Трунаева Алла Станиславовна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №88 г.Донецка»
е-mail: trunaeva-alla@mail.ru
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в статье сосредоточены определения понятий «языковой культуры», «языковая компетенция», «лингвокультурная компетенция», характеристика их основных признаков, а также рассмотрены различные методы, способствующие повышению языковой культуры обучающихся.
Ключевые слова: языковая культура, речь, совершенствование лингвистических навыков обучающихся.
В период становления Донецкой Народной Республики как молодого государства довольно актуальным является вопрос о воспитании образованного подрастающего поколения. В частности, речь идет о языковой культуре школьников. Поскольку высокий уровень языковой культуры является неотъемлемым элементом профессионализма будущего специалиста в любой сфере деятельности.
Перед учебными учреждениями ставится задача, предполагающая владение обучающимися богатым словарным запасом, грамматически правильно оформленной устной и письменной речью, умением четко и логично отвечать на поставленные вопросы. В связи с этим среди подрастающего поколения необходимо популяризировать лингвистические знания.
В первую очередь, перед педагогами для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач1:
1) усовершенствование собственных знаний и навыков;
2) усовершенствование знаний и навыков обучающихся;
3) помощь в овладении обучающимися нормами литературного языка;
4) коррекция таких умений школьников, как: а) правильное выражение собственных мыслей; б) целенаправленное употребление слов и выражений; в) умение выбирать слова согласно теме высказывания и ситуации общения.
Стоит сказать, что вопросы, касающиеся языковой культуры обучающихся, неоднократно поднимались в научной литературе. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как В.В.Виноградова, П.Н.Головина, Л.А.Булаховского, С.П.Обнорского, Е.С.Истриной, С.И.Ожегова, Р.И.Аванесова и др.
В лингвистических источниках сосредоточено определение культуры речи следующего характера: определенный уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств, которое способствует накоплению и сохранению языкового опыта2.
В тесной взаимосвязи с языковой культурой находятся такие термины, как: языковая компетенция и лингвокультурологическая компетентность.
Так, И.Н.Горелов трактует языковую компетентность как реальное знание языка, хранящееся как в общей памяти народа, так и в персональной памяти каждого человека. Иначе говоря, это система языковых знаков, правил их сочетаемости и употребления.
По мнению М.В.Вятютнева, под языковой компетентностью следует понимать приобретенное знание небольшого количества правил, лежащих в основе построения глубинных структур языка, преобразуемых в процессе общения в разнообразные высказывания, т.е. поверхностные структуры.
Что касается лингвокультурологической компетенции, то ее необходимо толковать как знания идеальным говорящим – слушающим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке3.
Л.А.Шкатова считает, что лингвокультурологическая компетенция состоит из «овнешненных» языком базовых знаний во всех сферах человеческой деятельности, позволяющие адекватно понять неспециальную информацию для ориентации в современном мире. Под «овнешненными» языком базовыми данными понимаются якызовые единицы, выраженные в ключевых словах, словосочетаниях, фразеологических единицах и прецендентных текстах4.
Важно отметить, что для полноценного участия в жизни современного общества человеку недостаточно обладать элементарной грамотностью (умением читать и писать). Ему еще важно ориентироваться в информационном пространстве, грамотно оппонировать своему собеседнику. Иначе говоря, у него должна быть развита высокая культура речи.
Принято считать, что составляющими высокой культуры речи являются такие компоненты, как: 1) уверенное знание норм литературного языка для правильного и точного высказывания собственных мыслей; 2) умение выразительно, стилистически дифференцированно (употребляя законы литературного языка) излагать свою точку зрения.
Для достижения высокого уровня языковой культуры обучающихся работникам образования (в первую очередь, учителям) необходимо формировать у школьников лексические навыки, учитывая их индивидуальные особенности. Данный процесс зачастую происходит на уроках русского языка и литературы при выполнении заданий речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма.
