"Природа и творчество"
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Принята методическим советом протокол № _ от «__» ______ 2024 г.
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора № __ от «__» _______ 2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Природа и творчество»
Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 года (75 часа)
по уровню сложности: базовая
Автор-составитель:
Приходкина Ольга Алексеевна.
Должность:
педагог дополнительного образования.
Калуга, 2024
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | «Природа и творчество». |
Автор-составитель программы, должность | Приходкина Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования |
Адрес реализации программы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги, НСП МЭШДОМ г. Калуга, ул. Врубовая, дом 10, Врубовая, дом 8, тел. 8 (4842) 515-079 |
Вид программы | по степени авторства – модифицированная; по уровню освоения – базовая. |
Направленность | Естественнонаучная |
Срок реализации программы | 1 год |
Возраст детей | 7-10 лет |
Название объединения | Студия интеллектуально-творческого развития «Эрудит». |
Краткая аннотация | Программа развивает у детей творческие способности через работу с природными материалами и бумагой. В процессе работы дети знакомятся со свойствами материалов, техникой работы с ними. Расширяют свои знания о явлениях природы и природных объектах. |
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1. Пояснительная запискаВ.А. Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Программа «Природа и творчество» расширяет знания детей по экологии, природоведения. Знакомит с одним из видов декоративно-прикладного искусства – Фитодизайн. Историей возникновения древнейшего вида искусства - Оригами.
Во время работы с природным материалом дети знакомятся с правилами составлением композиции, условиями необходимыми для сбора и хранения материала, с техникой безопасности. Творческая работа с природным материалом, учит видеть неповторимую красоту окружающего мира. Знакомит с законами природы, взаимосвязи явлений природы и окружающего мира.
Большое внимание уделяется развитию умения работы с бумагой. Дети складывают из бумаги цветы, фигурки птиц и животных. Обобщаются знания о свойствах бумаги, простейших геометрических формах. Дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.
Изготовление различных поделок с использованием смешанных техник. Таких как объёмная аппликация, мозаика из бумаги и семян растений, аппликация из листьев и цветов. Поделок из разных материалов имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Направленность программы: естественнонаучная.
Вид программы:
по степени авторства – модифицированная;
по уровню освоения – базовая.
Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации - русский.
Перечень нормативных документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»).
Локальные акты учреждения: Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр Развития Творчества Детей и Юношества «Созвездие» города Калуги
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.
Отличительная особенность и новизна данной программы: через наблюдения природных явлений и объектов природы ребенок развивает свои творческие способности, обогащает свои знания и формирует основы экологической культуры.
Отличительные особенности программы:
Вариативность программы (взаимозаменяемость разделов).
Комплексность – освоение одновременно нескольких видов деятельности.
Возможность самоутвердиться в том виде творчества, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Формирование познавательных интересов и потребностей через многообразие и доступность материалов.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается не только в том, что занятия позволят полезно занять свободное время учащихся, но и помогут пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, через творчество в работе с природными и другими материалами.
Адресат программы
Программа «Природа и творчество» рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.
7-8 лет - один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции — позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным.
9-10 лет - Дети в этом возрасте отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.
Если подросток занят только учебой, не имеет серьезных обязанностей, находится под постоянной опекой родителей и общества – это тормозит его взросление. Поэтому необходимо: увеличивать, разнообразить информацию, получаемую подростком, способствовать самостоятельности детей и их общению с товарищами – это ускоряет взросление.
Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогает снять отрицательные эмоции воспитанника, которому он подвергается в этом периоде развития. Конкурсы и выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дает подростку стимул к поиску новой информации. Он ходит на выставки, в музеи, посещает библиотеку. Так формируется мотивация и большой интерес к предмету «Природа и творчество», а также самоутверждение воспитанника.
Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций эскизов к ним. В ней так же присутствуют элементы учебного исследования при заготовке природного материала.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися, с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Состав группы: постоянный, особенности набора: свободный.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися.
Объем программы: 75 часа.
Сроки освоения программы: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
Формы обучения: очная, очная с применением ЭО и ДОТ, заочная с применением ЭО и ДОТ, дистанционно. Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов».
Форма организации образовательной деятельности: групповая.
Методы обучения; словесные, наглядные, практические, проектные.
Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование целостного представления об окружающем мире у детей.
Задачи программы:
Обучающие:
систематизация знаний и расширение представления детей о предметах и явлениях общественной жизни, природы;
обучение детей навыкам работы с природными материалами;
обучить умению ориентироваться в системе обозначений.
Развивающие:
развитие интеллекта, кругозора, воображения;
развитие творческого мышления;
развитие устойчивой познавательной активности ребенка.
