Применение технологии проведения классического семинара в малых группах

4
0
Материал опубликован 8 December 2015

Основные цели общего образования в нашей стране задаются Федеральным за­коном "Об образовании в Российской Федерации ". Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями сис­темы образования, и образовательные программы.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего общего образования, представленные в федеральном государственном стандарте, предполагают формирование у старшеклассников, кроме предметных, таких умений, как:

• приводить примеры практического применения физических знаний;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать ин­формацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет).

Проведение классического семинара позволяет научить учащихся не только этим навыкам, но и умению защищать свои позиции, аргументированно представлять научную информацию, работать в группе.

В соответствии с методикой В. Гузеева, при подготовке к такому семинару тема разбивается на отдельные вопросы, и по каждому из них назначаются докладчик, содокладчик и оппонент. Докладчики излагают, содокладчики подтверждают, оппоненты возражают, эксперты рассужда­ют, ассистенты меняют плакаты, включают-выключают аппаратуру и др. «Возбуди­тели» спокойствия (провокаторы) задают вопросы.

Это невозможно сделать при работе в группах по 10 человек (профильные группы 10, 11 классов в нашей школе).

Поэтому, были внесены изменения в указанную методику. Так, на подготовительном этапе выделяю две группы обучающихся, в каждой из которых есть доклад­чик, содокладчик и ассистент. Все рассматриваемые в теме вопросы группа освещает в целом.

Функции участников остаются прежними.

1 группа: докладчик, содокладчик и ассистент, которые должны доказать истинность утверждения, заданного темой урока. Например, «Мир вокруг нас цветной».

2 группа: докладчик-оппонент и, в отличие от методики В. В. Гузеева, содоклад­чик и ассистент, которые должны доказать истинность обратного утверждения. На­пример, «Мир вокруг нас черно-белый».

При подготовке к семинару провокаторы готовят вопросы, неожиданные при­меры, которые позволяют инициировать обсуждение, дискуссию.

Эксперт - сравнивает аргументы каждой стороны, определяет области их истин­ности, подводит итоги (чья позиция наиболее аргументирована).

Семинар провожу как обобщение крупного раздела физики. Тема такого урока должна быть интересна учащимся и, в тоже время, ее рассмотрение позволяет учащимся применить полученные в процессе обучения знания. Например, «Можно ли находиться в поле тяготения Земли в состоянии невесомости?», «Является ли мир вокруг нас цветным?», «Возможно ли путешествие во времени?» и др.

Задания учащимся даю за 2 недели до семинара. Первое время контролирую их подготовку, так как в начале такой работы ребята, как правило, подобрав учебный материал, делят его на части – кто и что говорит, и считаю, что они подготовились к занятию.

Мне же важно, чтобы они «держали» две роли: во-первых, роли докладчика – представляет только факты, содокладчика – подтверждает факты сведениями об экспериментальных данных, ассистент – проводит эксперимент, провокаторы – задают вопросы не вступая в дискуссии, ассистент – анализирует выступления; во-вторых, позиции «за» и «против».

Семинар начинаю и заканчиваю обсуждением вопроса (задачи) - «ловушки», который составляется таким образом, чтобы сделать акцент на одной из особенностей физического процесса, о котором пойдет речь. Важно, чтобы возможный ответ обучающихся включал типичные ошибки и предпо­лагал хотя бы два противоречащих друг другу ответа. Например, для семинара о путешествии во времени таким вопросом является парадокс близнецов, для семинара по невесомости – будет ли больно космонавту при ударе о корабль в состоянии невесомости?

Далее предоставляю слово каждой группе по очереди, на данном этапе не обсуждения, хотя обе группы могут задавать вопросы друг другу. ВАЖНО! Весь семинар держать свою позицию. Как бы не доказательно было выступление оппонентов, они должны защищать заданную точку зрения.

После выступлений обе группы выходят к доске и здесь уже начинается самое интересное. Провокаторы задают вопросы группам, группы могут спорить, приводить аргументы и контраргументы, учитель следит за ходом дискуссии, может добавить свои вопросы, уточнять вопросы групп друг другу.

Последним выступает эксперт. Его задача самая трудная – объединить позиции групп, найти компромисс.

В конце семинара возвращаю ребят к вопросу – ловушке, заданному в начале занятия. Обсуждая, находим ответ на данный вопрос.

Опыт работы с использованием таких семинаров позволяет говорить о формировании у учащихся кроме уже названных умений, таких как: умение выстраивать свои выступления, выделять достоверную информацию, рассуждать, слушать, вести дискуссию.

 

\Литература.

Гузеев В. Организация урока в форме классического семинара. – М.: Журнал «Директор школы», №1, 1994

Комментарии
Комментариев пока нет.