12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерасова Наталья Сергеевна56

Конспект урока на тему:

«Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни»

 

Цели урока:

Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в жизни человека.  

Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.

Способствовать восприятию богатства русской обрядовой поэзии через прослушивание народных песен.

Воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (для показа презентации и МЭШ), «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин)

 

Ход урока

 

1. Приветствие.

 

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним с вами, что такое устное народное творчество?

Примерные ответы обучающихся:

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, который не записывает свои сочинения, а передает из уст в уста из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

 

3. Изучение новой темы.

Рассказ учителя.

Русский фольклор – это творчество народа. В нем - мировоззрение тысяч людей, которые когда-то населяли территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине, своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками. Наследие нашего народа многогранно и разнопланово. 

Тексты устного народного творчества поются или рассказываются, могут быть связаны с обрядами или, напротив, совершенно от них независимы. 

 

Вопрос к обучающимся:

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

(песни, пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.)

 

Выполнение тестового задания "Жанры устного народного творчества" в МЭШ (каждый обучающийся выполняет на своем планшете)

(https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/4610927).

 

Рассказ учителя.

Русский фольклор бывает обрядовым и необрядовым.

Необрядовый фольклор можно разделить на четыре группы.

1.Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни) и прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы).

2.Необрядовая лирика. Лирические песни – народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. 

3.Народная драма - это обрядовые и необрядовые театральные игрища, кукольный театр (Петрушка, вертеп), раёшные комедии и собственно драма («Лодка», «Царь Максимилиан»).

4.Малые фольклорный жанры представляют собой небольшие по объёму фольклорные произведения (детский фольклор, пословицы и поговорки, загадки, частушки).

Вопрос к обучающимся:

- Какой фольклор относится к необрядовому? Перечислите жанры необрядового фольклора.

 

Рассказ учителя.

Теперь поговорим об обрядовом фольклоре.

 Обрядовый фольклор делится на: 

- календарно-обрядовый фольклор,

- семейно-бытовой фольклор (поэзия).

Вопрос к обучающимся:

-Что такое обряд?

(примерный ответ обучающихся)

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

- Как вы думаете, что может относится к обрядовому фольклору?

(примерный ответ обучающихся)

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.

 

Рассказ учителя.

Календарно-обрядовый фольклор – фольклор обрядов календарного цикла.

Календарно-обрядовая поэзия – это произведения фольклора, сопровождавшие календарные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Вопрос к обучающимся:

-Ребята, как вы думаете, какие циклы календарно-обрядовой поэзии можно выделить? С чем они связаны?

(Ответы обучающихся)

Выделяют следующие циклы календарно-обрядовой поэзии:

- поэзию зимнего цикла (подблюдные песни, колядки),

- поэзию весеннего цикла (песни на Масленицу, веснянки),

- поэзию летнего цикла (песни на Троицу, Ивана Купалу), 

- поэзию осеннего цикла.


К обрядовому фольклору относится и семейно-бытовая поэзия.

- Как вы думаете, с чем она связана?

Семейно-бытовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека - рождение ребенка, взросление, создание семьи, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений.

 

Работа в группах.

-Давайте разделимся на две группы и выполним следующие задания.

1 группа.

Ознакомиться со статьей в учебнике и ответить на вопрос:

- Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись? Расскажите об этом празднике.

2 группа.

Ознакомиться со статьей в учебнике и ответить на вопрос:

-Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Почему?

Ответы обучающихся.

 

Аудио задание.

Прослушайте обрядовые песни и определите, к какому событию каждая из них относится.

(Фонохрестоматия https://catalog.prosv.ru/item/4509).

-В чем особенность каждой из них?

- С каким настроением исполняется?

 

Видео задание.

- Посмотрите отрывок из мультфильма и определите, какой обряд в нем исполняется? Как вы догадались, каковы особенности этого обряда,? (просмотр в МЭШ или на youtube.com отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством", обряд колядования)

(https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/4663694).

 

Блиц-опрос.

1. Словесное поэтическое творчество народа (устное народное творчество народа (фольклор)).

2. Песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью (обрядовые песни).

3. Песни, которые получили название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем (календарно-обрядовые песни).

4. Песни, в которых славились хозяева дома, содержались пожелания изобилия, богатого урожая (колядки).

5. Песни, которые сопровождали обряды, связанные со встречей весны (веснянки).

6. Символом каких песен являлась березка (троицкие).

 

Подведение итогов.

Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ об услышанных вами ранее обрядовых песнях, где это было, похожи ли они на те, которые вы сегодня прослушали на уроке?

2. Изучить материалы учебника с.6-12, ответить на вопросы.


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 03.09.20 в 23:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллега,за конспект урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.