Статья «Повышение уровня певческого развития школьников»
Повышение уровня певческого развития школьников.
Мы живем в России, а пение здесь всегда было распространено. Музыкальный деятель хорового искусства Г.А.Струве отметил: «Все обряды: рождение, венчание, погребение – сопровождались пением. На всех праздниках народ пел. Пели, работая, пели, отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот, кто «работать мог и петь». В каждой приходской школе, гимназии, институте, в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Пел весь народ, от мала до велика. Хоровое пение имеет крепкие корни и традиции.
Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство. В советский период развития нашего общества в образовательных школах происходило приобщение учащихся к музыкальному искусству в основном посредством хорового пения, как на уроках музыки, так и на занятиях.
В настоящее время вопросам вокально-хорового воспитания уделяется большое внимание. И это не случайно. Ведь хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Но, несмотря на это, результаты моих наблюдений за выступлениями и процессом обучения пению, показывают, что уровень певческого развития школьников во многом оставляет желать лучшего.
В особенности это касается качества звучания голосов и дикции. Одна из причин такого положения дел, на мой взгляд, заключается в использовании недостаточно эффективных методик хорового воспитания, несоответствующих возрастным особенностям школьников и не отвечающих основным требованиям, которые предъявляются к организации процесса обучения, таким, как преемственность, последовательность, систематичность.
Главной целью своей работы я считаю - повышение уровня певческого развития школьников.
В своей работе я опираюсь на труды известных ученых, которые разрабатывали различные вопросы, связанные с детским хоровым пением: Ю. Б. Алиева, Д. Е. Огороднова (развитие музыкальных способностей в процессе обучения), В. А. Багадурова, Е.М. Малининой, В. В. Емельянова (воспитание и охрана детского голоса), Г. П. Стуловой, Л. А. Венгрус (формирование певческих навыков).
Система повышения уровня певческого развития школьников на уроках и во внеклассной деятельности может быть представлена в виде модели:
Певческое развитие школьников
Деятельность учителя, направленная на повышение уровня певческого развития школьников, проходит поэтапно.
Первый этап – диагностический. Цель: выявление потенциальных музыкальных способностей учащихся. Когда дети приходят в сентябре на первый урок, определяется уровень их музыкальных способностей. Проводится диагностика и результат фиксируется в таблице. Проверяется:
-ладовый компонент мелодического слуха (соотношение двух предлагаемых звуков по высоте);
-слуховой компонент мелодического слуха (направление мелодии).
Проверка ритмического слуха проводится в форме игры «Эхо». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за учителем. Изначально предлагаю простейший, элементарный ритм, затем задание усложняется. В дальнейшем на уроках продолжается активизация ритмического чувства в музыкально – ритмических движениях. В работе использую методы, предложенные Л.Г. Дмитриевым и Н. М. Червоиваненко. Благодаря данным приемам, у учащихся развивается чувство ритма, и они не устают, потому что обучение проходит в форме игры.
С первых уроков необходимо знакомить учащихся с дирижерским жестом. Необходимо формировать певческую установку. Человек хорошо сидит или стоит, значит, хорошо поет. Комплекс обязательных требований: сидеть и стоять подтянуто, не напряженно, руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открывается свободно. Желательна вертикальная форма рта, т.к. она помогает «округлению» звука, его красоте.
Эти требования способствуют формированию певческой установки, правильному звукообразованию.
Следующий этап – деятельностный. Работа над вокально-хоровыми навыками (дыханием, звукообразованием, дикцией).
Огромную роль в развитии вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков необходимо приучать учащихся брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых упражнений: дунуть на одуванчик, вдохнуть аромат цветов, надуть шарик и т. д.
Тремя составляющими дыхания являются активный вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. В своей работе использую дыхательную методику А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. Рекомендуется выполнять упражнения в течение 5-6 минут.
С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звучания, а также является необходимым условием чистоты интонации.