Стоит отметить, что базисом такой деятельности выступают орфоэпические, лексические, грамматические нормы литературного языка. Именно поэтому значительная роль отводится в подготовке к занятию (урок или внеклассное мероприятие).
Примечательно, что все практические задания учителю необходимо разрабатывать, учитывая языковые уровни, способствующие совершенствованию устной и письменной речи.
Рассмотрим более детально способы повышения языковой культуры обучающихся на уроках русского языка при изучении таких тем, как грамматика, лексика, словообразование, орфография, стилистика.
Во-первых, речевая культура школьников формируется в момент:
1) получения новых знаний, включая не только предметный материал, но и информацию с разных направлений науки и техники;
2) получения и анализа материала из средств массовой информации;
3) работы с художественной, научной, публицистической литературой.
Во-вторых, усовершенствование навыков языковой культуры происходит с помощью расширения языкового кругозора и, собственно, знаний о языке.
В-третьих, обогащение словарного запаса – успешная составляющая речевой грамотности школьников.
В-четвертых, благодаря развитому слуховому восприятию улучшаются навыки речевого общения.
В-пятых, осуществление вербальной коммуникации: организация и проведение бесед и переговоров различной тематики, публичные выступления перед учебной аудиторией, участие в дебатах и дискуссиях и т.п. – отличный способ совершенствования языковой культуры обучающихся.
В-шестых, изучение основ ораторского искусства позволяет развивать красноречие, дикцию и речевую импровизацию.
В-седьмых, элементарная работа с текстом (чтение и его анализ) способствуют формированию языковой компетенции.
В-восьмых, технологии коммуникативного общения формируют коммуникативную грамотность, необходимую обучающимся в дальнейшей профессиональной среде.
Помимо вышеперечисленного, учителю необходимо во время урочной деятельности обращаться к заданиям и упражнениям, развивающих письменную деятельность. Так, к примеру, работа со словарями способствует обогащению словарного запаса школьников, формирует у них представление о языковом богатстве и языковой структуре русского языка. Не стоит забывать об изложениях, сочинениях, написаниях писем. Данный вид деятельности снижает количество ошибок, позволяет отточить слог и найти собственный стиль.
Большой вклад в развитие и совершенствование навыков языковой культуры приносят нестандартные виды работ:
исследовательская и поисковая деятельность;
проблемные ситуации и ролевые игры;
научные дискуссии;
коллективное решение языковых задач и др.
В ходе вышеперечисленных форм организации занятия в рамках образовательного процесса обучающиеся познают и моделируют разнообразные ситуации общения, отрабатывают речевые коммуникации, связанные с будущей профессиональной деятельностью, принимают участие в языковых играх.
Таким образом, правильно подобранные методы работы на уроках русского языка и литературы (и не только), во время проведения внеклассных мероприятий способствуют развитию и повышению уровня языковой культуры обучающихся.
Список использованной литературы
Воробьев В.В. Лингвокульторология: монография / В.В.Воробьев. – М.: РУДН, 2008. – С.74-45.
Домбровская И.И. Лингвистическая компетенция как часть языкового сознания и способы оценки уровня ее сформированности / И.И.Домбровская // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2016. – №1(10). – С.89-91.
Милостивая О.И. Формирование речевой культуры у учащихся средней школы на уроках русского языка / О.И.Милостивая // Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах. – 2014– - Вып.38(91). – С.445-451.
Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция / О.И.Халупо // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №3(218). – С.152-155.
Шкатова Л.А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов / Л.А.Шкатова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – №2(24). – С.739.
1 Милостивая О.И. Формирование речевой культуры у учащихся средней школы на уроках русского языка / О.И.Милостивая // Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах. - 2014– - Вып.38(91). – С.445-451.
2 Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция / О.И.Халупо // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №3(218). – С.152-155.
3 Воробьев В.В. Лингвокульторология: монография / В.В.Воробьев. – М.: РУДН, 2008. – С.74-45.
4 Шкатова Л.А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов / Л.А.Шкатова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – №2(24). – С.739.