Отчет «Применение здоровьесберегающих технологий в урочной деятельности»
Обобщение опыта работы учителя начальных классов.
Прежде чем пройти в наш зал предлагаю выбрать себе лепесток, который вам по душе и занять места по выбранным вами цветам.
Пусть будет наша встреча
Незабываемой!
Я с вами в этот день,
А вы – со мной.
Здравствуйте, друзья!
Всем большой привет!
Если с вами я –
Скуки больше нет!
Рада я каждому
Без сомнения,
И поэтому –
Здравствуйте, друзья!
Понятие «здоровье» в настоящее время рассматривается как полное физическое, социальное и духовное благополучие.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными, так как в современных условиях развития общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
В связи с этим, одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Для эффективного решения проблемы здоровья детей в образовательных учреждениях используются здоровьесберегающие технологии.
Как мы с вами понимаем понятие « здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии
– это условия обучения ребенка в школе (то есть - отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- это рациональная организация учебного процесса (а именно- в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- это соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- это необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья обучающихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у обучающихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых базовых учебных действий по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задача каждого учителя – изучить и внедрить в практику работы основы здоровьесберегающих технологий, оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения обучающихся, учитывая психофизические особенности детей.
Я уверена, что каждый из вас на своем уроке может много сделать для улучшения здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
Уважаемые педагоги, вспомним, какие виды здоровьесберегающих технологий можно использовать в организации коррекционно-развивающего обучения? В этом нам поможет «Волшебный мешочек».
Задание: Нужно достать из мешочка один из предметов и определить , какой вид здоровьесберегающих технологий зашифрован.
1) диск – музыкотерапия
2)мешочек с травой – фитотерапия
3) апельсин – ароматерапия
4) цветок – цветотерапия
5) Су-Джок- самомассаж
6) перчатка – пальчиковая гимнастика
7)мыльные пузыри – дыхательная гимнастика
8) мяч- подвижная игра
9) очки - гимнастика для глаз
10) книжка сказка - сказкотерапия
Это примеры здоровьесберегающих технологий, которые учителя используют на своих уроках.
Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной деятельности.
Особое значение в организации образовательного процесса имеет благоприятный микроклимат класса, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если ему будет комфортно в коллективе одноклассников, если с учителем у ребёнка сложились доброжелательные отношения.
Предлагаю вам встать в круг! Разучим один из приёмов, который способствует созданию комфортного микроклимата в классе.
Игра «Ладошки» на положительный эмоциональный настрой.
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх ребёнка, создает ситуацию успеха.
А сейчас обратим наше внимание на энергизаторы – это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, сплачивают коллектив, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей.
Игра «Здравствуй друг» на сплочение коллектива. Находим друг другу пару и встаем в круг лицом к друг другу- один участник внутри круга, другой снаружи. Парам нужно поздороваться друг с другом, проговаривая следующие слова:
Здравствуй , друг. (жмем друг другу руки)
Как ты тут? (Хлопаем правой рукой по левому плечу)
Где ты был? (отводим руки в стороны)
Я скучал! (руки складываем на грудь)
Ты пришел, хорошо! (обнимаются)
И так далее сдвигается внутренний круг вправо. (можно занимать свои места)
Самый распространённый вид здоровьесбережения в начальной школе – пальчиковая гимнастика. Мы практически все используем данный вид работы на своих уроках. Для более эффективного использования, удобства в работе, учителю необходимо специально подобранные дидактические пособия.
У каждого ребёнка моего класса есть специально оформленная коробочка для проведения пальчиковой гимнастики.
Через игру каждый камушек, шнурок, Су-Джок шарик, каждая палочка, прищепка, развивает мелкую моторику пальцев рук, позволяет снять напряжение и переутомление у ребёнка, развивает познавательный интерес.
Остановимся еще на пальчиковых играх– это как правило, инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры незаменимы: они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Поиграем!?
-Начинаем с поглаживания, при этом готовим пальцы к разминанию.
Маленький колючий еж
До чего же он хорош.
- А теперь разминаем каждый палец.
«Медведь» (массируем каждый палец)
Лез медведь в свою берлогу(большой)
Все бока свои помял(указательный)
Эй, скорее на подмогу,( средний )
Мишка, кажется (безымянный)
застрял!(маленький)
А вы знаете, что каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.
Когда вы массировали большой палец, то ….. (перечисляем)
Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
Указательный – улучшает работу желудка;
Средний – кишечник и позвоночник;
Безымянный – улучшает работу печени;
Мизинец – помогает работе сердца.
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и динамические паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Каждая подгруппа получает лист с текстом физкультминутки. Вам нужно придумать движения физкультминутки и продемонстрировать.
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик. Отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Три медведя шли домой
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сидел как следует,
Другой кричал "ку-ку"
Раз ку-ку,
Два ку-ку.
Оба шлёпнулись в муку.
Нос в муке,
Хвост в муке,
Ухо в кислом молоке.
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
На реке живёт енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнём запасы прячет.
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.
Хочется еще обратить ваше внимание на музыкотерапию - это метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении.
На своих уроках я в основном использую музыку для релаксации - для снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучающиеся успокаиваются, восстанавливают физические и эмоциональные силы. ( это музыка, которая сопровождается с шумом моря, дождя, пением птиц и т.д.)
Но у музыки есть и стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
И сейчас мы этим воспользуемся – впереди вас ждет музыкальная переменка.
Перед началом нашей встречи каждый из вас выбрал определенный цвет и у нас получились группы. Сейчас каждая группа подумайте и обсудите, какие ощущения возникают связанные с этим цветом.
Одна из здоровьесберегающих технологий –цветотерапия.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния человека (ребенка) при помощи определенных цветов.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе, повышает внутреннюю энергию. Красный цвет захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Свойство этого цвета использую на уроках, выделяя им самое важное, например, орфограммы в словах.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Жёлтый цвет положительно влияет на нервную систему, повышает интеллектуальные способности, улучшает память, способствует ясности и точности мысли. Желтый фон чаще всего использую для запоминания словарных слов.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. Зеленый успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Успокаивающе воздействует абсолютно на всех этапах урока. Применяю цветовой круг в тех случаях, когда дети расшумелись или на урок пришли возбужденные .
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Синий цвет улучшает умственную активность. Использую при проведении контрольных работ.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
Есть очень мудрое выражение «Здоровый учитель - здоровый ребёнок» Профессия педагога относится к группе риска, так как постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь.
А сейчас я вам предлагаю несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.
-Если контроль потерял над собой – учителю нужно срочно домой!
-Если возникло желание крикнуть – это опасно – можно привыкнуть!
-Если к тебе на занятия пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса.
-Приходить на урок следует настолько подготовленной, чтобы знать точно: для чего пришла, куда пришла, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
- Люби администрацию школы так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую, счастливую педагогическую жизнь.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Одна минута смеха может заменить 15 мин езды на велосипеде, а посмеявшись 10-15 мин вы можете сжечь калории, которые содержаться в плитке шоколада. Как бы то не было, для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, единственное «побочное действие» - хорошее настроение. Позвольте себе посмеяться и дайте возможность посмеяться над хорошей шуткой своим ученикам.
Свое выступление хочется закончить притчей: Жил - был мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет – мертвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках». Уважаемые педагоги -Все в наших руках.