12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ухтинская Елена Геннадьевна2533
Работаю учителем начальных классов в небольшой сельской школе.
Россия, Мордовия респ., Саранск


Ухтинская Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

г.о. Саранск Республики Мордовия


«Применение современных педагогических технологий

в обучении младших школьников».


Особую актуальность в наше время приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, которые ориентированы не только на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому ребёнку понять материал, проявить и реализовать себя. Я, работая учителем начальных классов, пытаюсь перестроить свою работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников. Стараюсь построить свои уроки так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и показывать высокие результаты по учебным предметам. Пытаюсь подобрать тот или иной метод к этапам урока, чтобы добиться максимального результата, чтобы за годы учебы в начальной школе дети радовались познанию нового, появлялась уверенность в своих возможностях.

За годы работы учителем начальных классов я убедилась в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет учиться хорошо или отлично. И перед учителем стоит очень трудная задача – поддержать интерес к школе на протяжении всего обучения, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе. Поэтому всегда стремлюсь создать «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. В своей работе я стремлюсь создать такие условия, которые позволят привить интерес детей к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в итоге научить детей учиться.
Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, я применяю в своей практике следующие технологии:

- здоровьесберегающая технология;
- технология проблемно - диалогического обучения;
- технология уровневой дифференциации;
- технология проектной и исследовательской деятельности;
- технология «Портфолио»;
- информационно - коммуникационные;
- технология игровых методов;
- технология развития критического мышления.

Здоровьесберегающая технология

Сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных задач, которая стоит перед школой и перед учителем. Поэтому провожу с детьми мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Большое внимание уделяю выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. В течение учебного года пересаживаю детей несколько раз: после каждой четверти. Перед уроками проводится каждодневная утренняя зарядка. На уроках – физминутки; спортивные минутки, с использованием комплексных упражнений для нормализации осанки; гимнастика для глаз, дыхательные упражнения; массаж пальцев рук; пальчиковые игры. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных и полезных привычках, проводим встречи с медсестрой местного ФАПа, составляем режим дня. Во внеурочное время провожу спортивные мероприятия, игры на свежем воздухе, походы и многое другое. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зов джунглей».

Технология проблемно - диалогического обучения

Каждый урок стараюсь построить таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. На уроках русского языка, например, использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. Потом – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, чаще всего, вызывает у детей затруднение. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Технология уровневой дифференциации

         Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. На уроках я использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Часто предлагаю детям самим выбрать задание по уровню сложности. Задания печатаю на карточках разного цвета. Дети сами выбирают себе задание. На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции и испытывает интерес к учебе.

Технология проектной деятельности

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть результат, формирует адекватную самооценку. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения, а также во внеурочное время (кружок «Я - исследователь»). Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.   Все работы ребята с удовольствием предоставляют к защите перед своим классом.
Использование технологии проектной деятельности способствует повышению качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитию творческих способностей учащихся и формированию ключевых компетенций, развитию памяти и внимания, снижению тревожности.

«Портфолио»

Это способ фиксирования накопления и оценки индивидуальных достижений школьников за определенный период обучения. Обучающиеся демонстрируют свои достижения в различных областях: учебной, творческой, социальной. Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Я веду ведомость, в которой отражаются все достижения каждого учащегося в урочной, внеурочной деятельности, в участии каждым ребенком в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях и т.д. В конце года я подвожу итоги каждого вида деятельности: под общим количеством баллов ставится подпись классного руководителя и директора и заверяется итоговый результат печатью директора. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.  

Информационно – коммуникационные

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Уроки с использованием новых информационных технологий здесь особенно актуальны: ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, просмотр видеороликов, мультфильмов.
Внедрение мною ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроками мероприятиям; использование электронных физминуток; работа с интерактивной доской Smart Notebook; работа с Интернет ресурсами; использование тренажеров, тестов, электронных пособий.

Игровые технологии

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Предлагаю такие игры, где ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Технология развития критического мышления

Очень интересна технология развития критического мышления (РКМ), так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Существует множество приёмов ТРКМ. Чаще всего использую на уроках следующие:

Дерево предсказаний

Таблица ЗУХ

Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Кластеры

Синквейн

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования.

Учащиеся с закрытыми книгами слушают произведение, с которым знакомимся на уроке литературного чтения. Прочитав первую часть или небольшой отрывок, задаю детям вопрос: как вы думаете, что произошло дальше с героем произведения? Дети высказывают свои предположения. Читая произведение дальше, сравниваем ответы детей и содержание дальнейшего развития событий.

Таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения новой темы заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Приём «Кластер»

Приём «Кластер» универсальный, так как используется на всех этапах урока.

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры на всех уроках.

Например, на уроке литературного чтения, изучая произведение К.И.Чуковского «Федорино горе» составляли кластер про Федору: какая она была в начале произведения, после прочтения произведения дети предложили составить кластер: какая стала Федора. И потом эти получившиеся кластеры сравнили. На уроках русского языка составляем кластеры про части речи, орфограммы. Изучая новые словарные слова, вспоминаем изученные слова с такой же буквой, подбираем однокоренные слова и т.д. Прием «Фишбоун» (рыбья кость)

Цель этого приема –  актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Окружающий мир, 3 класс, тема: «Дорожные знаки». Обсуждение в группах причин ДТП, их последствий. В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод.

t1657613988aa.gif

Причины ДТП: невнимательность, техническая неисправность, алкогольное опьянение, погодные условия, сознательная порча знаков, спешка, незнание ПДД. Следствия: порча автомобилей, аварии, травмы, увечья, смерть. Вывод: Пешеходы и водители должны соблюдать ПДД.

Прием «Синквейн» использую тоже часто на всех уроках. Например, литературное чтение Э. Успенский «Чебурашка»

1 строка – Чебурашка

2 строка – Забавный, милый

3 строка – Забрался, чебурахнулся, поселился

4 строка – Забавный Чебурашка поселился в телефонной будке.

5 строка - Друг


Мною представлены лишь некоторые приёмы и методы, которые применяю на уроках. Учительская практика намного богаче, и у любого из нас есть в арсенале этот набор, который применяется в зависимости от способностей и возможностей детей. Поэтому, важно учитывать и отслеживать результат работы всего класса и каждого ученика в отдельности.


Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.