Статья «Современные педагогические технологии в обучении одаренных детей» (5–11 класс)

5
2
Материал опубликован 4 May 2019 в группе

 «Современная образовательная организация: вариативность подходов к развитию личностного потенциала участников образовательного процесса» 

 

 «Современные педагогические технологии в обучении одаренных детей»

 

 

Статья подготовлена: Радостевой Александрой Аркадьевной

Учителем русского языка и литературы

Место работы: МАОУ Шеманихинская СОШ

 

 

Гениальность может оказаться

лишь мимолетным шансом.

Только работа и воля могут дать

ей жизнь и обратить ее в славу.

Труд, его упорядоченность и заложенное в нем

 смирение образуют, таким образом,

 основу свободного творчества…
А. Камю              

На мой взгляд, общество нуждается в одаренных людях, и его первостепенная задача заключается в том, чтобы не только рассмотреть, но и по возможности развить способности всех представителей. Как показывает практика реализация своих возможностей задача не всегда выполнимая как для взрослых, так и для детей. При том для последних очень многое зависит и от школы, и от семьи, и от желания самого ребенка. От любого из данных компонентов требуется определенный алгоритм действий для достижения цели, поставленной государством или отдельной личностью. 

Родители должны вовремя заметить талант ребенка и интересы, задача школы — содействовать развитию этих способностей, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Желание узнать что-то новое, порыв проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются уже в дошкольном возрасте. А в начальной школе вы можете встретить учащихся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они пытаются расширить свои познания, используя доступные источники (родителей, и хорошо если они оказываются действительно эрудированными людьми, научно-популярную литературу, Интернет) ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Из этого следует, что важно именно в школе, на ранних этапах развития личности, выявлять детей, интересующихся различными областями науки и техники, помогать претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на путь поиска в науке, в жизни, дать возможность наиболее полно себя раскрыть.

Что же следует понимать под "одаренностью"и каких детей следует считать одаренными?

Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Давайте разберемся, что является истиной!

Одаренность общая (англ. generalaptitude, gift) — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Вырастет ли ребенок с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих фактор.

 

Среди форм одаренности выявлены явная и скрытая. Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с социумом.

Как же следует выстраивать работу с одаренными детьми, на что нужно обратить внимание?

v Ребенок желает добиваться высоких результатов в обучении без давления из вне.

v Стремится к самосовершенствованию.

v Имеет критическое мышление, запросто выстраивает причинно-следственные связи.

v Способен раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

v Выполняет задание очень быстро, а также овладевает материалом самостоятельно.

Русский язык и литература- несомненно, являются предметами, дающими широкие возможности для работы с одаренными детьми. И как результат, мои ученики становятся победителями районных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов.

Как я добиваюсь таких результатов?

Следует понимать, что формы работы выделяют две: урочную и внеурочную. Я стараюсь работать с одаренными детьми как на уроке, так и вне урока.

Многочисленные конкурсы и олимпиады указываютна пристальное внимание общества к одаренным детям, работа с ними – одно из приоритетных направлений Шеманихинской СОШ. Поэтому я как педагог стараюсь развивать данное направление, и считаю его особенно интересным.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

v выявление одаренных детей;

v развитие творческих способностей на уроках;

v развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

v создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Опросник А.А. Лосевой, «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, Методика «Интеллектуальный портрет».

Определив таких ребят, я предпринимаю все возможное для развития их способностей. Без интереса учащихся к предмету, конечно, тут не обойтись. При этом, я считаю, учится одаренные дети должны вместе со всеми (не стоит делить на группы: сильные и слабые). Это необходимо для успешной адаптации одаренных детей. Но на уроках русского языка и литературы методы и формы работы с одаренными, конечно, должны гармонично сочетаться с формами и методами остальных учащихся, и в то же время отличаться своеобразием.

