Выступление «Приобщение дошкольников к экологической культуре»
муниципального дошкольного образовательного казённого учреждения
Центра развития ребёнка – детского сада «Солнышко»
пгт. Стрижи Оричевского района Кировской области
«Приобщение дошкольников к экологической культуре
через воспитание интереса и бережного отношения
к живой природе»
Воспитатель- Пермякова Л.В.
Тьютор: Панагушина Е.А.
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Уважение к жизни, к природе – вот принцип экологической этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
И наша цель, цель педагога - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
Экологическая подготовка, конечно же, должна начинаться с детского сада.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно относиться к окружающему миру.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагают, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
Поэтому мы стараемся использовать в своей работе разнообразные методы и приёмы.:
Чтобы создать эффективную систему экологического образования в нашем детском саду, основанную на интегрированном подходе, мы стараемся реализовывать образовательный процесс через разные виды деятельности ребёнка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.
Основная общеобразовательная программа нашего детского сада составлена на основе комплексной программы Радуга, в которой указывается : «Отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. И если мы хотим вырастить человека-созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребёнок понесёт это отношение через всю свою жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на эти отношения».
В дошкольном детстве у ребёнка закладывается, прежде всего отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе
По экологическому воспитанию дошкольников наряду с проведением НОД организованны выставки .
Организовала и оформила выставку, а также приняла в ней активное участие. Были представлены работы по разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, ручному труду, а также сочинение стишков и интересных названий к своим работам.
Дана возможность детям, родителям, сотрудникам детского сада проявить своё творчество, получить радость и удовлетворение от совместной деятельности.
Выставка дала возможность ещё раз познакомиться, закрепить и расширить знания о диких и домашних животных и птицах Кировской области . Все участники получили грамоты
Работой по экологическому воспитанию проводится с родителями детей.
Со всеми результатами мероприятий , выставок, кружков родители знакомятся на информационных стендах.
( Приложение №1)
Приложение №1
Информация для родителей по экологическое воспитанию дошкольников
Выставка детских работ «Животный мир нашего края»
Стенд «Экологическое воспитание дома»
Стенд «Наблюдения в природе»
Выставка «Огородные чудеса»
Выставка « Природа и фантазия»
Выставка «Цветочная фантазия»
Выпуск газеты д/с «Солнышко»
Работа кружка
«Удивительный мир цветов» (техника оригами)
Выставка «Удивительный мир животных»
Мастер-класс «Гиацинты»
Игра «В стране здоровяков»
в гостях у детей «вредный Микроб»
Музыкальная игра «Развеселим тучку»
«Тучка-плакучая»
«Витаминная корзинка» «Веснянка»
Лыжный марафон «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Кукольный театр «Сказки старичка Лесовика»
Фестиваль детского творчества «Веснушки »