Выступление «Приобщение младших дошкольников к ЗОЖ посредством культурно-гигиенических навыков»
«Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни посредством культурно – гигиенических навыков».
В современных условиях весьма важны навыки, позволяющие человеку в быту и на производстве предохранять свой организм от неблагоприятного воздействия внешней среды, а также знания, позволяющие сохранить не только своё здоровье, но и здоровье окружающих людей. Наиболее важным периодом для формирования достаточно прочных и полных по объёму навыков здорового образа жизни является младший дошкольный возраст.
Группы навыков культуры быта, доступные младшим дошкольникам:
- гигиенические навыки ухода за кожей (мытьё рук, умывание, уход за волосами, а также умение обслуживать себя после посещения туалета);
- гигиенические навыки ухода за полостью рта (полоскание рта и чистка зубов);
- гигиена органов дыхания.
В результате обследования группы дошкольников в возрасте трёх лет была получена достоверная информация о наличии у них тех или иных навыков и выделены три степени их сформированности для последующей оценки.
Первая степень – навык сформирован полностью (у ребёнка присутствует в полном объёме мотивация, алгоритм действия, самостоятельное, без контроля и помощи со стороны взрослых, выполнение). Вторая степень – навык сформирован частично (у ребёнка присутствует мотивация, но алгоритм действия сформирован частично, необходимо напоминание со стороны взрослого). Третья степень – навык отсутствует (у ребёнка не сформированы ни мотивация, ни алгоритм действия, ни самостоятельность выполнения процедуры). Анализ результатов первичного обследования показал, что наиболее сформирован у большинства детей навык мытья рук, и наименее- навык гигиены туалета, причём различие весьма значительно. Подобная ситуация, возможно, отражает видимую значимость гигиены рук для взрослых, обслуживающих ребёнка, и недооценку ими гигиены тела в целом.
Пытаясь решить проблему приобщения детей к здоровому образу жизни, мы стремились к тому, чтобы они поняли необходимость выполнения той или иной процедуры. Для пробуждения интереса детей к бытовым процедурам воспользовались сказкой про злого волшебника Микроба и доброе Мыло. В сказке ярко, в эмоциональной форме рассказывается о том, где живут микробы, чем могут навредить человеку, как с ними надо бороться при помощи мыла и воды.
Для большей наглядности в группу принесли миероскоп. Мы убедились: именно эмоциональный фон при формировании гигиенических навыков даёт наилучший результат. Обучение технике мытья рук (как, впрочем, и другим навыкам) проводили непосредственно в ходе умывания.
Как показала практика, организация обучения по три человека – наиболее оптимальный вариант. В этом случае легче создать игровую ситуацию, разыграть несложный сюжет, постоянно поддерживая интерес и внимание детей. При непосредственном мытье рук функция педагога заключается в напоминании последовательности действий, что продиктовано спецификой восприятия детей этого возраста. Технику выполнения этой процедуры дети осваивают через семь дней.
При обучении детей умыванию наиболее сложным оказалась обработка глаз. Учитывая это, мы предварительно выделили те движения, которые помогали освоить эту процедуру. Во время зарядки, после дневного сна, разучивали упражнение «Котик умывается» (движение ладонью от наружного края глаза к внутреннему, к носу, сначала одной рукой, затем другой). В результате дети знали, что при помощи этого упражнения они учатся умываться.
Следующий этап обучения – запоминание последовательности действий при умывании лица. Как при формировании навыка мытья рук, здесь можно использовать игру занятие по группам с тремя детьми. Это легко организовать после дневного сна. Этот навык формируется у детей быстрее и легче, чем остальные. Дети умываются охотно и правильно. Положительный результат достигается за пять дней обучения.
Наиболее эмоционально дети отнеслись к формированию такого навыка, как гигиена полости рта. Прежде всего, надо было разъяснить детям, что же такое красивые зубы и как их сохранить здоровыми. Как это сделать – зависит от фантазии воспитателя. Главное, чтобы рассказ был доступен детскому восприятию, эмоционален, красочен и содержателен.
Один из этапов формирования навыка гигиены полости рта – овладение техникой полоскания. Чаще всего дети просто набирали воду в рот и выплёвывали её, не совершая никаких действий. Поэтому мы придумали игру-упражнение «Щёчки», в которую малыши играли, катая во рту воображаемый мячик из воздуха, имитируя движение глотка воды. Контроль за выполнением самой процедуры проводится в ходе наблюдения за изменением мимики лица. В среднем длительность формирования навыка составляет восемь дней. Чтобы поддерживать интерес детей к гигиене полости рта, мы предложили им игру «Зубной врач», причём «врач» был не только «полечить» больные зубы, но и дать рекомендации «пациенту» по профилактике и уходу за ними. Дети с удовольствием и достаточно «профессионально» советовали друг другу чистить зубы, полоскать рот, есть яблоки и морковку.
Для формирования умения пользоваться зубной щёткой мы использовали макет мыльницы в виде «морды» бегемота, дети учились «чистить бегемотику зубки». Следует отметить, что овладение процессом чистки зубов – достаточно кропотливая работа, как для педагога и родителя, так и для ребёнка. Крайне важно начинать обучение с раннего возраста и убеждать в этом родителей (к сожалению, к шести годам почти 90% детей имеют кариес).
Формировании навыка гигиены органов дыхания на первых порах можно ограничиться умением пользоваться носовым платком. Самое трудное научить ребёнка использовать носовой платок (точнее, вспомнить о нём в нужный момент. Эта работа велась сугубо индивидуально и никаких трудностей не вызвала.
В формировании навыков ухода за волосами мы считаем наиболее важным два момента: привить ребёнку элементарное понятие о том, что расчёска – вещь сугубо индивидуальная; научить ребёнка причёсываться самостоятельно (если позволяет длина волос) или обращаться за помощью к взрослому. При обучении можно использовать достаточно образные реплики – объяснения типа: «Ни в коем случае не давай никому свою расчёску и сам не бери чужую. Волосы терпеть не могут чужих расчёсок». Детям необходимо напоминать о том, что нужно причёсываться до и после сна, после возвращения с прогулки, после переодевания и по мере необходимости. Причём делать это нужно обязательно чистыми руками. Расчёски следует хранить в индивидуальном кармашке или полочке, за три недели регулярной работы дети хорошо усваивают понятие «индивидуальная расчёска». Освоение техники ухода за волосами требует более длительного времени.
При формировании навыка гигиены туалета работа с детьми проводится индивидуально. Ребёнку объясняются последовательность действий, а также причины необходимости данной процедуры. (« На теле остаются микробы, их нужно прогнать, иначе тело может обидеться, ему будет больно», или «Нельзя пачкать бельё, мама старалась, стирала трусики и очень расстроится, если они будут грязными»). Дети к данному действию не проявляют никакого негативизма, наоборот, навык осваивается быстро, что объясняется физиологической доступностью данной процедуры.
Таким образом, проведённая работа показала, что дети младшего возраста приобщаются к здоровому образу жизни достаточно быстро, причем здесь не требуется каких-либо материальных затрат, необходима лишь настойчивость и доброжелательность воспитателей и родителей.