Приобщение обучающихся начальных классов к народной культуре (на материале обрядовых песен)
Приобщение обучающихся начальных классов к народной культуре
(на материале обрядовых песен)
Издревле народная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности.
До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной культуры.
Одним из средств традиционной культуры воспитания являются народные традиции, обычаи и обряды – главные элементы социального и культурного наследия, через которые передаются от поколения к поколению ценности духовные.
Народные традиции – исторически сложившиеся устойчивые общественные отношения. Представляя собой формы, элементы социальной и культурной жизни, происхождение которых восходит к прошлому, они влияют на те или иные общественные установки, ценности, обычаи и нормы поведения. Традиции сопровождают обряды. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. В обрядах воплощаются религиозные представления или бытовые традиции.
Народные традиции и обряды находят свое отражение в творчестве, которое составляет богатое этико-культурное наследие этносов. Народное творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Педагогическая наука отвела ему почетное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей.
Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода; песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно-песенная лирика, песни, сопровождавшие разные обряды – свадьбы, похороны, праздники (встречу Нового года, закликание весны, купальское возжигание костров, сбор урожая и другие).
Как помочь воспитанию национальной памяти у наших детей, формированию у них внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому? Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времен жил с высокой правдой и красотой в душе.
Устное народное творчество или фольклор объединяет в себе самые разные жанры: сказки, пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, песни, загадки, и, конечно же, обрядовые песни. Их роднит многое и прежде всего автор – народ, передача из уст в уста, от одного поколения другому. Все произведения народного творчества имеют ярко выраженный дидактизм. И в то же время все они оригинальны и своеобразны.
Приобщать школьников к обрядовым песням – вовлекать их в деятельность по их изучению, формировать подлинный интерес к культуре народа, создателю фольклора.
В настоящее время утверждается этнокультуроведческий подход в обучении школьников родному языку. Трудно переоценить возможность изучения и толкования фольклорных произведений в приобщении школьников к национальной культуре, формировании национального самосознания. Одним из фольклорных жанров, способствующих воспитанию интереса к народной культуре, являются обрядовые песни, знакомство с которыми лишь эпизодически происходит в начальной школе. Остро стоит вопрос о необходимости включения в учебно-воспитательный процесс этнокультуроведческого компонента, а народная песня – это часть, составляющая народной культуры. С народными песнями ученики соприкасаются на уроках музыки, а с текстами песен ученики могут знакомиться на уроках родного языка.
Язык песен – образен, мелодичен, выразителен, содержание песен представляет интерес в плане развития кругозора учащихся, знакомства с народными традициями, обычаями.
В методической науке недостаточно разработана проблема использования народных песен в процессе обучения родному языку. Народные песни (а в их число входят и обрядовые) – подлинное богатство русского народа, а опыта использования песен именно на уроках родного языка почти нет.
Обрядовые песни могут быть эффективным средством приобщения школьников к народной культуре, если:
более широко использовать их в образовательном процессе;
с обрядовыми песнями учащиеся будут знакомиться не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Недаром сейчас так остро встает проблема возрождения русских праздников, традиций, обрядов русской культуры. Исследования показывают, что подрастающее поколение мало знакомо с русским народным бытом не потому, что детям это вовсе не интересно. Напротив, их очень увлекает этот удивительный мир древности, полный тайн и загадок.
В настоящее время утверждается этнокультуроведческий подход к изучению родного языка, предполагающий знакомство с реалиями русской культуры. Важнейшей составляющей народной культуры являются обрядовые песни.
Обрядовые песни – это жанр устного народного творчества, представляющие интерес и с точки зрения постижения нравственного опыта поколений, и с точки зрения эстетического восприятия, и с точки зрения языкового богатства. Обрядовые песни отличаются композиционными особенностями, широким употреблением метафор, сравнений, эпитетов и других образных средств.
В программах и учебниках для начальной школы обращается самое пристальное внимание на ознакомление учащихся с устным народным творчеством, но обрядовые песни почти не изучаются.
Накоплен определенный педагогический опыт приобщения учащихся к устному народному творчеству, но практических рекомендаций по изучению обрядовых песен почти нет.
Необходимо знакомить школьников с народными традициями, в основе которых лежит гуманизм нашего народа, чтобы дети открыли для себя в фольклорном материале новое и полезное, как в образной (языковой) стороне обрядовой песни, так и в ее содержании.
Во многих школах России педагоги с интересом работают над воскрешение забытой народной истории. Уже заметны результаты. Это видно из опыта учителей и воспитателей, работающих над этой проблемой. Там, где в жизнь ребят входят русские праздники, традиции, возникает атмосфера умиротворения, пробуждаются такие возвышенные чувства, как душевность, духовность, взаимопонимание, любовь. Хорошо укрепляет традиции отношения в коллективе.
Уроки русского языка и чтения, интегрированные уроки, построенные на материале обрядовой песни, способствуют лучшему усвоению знаний, развитию речи учащихся, воспитывают интерес к народной культуре.
Работа по приобщению учащихся к устному народному творчеству должна вестись систематически и целенаправленно, на уроках русского языка, чтения, интегрированных уроках, внеклассных мероприятий. Только при поддержке родителей возможна такая работа.
Обрядовая песня представляет собой интересный дидактический материал, на котором возможно изучение различных грамматических тем, ознакомление с языком песен, образными средствами.
При умелой и налаженной работе возможно приобщение детей к устному народному творчеству – подлинному феномену нашей культуры.
Библиографический список
Абрамович Г. Н. Введение в литературоведение: учебник для филологических факультетов вузов / Г. Н. Абрамович. – М.: Просвещение, 1990. - 324 с.
Воспитание на традициях народной педагогики: учебное пособие для вузов // Сост. Т. Н. Кузнецова, И. К. Свищева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1995. - 265 с.
Зуева Т. В. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – М.: «Флинта», Изд-во «Наука», 2009. – 254 с.
Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы: программы / Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2021. – 386 с.
Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания: учебное пособие / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1979. - 235 с.
Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие // Под ред. А. М. Новиковой. – М.: Высшая школа, 1987. - 214 с.
Свиридова А. И. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников / А. И. Свиридова // Начальная школа, № 12. - 1999. - С. 16-19.
Сочинение и возрождение фольклорных традиций: учебное пособие / Под ред. А. А. Банина. – М.: Сфера, 1998. - 241 с.
Суханов В. В. Традиции и обряды русского народа: монография / В. В. Суханов – М.: Наука, 1999. – 157 с.
Яковлева Т. В. Этнокультуроведческое образование младших школьников в процессе изучения русского языка: учебно-методическое пособие / Т. В. Яковлева, В. В. Демичева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – 125 с.