяет с более короткое время получить более высокий результат в обучении детей.

Технологии формирования творческой личности.

Основная задача данной технологии - создать максимально благоприятные условия для творческого развития детей младшего школьного возраста. Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, подвергать сомнениям стали истины. Эта технология тесно переплетается с другими технологиями, однако она имеет и свои индивидуальные черты: деятельность ученика не должна регламентироваться, нужно постоянно вызывать интерес ребенка к обучения. Важную роль в стимуляции у школьников интереса к труду играют задачи: подбор учителем задач, требующих творческого переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать, поиска;

использование игровых моментов, стимулирующих проявления самостоятельности учащихся, их творческих возможностей; решения творческих задач.

Технология формирования творческого ученика ориентирована на личность. Это означает максимальную индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Учитель, который формирует творческую личность, должен быть новатором по сути своей. Только тогда новые идеи, прогрессивные принципы и приемы помогут ему создавать новые педагогические технологии, внедрять различные инновации в учебно-воспитательный процесс. И только тогда будет перестроено всю систему воспитания и обучения в сторону повышения ее эффективности [2].



Выводы.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которомм все входящие у него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение

необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий заключаются не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтроля и самооценки результатов обучения.

Приоритетом обучения должно стать не усвоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, но и умение младших школьников учиться самостоятельно, приобретать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужно, крепко их запоминать и связывать с другими. Внедрение современных педагогических технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.













Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1990. - 184 с.

2. Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии: учебник / И.М. Дичкивская. - 2-е изд. - Киев: Академвидав, 2012. - 352 с.

3. Образовательные технологии: учеб. посибн. / А.Н. Пехота, А.З. Киктенко, А.Н. Любарская и др .; Под общ. ред. А.Н. Пехоты. - Киев: А.С.К., 2001. - 256 с.

4. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушин. - Серия «Педагогическое образование». - Ростов на Дону: изд. центр «Март», 2002. - 320 с.

5. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий / под ред. И. Зязюн, А. Пехоты. - Киев: Изд-во А.С.К., 2003. - 240 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: [в 2-х т.] / К.Д Ушинский. - Киев: Радянська школа, 1983. -Т. 1. - 488 с.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.