12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шубина Надежда Валерьевна223
Россия, Воронежская обл., Воронеж
0

Статья «Активизация познавательной деятельности детей-инвалидов посредством применения современных педагогических технологий»

 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

До 70-х годов 20-го века считалось, что глухота, врожденная или приобретенная - необратимый удар судьбы. Глухота приводила детей к немоте. Но с появлением новых технологий диагностики, слухопротезирования и имплантирования возникли новые возможности для реабилитации слабослышащих и глухих детей. Теперь это не удар судьбы, как считалось в Средневековье, а разрешимая проблема в свете открытия кохлеарной имплантации.

Внедрение кохлеарной имплантации в России дало таким детям шанс возвращения к активному образу жизни. Под термином «кохлеарная имплантация» подразумевается вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции волокон слухового нерва.

Неотъемлемой частью включения детей-инвалидов в обычную жизнь является образовательная коррекция, ведь не слышащий от рождения ребенок должен научиться интерпретировать новые слуховые импульсы (например, вы слышите пенье птиц, но не понимаете о чем оно), так же и ребенок слышит вашу речь, не понимая ее смысла, как иностранец в другой стране.

В современной медицине детей – инвалидов по слуху разделяют на следующие категории:

глухие

слабослышащие

позднооглохшие

дети после кохлеарной имплантации

Очевидно, что дети-инвалиды по слуху чувствуют потребность в общении как и слышащие. Полностью неслышащие дети для общения используют язык мимики и жестов, слабослышащие дети – используют и жесты, и устную речь, а дети с кохлеарными имплантатами – только речь, жестам их не обучают, таким образом, стимулируя общение посредством речи.

Прогресс речи очень зависит от родителей и сурдопедагогов, так как ежедневные занятия и труд ребенка помогают ему продвигаться вперед, обогащать словарный запас и даже получать возможность учиться в общеобразовательных школах.

В дополнительном образовании детей имеются все условия для разделения воспитанников по их индивидуальным особенностям и интересам. Существует возможность обучать всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития, конкретных возможностей, запросов каждого ребенка.

Отсутствие жесткой регламентации деятельности, добровольные и гуманистические взаимоотношения детей с педагогом, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии, технологии индивидуализации обучения (адаптивные), проблемные технологии.

Использование на занятиях современных педагогических технологий позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников. Дети с нарушенным слухом должны иметь возможность развивать свои творческие способности, в том числе и художественные. Большое значение для них имеет так называемый ручной труд. Развитие мелкой моторики, воображения, концентрация внимания, решение сиюминутных проблемных ситуаций – все это присутствует на занятиях декоративно-прикладным творчеством. В процессе работы дети делают интересные для себя выводы, удивляются, учатся экспериментировать с различными предметами и материалами.

Применение эвристических заданий на занятиях является эффективным приемом активизации познавательной деятельности детей-инвалидов и важным компонентом современных педагогических технологий. Педагог к каждому заданию предлагает не один образец изделия, а несколько. Это очень важно, поскольку такая деятельность позволяет ребенку всегда иметь в виду, что могут быть разные решения одной и той же задачи. Особенно важно приучать детей не работать механически по инструкции, не копировать бездумно образцы, а самостоятельно придумывать, разрабатывать различные варианты изделия и его оформления в соответствии с поставленными условиями. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Воспитанники ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях: дети не боятся ошибок, помогают друг другу.

Особенностью занятий с детьми-инвалидами является не результат практической деятельности (качество выполненных заданий), а продуктивная работа детей и педагога, которая влияет на психическое развитие слабослышащего ребенка и развивает его творческую активность.

Дети, у которых в ходе учебного занятия присутствует достаточный уровень мотивации к творчеству («подарок маме», «поделка на выставку», «красивая игрушка») будут стараться лучше выполнить задание, нежели не заинтересованные в результате воспитанники.

Общение с окружающим миром – природой, людьми, искусством - делают таких детей счастливее, им не нужна жалость слышащих, а нужно понимание и общение. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ее достичь.


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.