Комплект дидактического обеспечения для повышения уровня языковой компетенции детей-инофонов

2
5
Материал опубликован 6 April 2016

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

(ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК ЗАДАНИЙ) по математике

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК ЗАДАНИЙ) ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(«Математика»)

Пояснительная записка

Комплект дидактического обеспечения для повышения уровня языковой компетенции детей-инофонов в рамках предметного обучения в начальной школе на материале предметной области «Математика и информатика» основан на системе учебников «Школа России», входящей в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, построен на материале предметной области «Математика и информатика», ориентирован на использование детьми-инофонами с низким уровнем языковой компетенции.

Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Усвоение связей между данными и искомым в задаче является основным умением, которым должны овладеть учащиеся. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи, зависит их умение решать задачи. При этом работа над задачами не должна сводиться к натаскиванию учащихся на решение задач определенного вида. Главная ее цель – научить детей осознанно устанавливать связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. (Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с. – С.174.) При обучении решению задач детей-инофонов трудности связаны не только с низким уровнем их языковой компетенции, но и с меньшей, чем у остальных учащихся, погруженностью в культуру и традиции страны. В связи с этим детям-инофонам могут быть непонятны многие жизненные ситуации, использованные в условиях задач (связанные, например, с названиями птиц и животных, с традиционными забавами и пр.), то есть особенно тщательного разбора требуют условия многих задач, предлагаемых в учебниках.

Ознакомление с содержанием задачи. Ознакомиться с содержанием задачи – значит, прочитав ее, представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Очень важно научить детей-инофонов правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия, таких, как «было», «уехали», «осталось», «стало поровну» и т.п., выделять интонацией вопрос задачи. В тексте даже типовой задачи, как правило, встречаются слова, непонятные для учащихся с уровнем языковой компетенции А1, А2. Такие слова необходимо проиллюстрировать, пояснить или воспользоваться словарем (электронным переводчиком) для перевода на родной язык каждого инофона. Чтобы убедиться, что учащиеся представили жизненную ситуацию, отраженную в условиях задачи, следует предложить им нарисовать словесную картинку и только после этого приступить к поиску решения задачи.

Учащиеся должны выделить величины, входящие в задачу, установить связи между данными и искомым и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия. При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, у доски работает учащийся, для которого русский язык является родным, а остальные учащиеся выполняют задание на своих рабочих местах. В дальнейшем учащиеся, для которых русский язык является родным, могут решать задачи такого вида самостоятельно в своих тетрадях, а учащихся-инофонов учитель по одному может вызывать к доске, чтобы на материале задачи работать и над развитием устной речи ребенка.

Для развития представлений детей о жизненных ситуациях, положенных в основу задач, уже в 1 классе традиционно используется как предметная, так и схематическая (краткая запись) иллюстрация задачи. В краткой записи фиксируются в удобообозримой форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения: «больше», «меньше», «одинаковая» и т.п. Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без нее, а также в форме чертежа. Составлению краткой записи задачи помогает повторное (после работы по разъяснению значений непонятных слов) прочтение условий учащимся-инофоном с вопросами-подсказками учителя (например, учитель спрашивает, что известно в задаче, что еще известно, что нужно узнать).

Задача: рыбак поймал 10 щук, а лещей на 8 больше, чем щук. Сколько лещей поймал рыбак?

Работа по разъяснению непонятных слов должна включать разбор значения слова «рыбак», описание щук и лещей, повторение (в доступной для первоклассников форме) сведений об изменении имен существительных по числам.

Теперь, используя иллюстрацию, учащийся повторяет условие задачи. Учитель ставит вопросы, которые подводят детей к самостоятельному нахождению пути решения задач. В дальнейшем учитель предлагает учащимся самим ставить подобные вопросы. Так составление краткой записи и плана решения задачи способствует повышению уровня языковой компетенции учащихся.

Для повышения уровня языковой компетенции учащихся-инофонов при работе над решением задач высокую эффективность показывает следующая методика: учащийся с уровнем В1 читает вслух, составляет план решения задачи, учащиеся с уровнем языковой компетенции А1 или А2 иллюстрируют условие задачи (с помощью рисунков, электронных ресурсов или счетных материалов), повторяют вслух условия и план решения, решают задачу в тетрадях. Однако этот метод усредняет темп работы учащихся в классе и поэтому не может использоваться постоянно.

В условиях совместного обучения в одном классе детей с разным уровнем языковой компетенции учитель может дифференцировать задания, прилагаемые к предметной иллюстрации. В этой форме работы удобно использовать карточки заданий. Для учащихся, которым решение задач дается с трудом, в течение длительного времени можно использовать карточки с «подсказками» (учитель даже может вписать часть данных в окошечки карточки). Как правило, эти дети участвуют в устном разборе плана решения задачи. Более «сильным» учащимся учитель дает карточки с заданием типа «Составь по рисунку задачу, запиши кратко условие и реши». Следующим по уровню сложности заданием можно считать составление «обратной» задачи. Учащимся, уже освоившим алгоритм решения задачи и умеющим читать по-русски, можно предложить текстовую задачу без иллюстративного ряда. Наиболее сложным вариантом задания при освоении решения конкретного вида задач является составление учащимся задачи по схеме или краткой записи или по предложенному решению. Для работы в малых группах или для организации проектной деятельности можно использовать карточки с задачами в стихах. Рифмованные строки хорошо запоминаются и обогащают речь детей-инофонов, повышая уровень их языковой компетенции.

 

Перечень обеспечиваемых предметных результатов (по ФГОС НОО)

1. Обеспечиваемые предметные результаты предметной области «Филология»:

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

2. Обеспечиваемые предметные результаты предметной области «Математика и информатика»:

использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

овладение основами алгоритмического мышления, математической речи, наглядного представления данных и процессов;

приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.

