Применение технологий «Методика составления бинарного урока-семинара»
ВВЕДЕНИЕ
Система личностно ориентированного образования подразумевает широкое применение проектной технологии. Исследования и аналитическая деятельность студентов, проводимые в рамках подготовки к уроку, заслуживают большого внимания. Недостаток метода проектов: исключительно объемная домашняя работа. Компьютером с необходимым программным обеспечением и выходом в интернет может воспользоваться на уроке не каждый. Консультации, обсуждение, направление движения творческой мысли студентов также проводятся вне уроков. Бинарный урок – это заключительный этап большой работы как студентов, так и преподавателей.
Пересечение наук - это еще и очень мощный инструмент познания и изменения сложившихся моделей общества.
При проведении семинара творческий потенциал студентов оказался на высоте: аналитические исследования, проекты, расчеты, различные точки зрения, выводы и предложения были представлены в выступлениях, презентациях и фотографиях.
Цель презентации:
Представить опыт подготовки и проведения бинарного урока на примере семинара «Строительство и экономика Архангельской области».
Задачи:
- распространение и пропаганда передового опыта;
- совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса;
- представление отдельных приемов и педагогических находок.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1 Подготовка
Формируется рабочая группа. От отношения ее участников к делу зависит конечный результат. Группе необходимо разработать концепцию семинара. Она решает задачи, чтобы мероприятие успешно состоялось.
Желательно провести 2–3 заседания рабочей группы. На первом – изложить цель и поставить задачи. На следующем – проверить ход выполнения. Наконец, подвести итоги подготовительной работы, что-то подправить.
У нас есть цель по времени и по результату достижения, необходимо разработать стратегию и найти средства для достижения цели. Кроме термина, обозначающего формат (семинар), название мероприятия должно четко отразить ключевую идею. Оно должно быть запоминающимся и отражающим суть.
Период подготовки зависит от масштабов мероприятия. Небольшой семинар можно собрать за 2–3 месяца.
Выбор выступающих определяется временем мероприятия. После формирования списка всех выступающих начинается работа с ними: консультации, ответы на вопросы, рекомендации по выбору интернет-ресурсов, программ, периодических изданий и др.
Любая неудача — это урок, которым нужно правильно воспользоваться. «На ошибках учатся». А для успеха нужно поверить в свою удачу. Проект может быть реализован с заданными результатами по составу и объему работ, времени и качеству выполнения.
Стандартное выступление оформляется на персональном компьютере в виде презентации. Для ее демонстрации необходим ноутбук и мультимедийный видеопроектор. Работа техники обязательно проверяется заранее. Экран может не улавливать сигнал, а изображение может искажаться.
Для демонстрации презентации потребуется экран. Задача хорошего экрана состоит в том, чтобы отразить весь падающий на него световой поток в сторону зрителей. Изображение может быть больше или значительно меньше экрана. Необходимо отрегулировать.
2 Семинар
Тема: Строительство и экономика Архангельской области – бинарный урок-семинар с региональным компонентом.
Преподаватели: Ермолина С.М., Худякова С.В.
Цель: Исследовать и обобщить развитие 29 региона в области строительства и экономики.
Задачи:
• развитие у студентов творческих способностей,
• повышение интереса к научной деятельности,
• повышение общего уровня развития студентов,
• формирования навыков анализа,
• применение полученных навыков в анализе состояния строительства и экономики региона.
Общепрофессиональные дисциплины и профессиональные строительные модули:
1. Основы предпринимательской деятельности;
2. Экономика организации;
3. Основы экономики архитектурного проектирования и строительства;
4. ПМ 02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов;
5. ПМ 04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
Группы-участники семинара: С-23, А-32, С-33, Гр-35.
План урока:
Организация начала урока; Постановка цели и задач урока; План урока; Введение; Семинар; Подведение итогов и результатов урока; Задание на дом; Рефлексия.
Ожидаемые результаты урока:
Систематизировать исследования и провести анализ состояния строительства и экономики Архангельской области.
- Рассмотреть разделы семинара:
- Уровень жизни населения и внешнее влияние на него;
- Состояние жилищного фонда и ЖКХ;
- Инновации производства и бизнеса;
- Инвестиции и малый бизнес.
Использовать средства Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Paint.NET, Picasa, браузер Mozilla Firefox и другие поисковые интернет-системы.
Алгоритм проведения урока:
190 мин – две пары с переменой.
10.00-10.15 регистрация участников (перемена перед занятием);
10.15-10.25 открытие семинара;
10.25-11.45 семинар (1-8);
11.45-12.00 кофе-брейк;
12.00-13.20 семинар (9-16);
13.20-13.30 подведение итогов
Домашнее задание
Домашнее задание необходимо для перспективного развития проекта.
- Какую современную тему из области строительства вы хотели бы рассмотреть?
- Какую тему из рыночной экономики вы хотели бы изучить подробнее?
Рефлексия
Ответить на вопросы в письменном виде. Работа проводится в группах по 3 человека.
- Узнали что-либо новое?
- Какая тема запомнилась?
- Чьё выступление было современным?
- О чем захотелось узнать подробнее?
- Какие дисциплины вы хотели бы рассмотреть на семинарах?
3 Критерии оценок
Выступающие:
- Составление презентации, подбор фильма – 5;
- Или составление презентации, или подбор фильма – 4;
- Выступление без IT – 3.
Слушатели:
- Работа на уроке (ответы на вопросы после выступлений), развернутые ответы на вопросы рефлексии – 5;
- Или ответы на вопросы рефлексии, или работа на уроке - 4;
- Неполные ответы – 3.
4 Возможность развития проекта
Проект можно использовать при составлении любых бинарных уроков. Связать уроки общей темой можно используя региональный компонент, продумав направления выступлений. Можно предложить самим студентам выбрать темы. Обсуждение перед проведением бинарного урока со студентами, с другими преподавателями, библиотекарем, методическим отделом представит новые возможности развития проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тематический анализ в конце семинара показал, что почти все выступающие были отмечены теми или другими участниками, как интересные.
Расширение научного экономического и технического мировоззрения возможно при решении нескольких проблем с разных сторон. Востребованность специалистов, которые могут в меняющихся условиях решать технические и организационные задачи, руководствуясь направлениями современной экономики, растет с каждым днем. Студенты выразили большое желание участвовать с выступлениями на семинаре в следующем году.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Архангельск/Строительство [Электронный ресурс] // Vbulletin solutions, inc. url: http://www.skyscrapercity.com/showthread. hp?t=1260401&page=8 / (Дата обращения 12.03.2016).
- Пасмуров А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку / А.Я. Пасмуров. - СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
- Краснощек Б. В. Технология и механизация строительных процессов: учебно-методический комплекс. / Б. В. Краснощек. – М.: Издательство «Проспект» ДВФУ, 2015. – 400 с.
- Областной бюджет [Электронный ресурс] Правительство Архангельской области // url: http://Dvinaland.ru/ (Дата обращения 10.03.2016).
- Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. url: http://Arhangelskstat.gks.ru/wps/ (Дата обращения 19.03.2016).
- Статистический ежегодник 2015 по Архангельской области. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики// url: http://Arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/ (Дата обращения 16.03.2016).
- Строительная наука 2014: сборник трудов междунар. научно-техн. конф., - Архангельск: ООО Студия рекламы «Точка», 2014. - 427 с.
- Экономический прогноз на 2016 год [Электронный ресурс] Информационное агентство «атмосфера» url: http://www.asfera.info/news/ economics / 2015 / (Дата обращения 12.03.2016).