В своей практике я стараюсь использовать современные педагогические технологии:

v ИКТ;

v Критического мышления;

v Коллективной творческой деятельности;

v Проектная;

v Саморазвивающего обучения;

v Игровые технологии;

ИКТ- открывает для детей новые технологические возможности: онлайн-олимпиады, интернет-конкурсы, интерактивные курсы, компьютерные энциклопедии, создание презентаций, проектов, возможность публикации в Интернете, работа с медиатекой). В 2017-2018 году многие мои ученики 7, 8, 10 классов приняли участие в олимпиадах и конкурсах через интернет ресурсы.

Година Мария ученица 10 класса- победитель конкурса по русскому языку и литературе «Старт», «Мир олимпиад», «Олимпис 2017», «Русская матрешка», «Грамотей», «Компэду», участница 4 литературного конкурса «Родное сердце», «Живая классика», Всероссийского конкурса сочинений.

Котков Кирилл ученик 10 класса участник краудсорсингового интернет-проекта «Страна читающая» (УНТ).

Никуленкова Александра ученица 8 класса- Победитель конкурса по русскому языку и литературе «Старт», «Мир олимпиад», «Олимпис 2017», «Мега-талант», «Грамотей», «Компэду», участница краудсорсингового интернет-проекта «Страна читающая» (Читаем Блока), публикация художественного произведения «Легенда о Пурусатеи» на сайте Вектор-успеха.РФ, участница Всероссийского конкурса сочинений.

Андриянова Дарья ученица 7 класса-победитель конкурса по русскому языку и литературе «Старт», «Мир олимпиад», «Олимпис 2017», «Мега-талант», «Грамотей», «Эрудит-онлайн», «Компэду», участница краудсорсингового интернет-проекта «Страна читающая» (Читаем Блока).

Брагина Ирина, Скворцова Арина ученицы 7 класса, призеры и участники онлайн-олимпиад.

Критическое мышление определяется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к информации. При этом целью является формирование нового стиля мышления. Я создаю такую атмосферу в учении, про которой дети активно работают, думают, соглашаются или опровергают. Отличительная черта данной технологии в том, как ученик умеет работать с информацией: искать, находить смысл наиболее лучшим для себя способом. Самым популярным методом демонстрации процесса мышления на моих уроках является графическая организация материала. Ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами. А что же может быть интереснее? Они сами доходят до самой сути! Активно использую приемы: мозговой штурм, кластер, верно-неверно, метод ассоциаций.

Рисунки и схемы отражают взаимоотношения между видением ребят и текстом. Так с учащимися 7 класса при изучении поэзии В. Маяковского я применила метод рисунка. И стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» заиграло красками, детям стало все доступно и понятно почему «все мы немного лошади». В 9 классе стихотворение «Ночь» очень сложное для понимания глубинного смысла, и чтобы разобраться, о чем говорит поэт, используем ватман, цветную бумагу и клей, создавая при этом картину, рисуемую Маяковским.

А для учащихся 5-7 классов наглядность материала имеет определяющее значение для освоения новых тем. Например, при изучении в 5 классе темы «Однородные члены предложения», я прошу представить и нарисовать в виде какого-нибудь предмета или явления однородные члены предложения. Если есть затруднения, помогаю и рассказываю, что мне они видятся в как кисть смородины или браслет с одинаковыми элементами. (Дети чаще всего рисуют гусеницу, бусы или ту же смородину, реже кисть винограда).

Коллективная творческая деятельность может быть, как проектная, так и практическая. Например, оформление кабинета к мероприятию. Учащиеся рисуют плакаты, создают презентации. Литературная гостиная «И все земное я люблю…», посвященная 200-летию А.К. Толстого. «Были и небывальщины Нижегородского края» -исследовательский проект, к 100-летию Солженицына А.И открытый урок в 9 классе по произведению «Один день Ивана Денисовича» «Остаться человеком».

В какой-то мере все это можно назвать творческими проектами. Они позволяют как группе детей, так и ребенку в отдельности раскрыть свои таланты, показать свои возможности. Эти проекты выстроены на взаимосвязи различных предметов: история, обществознание, музыка, ИЗО, литература. А это не только познавательно, но и интересно.