Дыхание при пении можно брать по фразам. Если фразы превышают физические возможности певческого голоса, необходимо применять цепное дыхание:
-не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
-не делать дыхание на стыке музыкальных фраз; брать дыхание незаметно и быстро;
-вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой, интонационно точно;
-чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Звукообразование неразрывно связано с певческим дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения – правильный красивый певческий звук. Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых складок. Атака звука – начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении применяется мягкая и твердая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Для достижения этой цели применяю русские народные попевки. Первое требование – воспитание напевного протяжного звука. Следует объяснять детям, что петь - значит тянуть звук. Для того, чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять все гласные звуки.
Важным методом воспитания правильного звукообразования является показ голосом самим учителем, а также лучшими учащимися, демонстрирующими правильное звучание.
На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Дикция – это ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет очень большую роль. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждого гласного и согласного звука в отдельности, а также слов и фраз в целом.
Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу устранить путем мягкого опускания челюсти при спокойствии лицевых мышц.
Характерным недостатком дикции детей обычно бывает вялость артикуляции (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот). Иногда наблюдается и другой недостаток – утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности.
Необходимо помнить и довести до сведения учащихся следующие важные правила: согласные, которыми заканчивается слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову, например: «На-шне-бо-льшо-йго-ро-док».
Использую упражнения В. Емельянова в начале распевания, а некоторые из них между произведениями, чтобы расслабить голосовые складки. Путем регулярного исполнения системы упражнений, расположенных в порядке усложнения технических и исполнительских заданий, учащиеся достигают поразительных результатов.
От степени развития музыкального слуха и ритма зависит успех вокально-хоровой работы в целом. Воспитание и развитие чувства ритма – серьезная и ответственная задача в работе с детьми. Задача учителя – вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. Юный певец должен всем своим телом почувствовать ритмическую сферу. В этом ему помогут простые народные песенки и детские игры. Учащиеся должны научиться двигаться в такт песни, передавать ее ритмический рисунок хлопками, шагами и т.д. Особенно хорошо в этом плане воспользоваться песнями с ярким драматическим содержанием и играми, сопровождаемыми простейшими мелодиями речитативного характера, например, «Дон-дон», «Сорока», «Зайка», «Лиса» и др. Игра и упражнения помогают достижению ритмической устойчивости.
В классе должна вестись серьезная и кропотливая работа над подлинно художественным ансамблем. Именно в ансамблевом пении проявляется главная черта хорового исполнения – его коллективный характер. При этом индивидуальность подчинена общим задачам. Умение подчинить свою индивидуальность требованиям коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Именно такой ансамбль подразумевает единство многих составляющих его элементов, т.е. ансамбль интонационный, ритмический, тембровый, дикционный. Для достижения высокохудожественного ансамбля необходимо совершенствовать каждый частный вид ансамбля в отдельности. Важно воспитывать в детях навык контроля за собственным пением и пением товарищей. Полезно использовать пение с закрытым ртом (хористы хорошо слышат себя и хор в целом).
Хоровой строй – это степень выравненности звучания хора по отношению к интонации. Различают строй мелодический и гармонический. Серьезное влияние на строй оказывает и вокальное мастерство певцов, и творческая атмосфера в коллективе, а также акустика помещения.
Выработка у учащихся вокально-хоровых навыков происходит в определенном порядке и последовательности с постепенным усложнением заданий.
На первоначальном этапе занятий вокально-хоровые навыки воспитываются в их элементарном виде, в процессе же дальнейшей работы певческие навыки постепенно углубляются, развиваются, совершенствуются.
Степень сформированности вокально-хоровых навыков можно ощутить в работе над песней.
Вокальная работа над песней является продолжением работы по формированию вокально-хоровых навыков и общей музыкальности. Для понимания значения вокального воспитания, песню не разучивай, а вокально озвучивай, формируй при этом, прежде всего, голос и вокальные навыки. Песня лишь материал для этой работы.
