12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гузаева Нина Михайловна1519
учитель изобразительного искусства
Россия, Новгородская обл., Чудово
4

Статья «Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству»

Статья  

«Применение инновационных технологий

в урочной и  внеурочной деятельности  по изобразительному искусству»


 


 

                                учителя изобразительного искусства

Гузаевой Нины Михайловны

                                        МАОУ «СОШ №1 им. Н.А.Некрасова» г. Чудово

Актуальность  

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.  

ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

       Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках изобразительного искусства текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Известно, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Наиболее распространенные способы  работы с ИКТ:  

1.     Презентация позволяет иллюстрировать ответ учащегося на уроке.  

2.   На уроках можно использовать такие формы работы, как подготовка учениками сообщений и презентаций, составление проектов. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений.

3.   ИКТ предоставляют возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты известных художников, видеофрагменты, диаграммы.

Данные способы работы позволяют провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания  

К технологиям на основе активизации   деятельности учащихся относят такие как развивающие игры, проблемное обучение, нетрадиционные формы уроков (урок - исследование, интегрированные уроки, урок-дискуссия, урок- путешествие), которые способствуют реализации поставленной цели.  

Практическая значимость инновационных технологий:  

инновационный подход в изучении изобразительного искусства создает условия для формирования теоретического мышления учащихся;

повышает мотивацию изучения предмета;

повышает качество освоения предмета.         

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении художественного материала.        

      Но существует и ряд трудностей в  применении СОТ  для меня, как для пользователя и для учащихся. Заключаются они в следующем:

1. В кабинете  нет компьютера.

2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя и ученика.

4. На составление презентаций уходит много времени.  

      Не стоит проводить уроки с применением ИКТ постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д.  

Работая учителем изобразительного искусства, использую в своей педагогической деятельности разнообразные формы и методы обучения. Главной целью обучения считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной деятельности.

К числу задач по активизации познавательной деятельности учащихся относятся  проблемы выработки умений самостоятельной работы, воспитание чувство прекрасного, и т.д.  Все это преследует цели формирования художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Одним из эффективных педагогических средств и методов обучения в моей работе  являются методы проектирования и исследования.

Метод проектов не является принципиально новым, но сегодня его относят к педагогическим технологиям ХХI  века.  В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. В своей практике я сравнительно недавно использую этот метод для работы над решением конкретной проблемы  (четвертый год). Так, учащиеся самостоятельно собирали материал   о известных русских художниках пейзажистах. Записывали биографию, искали портреты, написанные репродукции. Результатом работы стал проект « Времена года в живописи». Был собран материал, подготовлена презентация (данные работы успешно применяются на уроках изобразительного искусства 4 классе)

 Большая работа проводилась по изысканию материалов  о русских художниках: А Саврасов, И Шишкин.  Результатом проекта по изучению  этого материала стала исследовательская работа (презентация и портфолио.

     Одна из главных особенностей проектной работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, способствует воспитанию чувства прекрасного, развитию стремления к изучению природы родного края.                                                                                                                                                        

Таким образом, метод проектов активизирует самостоятельную работу школьников с источниками информации, обеспечивает  поисковую работу, в том числе с помощью современных интернет-технологий, умение открыто защищать свои проекты, что в целом способствует компетентностному подходу к обучению.

             Важное место в содержании образования занимает организация и проектно-исследовательской деятельности учащихся.

        Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.  В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Участвуя в конкурсах очного и заочного характера, муниципального, областного, Всероссийского, международного уровней, можно отметить у учащихся повышение самооценки, самоутверждения, уверенности в себе, умения публичного выступления перед аудиторией, повышение интереса к учебе, стремление к достижению новых высоких результатов, расширение контактов с обучающимися из других образовательных учреждений.

Результатом внедрения  в учебно-воспитательный процесс технологии проектно-исследовательского обучения можно считать достижения учащихся в 2016-2018 гг. в конкурсах творческих и научно-исследовательских работ, выполненных под моим руководством.

Использование ИКТ в процессе обучения позволило:  

 В целом, применение новых образовательных технологий способствует активизации познавательного интереса и  хорошей результативности  работы, итогом которой можно привести  такие показатели, как:

- общая успеваемость составляет  100 %  по предмету изобразительное искусство;

- качество знаний  в течение ряда последних лет составляет от 100 %;

- подтверждение годовых оценок в 4 классе по изобразительному искусству  в 2016-2017 учебном году 100% качество знаний;

- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме   (проекты, учебные исследования, презентации);

  Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но, на мой взгляд, его использование  может способствовать активизации познавательного интереса.


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.

2. Интернет – ресурсы: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html , http://www.twirpx.com/file/26203/

3. Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. -М., 1996.

4. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1994. -КОС.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.