Технология проектной деятельности подходит для мотивированных детей, учитель в данном случае будет выступать как консультант. Проектная деятельность современна и эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Весь цикл проекта от выбора темы до защиты выполняется в течение длительного времени во внеурочное время.

Исследовательские проекты– по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Конечным результатом исследовательских проектов в школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете, выступление на научно-практических конференциях. Так в 2017-2018 учебном году на школьном этапе победителями гуманитарного цикла русский язык и литература стали 3 работы. «Нарушение орфоэпических норм у современных школьников»- Смирнова Дарья (8 класс), «Имя Мария-любимое имя А.С. Пушкина» - Бесчастнова Алина (8 класс), «Тире-авторский знак препинания Марины Цветаевой» - Година Мария (10 класс). На муниципальном уроне второе место заняла Смирнова Дарья.

Технология саморазвивающего обучения заключается в саморазвитии, самосовершенствовании самого ученика, включение его в разные виды деятельности.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных способностей учеников на занятиях я использую творческие задания, и мини-упражнения, которые провожу или в начале, или в конце урока. На работу с ними я отвожу не более 2-3 минут. В случае затруднения даю подсказки. Например, «объясните с точки зрения русского языка название ягод- малина, смородина, ежевика» - для 5-7 классов и т. д. Мини-сочинение «Как я оцениваю поступок героя?», «Актуальность произведения».

Провожу уроки-экскурсии (виртуальные: «По Пушкинским местам», «Вслед за Лермонтовым»), уроки-путешествия («Путешествие к центру души» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Провожу интегрированные уроки: литература и история (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» 7 класс), русский язык и английский язык («Вглядись в черты мои» 5 класс).

В своей работе с одаренными детьми большое внимание уделяю олимпиадам. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. В 2017-2018 учебном году Никуленкова Александра стала призером олимпиады по литературе в районе, заняв 3 место, Бесчастнова Алина 5место.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков и в каникулярное время: выполняем нестандартные упражнения, как говорилось ранее, создаем исследовательские работы, проекты.

Очень важными считаю условия, в которыхразвивается ребенок. Поэтому провожу беседы с родителями на классных собраниях о режиме дня и питании. А самим ребятам советую заниматься спортом. Могу с уверенностью сказать: «Спорт учебе –не помеха, наоборот помощник, он учит дисциплине, без которой не обойтись!»

Игровая технология подходит в большей степени для детей младшего возраста, хотя играют с удовольствием и старшие ребята.Игру можно включать на любом этапе урока. Это и разминка, и кроссворды, и загадки, и дидактические игры. Например, в 8 классе на обобщающем уроке по литературе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» я применила игру с ИКТ.

Все упомянутые конспекты, презентации опубликованы на личной странице сайта «Мультиурок», «Инфоурок».

Можно сказать, что одаренные дети несут в себе искру. Но что нужно, чтобы она разгорелась? Приложить немалые усилия-вот ответ. Поэтому я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Это постоянная и трудоемкая работа в первую очередь над собой. Как говорят, плох тот учитель, который не желает стать мастером. Поэтому в прошлом учебном году я прошла курсы в НИРО «Анализ и интерпретация текстов на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС», являюсь постоянным слушателем вебинаров, круглых столов, онлайн-конференций. Лично участвую в педагогических олимпиадах и конкурсах.

Часто повторяю детям что, идя за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% труда».

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми».(Американский исследователь А. Блум)

  

 

Список использованной литературы

1.     Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика. Учебно-методическое пособие. –Казань, ТГГПУ, 2010, 56с.

2.     Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

3.     Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

4.      Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибгос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.

5.     Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей/ ГОУ ДОД  Дом детского творчества «На реке Сестре»;Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. –СПб.: ДДТ «На реке Сестре»,2014. -2-е изд. -39с.
 

Комментарии

Спасибо за интересную публикацию.

4 May 2019

Интересный материал! Спасибо

5 May 2019

Похожие публикации