На данном этапе работы считаю целесообразным применение информационно – компьютерных технологий. Считаю, что их применение создает у детей положительную мотивацию, повышает эффективность усвоения материала, а также повышает результативность. Широко использую область караоке. Для этой области характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций. Но караоке – это не только музыка, приспособленная для пения «под минус», но и аппаратура с возможностью выноса движущегося текста песен на экран.
Существуют программы, которые обладают широкими возможностями, обогащающими процесс исполнения: возможность оценки интонирования в баллах, запись вокала, улучшенный звук, курс сольфеджио и т.д. Используя персональный компьютер для пения караоке, можно легко записывать исполнение песен детьми и, прослушав его, оценить пение со стороны, записать результат на компакт-диск.
Используя ресурсы сети Интернет, увеличиваю и обновляю песенный репертуар в работе с учащимися. Именно видеоряд позволяет значительно расширить репертуар с исключением из процесса пения таких скучных моментов, как запись слов песен в тетрадях и их заучивание. Вспомогательная мелодия, исполняемая каким-либо инструментом, помогает упростить пение и активировать процесс включения учащихся в вокально-исполнительскую деятельность. Разнообразная аранжировка фонограмм песен, современные технические устройства выступают в качестве катализатора мотиваций детей к пению. Наличие готового сопровождения к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений, более интенсивному формированию музыкальных вкусов учащихся и их исполнительских способностей.
Освоение новых информационно – компьютерных технологий и применение их в учебном процессе создает у детей положительную мотивацию к учению, повышает результативность. Применяя ИКТ на занятиях музыкой, нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.
Работа над вокально-хоровыми навыками – процесс достаточно сложный, требующий постоянного тренажа и времени. В системе школьных уроков ( 1 раз в неделю) этот процесс затягивается на годы. Если говорить о формировании вокальных навыков, то в данных условиях можно добиться определенных результатов. А если иметь в виду формирование и развитие хоровых навыков (строй, ансамбль), то в данных условиях достижение достаточно высоких результатов практически невозможно. Поэтому я продолжаю работу по формированию и развитию вокально-хоровых навыков во внеурочное время в рамках дополнительного образования. Мною созданы вокальные ансамбли разных возрастных категорий с целью повышения уровня певческого развития учащихся и привлечения их к активной концертной деятельности:
-вокальный ансамбль «Сюрприз» (7-9 кл)
-вокальный ансамбль «Музыкальная капель» (4-6 кл.)
-вокальный ансамбль «Веселые нотки» (1-3 кл.)
Работа с ансамблями подразумевает оптимальное певческое развитие каждого участника группы в зависимости от его музыкальных способностей, обучение его пению в группе, формирование его певческой культуры. Прочное овладение певческими умениями и навыками достигается путем систематических упражнений, причем залогом успешного результата работы является их обоснованное применение в процессе занятий. Выработка певческих навыков происходит в определенной последовательности.
С первых шагов ведется работа над одноголосным и двухголосным пением. Это способствует развитию ансамблевого слуха, умение слышать в ансамбле свою партию, подстраиваться к пению других.
Занятия вокальной группы учат: петь свободно, легко, мягко, не форсируя звука; правильному дыханию, звукообразованию, артикуляции при соблюдении певческой установки; уравновешивать звучание своего голоса по силе с голосами других певцов; умению анализировать характер звучания голоса, своего и товарищей; знать возможности своего голоса. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности, новые педагогические технологии, дидактический материал, элементы театрализации. Ярким моментом в работе с ансамблями является сотрудничество с такими специалистами, как хореограф, звукорежиссер.
Показателями успешной работы с ансамблями стали активное участие в проведении школьных и городских мероприятий, высокая результативность в международных, всероссийских, городских и областных конкурсах вокального мастерства, получение звания «Образцовый ансамбль», интерес, увлеченность, стабильность основного состава.
Леонтьева Марина Ивановна,
учитель музыки МАОУСОШ №7 г.Боровичи