 

Описание видов учебной деятельности, предусмотренных карточками заданий

карточки

Темы

(«Школа России»)

Описание видов учебной деятельности

13

14

15

16

17

28 – 31

Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

3

6

9

10

11

12

Пространственные и временные представления. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.

Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

1 – 32

Цифры и числа 1—9. Число 0. Число 10

Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать
результат работы.

Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.

1

3

5

7

8 – 12

15

16

19

25

27

29

Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.

Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).

Использование этих терминов при чтении записей.

Сложение и вычитание вида + 1, □ – 1, + 2,  – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.

Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

Выполнять сложение и вычитание вида: ± 1, ± 2.

Присчитывать и отсчитывать по 2.

1-17 (с частью 2-в и 2-г)

18 – 31

37 – 50

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.

Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению
 

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
 

1 – 31

37 – 50

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

2

4

8

9

11

20

26

Сложение и вычитание вида □ ± 3

Сложение и вычитание вида □ ± 4

Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3.

Выполнять вычисления вида: ± 4.

1-17 (с частью 2-в и 2-г)

37 – 50

Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.

Дополнять условие задачи одним недостающим данным или вопросом.

5

6

7

8

9

10

32 – 36

Переместительное свойство сложения
Переместительное свойство сложения
Связь между суммой и слагаемыми
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей

Вычитание в случаях вида 6 – , 7– , 8 – , 9 – , 10 – .

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида + 5, + 6, + 7, + 8, + 9.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

Выполнять вычисления вида: 6 – , 7 – , 8 – , 9 – , 10 – , применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.

 

Карточки заданий

Ниже приводятся карточки заданий. Первая группа карточек (№№ 1-17) состоит из двух частей: иллюстрация и рабочая часть. Предметная иллюстрация (часть №1) жизненной ситуации, положенной в основу условия задачи, позволяет сэкономить ресурсы (время, силы), необходимые для освоения алгоритма решения задач, что важно для детей-инофонов на начальной стадии освоения русского языка. В условиях совместного обучения в одном классе детей с разным уровнем языковой компетенции учитель может дифференцировать задания, прилагаемые к предметной иллюстрации (часть №2). Для учащихся, которым решение задач дается с трудом, в течение длительного времени можно использовать карточки с «подсказками» (учитель даже может вписать часть данных в окошечки карточки). Как правило, эти дети участвуют в устном разборе задачи. Более «сильным» учащимся учитель дает карточки с заданием типа «Составь по рисунку задачу, запиши кратко условие и реши». Следующим по уровню сложности заданием можно считать составление «обратной» задачи. Учащимся, уже освоившим алгоритм и хорошо читающим по-русски, можно предложить текстовую задачу без иллюстративного ряда. Наиболее сложным вариантом задания при освоении решения конкретного вида задач является составление учащимся задачи по схеме или краткой записи или по предложенному решению.

 

Карточки №№ 1 - 17

Часть № 2-а (типовая)

Карточки заданий. Часть № 2-б (типовая)

Карточки заданий. Часть № 2-в (типовая)

Карточки заданий. Часть № 2-г (типовая)

Таким образом обеспечивается дифференцированный подход при отработке решения задач одного вида.

Карточки №№ 1 - 17 (1 класс, счет от 1 до 10)

Часть 1

Карточка № 1 (увеличение числа на одну или несколько единиц)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 2 (увеличение числа на одну или несколько единиц)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 3 (увеличение числа на одну или несколько единиц)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 4 (нахождение суммы)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 5 (нахождение суммы)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 6 (нахождение суммы)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 7 (нахождение одного из слагаемых по сумме и второму слагаемому)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 8 (нахождение одного из слагаемых по сумме и второму слагаемому)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 9 (нахождение одного из слагаемых по сумме и второму слагаемому)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 10 (уменьшение числа на одну или несколько единиц)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 11 (уменьшение числа на одну или несколько единиц)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 12 (уменьшение числа на одну или несколько единиц)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 13 (отношения «больше», «меньше», «столько же»)

Карточка № 14 (отношения «больше», «меньше», «столько же»)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 15 (отношения «больше», «меньше», «столько же»)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 16 (отношения «больше», «меньше», «столько же»)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 17 (отношения «больше», «меньше», «столько же»)

Текстовый вариант карточки

Карточка № 18 («обратная» задача)

Карточка № 19 («обратная» задача)

Карточка № 20 («обратная» задача)

Карточка № 21 («обратная» задача)

Карточка № 22 («обратная» задача)

Карточка № 23 («обратная» задача)

Карточка № 24 («обратная» задача)

Карточка № 25

Карточка № 26

Карточка № 27 («обратная» задача)

Карточка № 28 («обратная» задача)

Карточка № 29 («обратная» задача)

Карточка № 30 («обратная» задача)

Карточка № 31 («обратная» задача)

Карточка № 32

Карточка № 33

Карточка № 34

Карточка № 35

Карточка № 36

Карточка № 37

Карточка № 38

Карточка № 39

Карточка № 40

Карточка № 41

Карточка № 42

Карточка № 43

Карточка № 44

Карточка № 45

Карточка № 46

Карточка № 47

Карточка № 48

Карточка № 49

Карточка № 50

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 240 с.
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителя и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336 с.
  4. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 384 с.
  5. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
  6. Кривуля А. П. Трудности обучения математике младших школьников // http://www.uspeh-centr.ru/
  7. Моршнева Л.Г. Математика. 1 клас. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 64 с.
  8. Феофилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа не соответствует данному конкурсу.

28 April 2016

Ответ #5000 был удален 29 April 2016

Работа не соответствует теме конкурса.

29 April 2016