Воспитательные:
обучить умению организовать свое рабочее место без помощи педагога;
развить умение самостоятельно выполнять задания, планировать время;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с педагогом;
развитие аккуратности, ответственности и самостоятельности ребенка;
формирование бережного отношения к природным богатствам Родины, ее культуре и традициям.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | беседа | |
1. | Листопад. | 24 | 8 | 16 | |
1.1 | Времена года | 2 | 2 | - | беседа |
1.2 | Растения - враги или друзья? | 2 | 2 | - | беседа |
1.3 | Заготовка листьев | 3 | 1 | 2 | беседа,опыты |
1.4 | Лист клена | 1 | - | 1 | поделка |
1.5 | Рыбки плавают в пруду | 1 | - | 1 | поделка |
1.6 | Астры | 1 | - | 1 | поделка |
1.7 | Совушка сова - большая голова | 1 | - | 1 | поделка |
1.8 | Ёжик в осеннем лесу | 1 | - | 1 | поделка |
1.9 | Хитрый лис | 1 | - | 1 | поделка |
1.10 | Лесной эльф | 1 | - | 1 | поделка |
1.11 | Осенний парк | 1 | - | 1 | проект |
1.12 | В виноград в вазе | 1 | - | 1 | поделка |
1.13 | Натюрморт с фруктами | 2 | 1 | 1 | проект |
1.14 | Чьи детки? | 6 | 2 | 4 | дидакт.игра |
2. | Бумажная академия | 11 | 3 | 8 | |
2.1 | Свойства бумаги | 2 | 1 | 1 | беседа, опыты |
2.2 | История возникновения оригами | 4 | 2 | 2 | беседа, проект |
2.3 | Цинии | 1 | - | 1 | поделка |
2.4 | Ветка рябины | 1 | - | 1 | поделка |
2.5 | Улитка | 1 | - | 1 | поделка |
2.6 | Лисенок | 1 | - | 1 | поделка |
2.7 | Первый снег | 1 | - | 1 | поделка |
3. | Творческая мастерская | 38 | 9 | 29 | |
3.1 | Традиции народов мира | 4 | 2 | 2 | беседа, проект |
3.2 | Зимний город | 2 | 1 | 1 | дидакт.игра |
3.3 | Снегири на ветках рябины | 1 | - | 1 | поделка |
3.4 | Синички | 1 | - | 1 | поделка |
3.5 | Лиса мышкует | 1 | - | 1 | поделка |
3.6 | Северный олень | 1 | - | 1 | поделка |
3.7 | Веселый снеговик | 1 | - | 1 | проект |
3.8 | Снегопад | 2 | 1 | 1 | дидакт.игра |
3.9 | Морозные узоры на окне | 1 | - | 1 | поделка |
3.10 | Сказочные животные | 3 | 1 | 2 | беседа |
3.11 | Открытка 23 февраля | 1 | - | 1 | поделка |
3.12 | Смелый кот | 1 | - | 1 | поделка |
3.13 | Весеннее солнышко | 1 | - | 1 | поделка |
3.14 | Сюрприз для мамы | 1 | - | 1 | проект |
3.15 | Скворцы прилетели | 1 | - | 1 | поделка |
3.16 | Первоцветы | 4 | 1 | 3 | беседа, поделка |
3.17 | Космическое путешествие | 2 | 1 | 1 | беседа, проект |
3.18 | Обитатели морей и океанов | 4 | 1 | 3 | беседа, проект |
3.19 | Открытка 9 мая | 1 | - | 1 | поделка |
3.20 | Сирень в вазе | 1 | - | 1 | поделка |
3.21 | Насекомые | 3 | 1 | 2 | беседа, поделка |
3.22 | Фантазии на тему лето | 1 | - | 1 | проект |
Итоговая аттестация | 1 | - | 1 | выставка | |
ИТОГО: | 75 | 21 | 54 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1 Листопад (24 часов)
Теория: Расширить знание детей о смене времен года. Особенности жизни растений и животных осенью, зимой, весной и летом. Влияние тепла и влаги на жизнь живой природы. Живая и неживая природа. Признаки явлений природы.
Роль растений в жизни человека. Дать детям базовые знания о флористике. Охрана природы. Правила сбора растений и природного материала. Их засушивание и хранение. Техника безопасности при работе с природным материалом.
Чтение стихов, рассказов о природных объектов. Загадки. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений. Составление композиций по способу аппликации из засушенного растительного материала.
Знакомство с разнообразие овощей и фруктов. Значение их в жизни человека. Ядовитые растения. Строение растения: корень, стебель, листья, цветы. Условия, необходимые для роста и развития растений: свет, тепло, вода, почва.
Загадки, стихи об овощах и фруктах. Что можно сделать из семян растений.
Практика: Экскурсия в парк, сад, сбор осенних листьев и трав. Экологические игры «С какого дерева листок», «1,2,3. Это дерево найди».
Аппликация из засушенных растений.
Предметная аппликация с использованием листьев: «Хитрый лис», «Лесной эльф», «Ёжик в осеннем лесу», «Совушка сова, большая голова».
Сюжетная аппликация: «Рыбки плавают в пруду», «Цветы в вазе».
Изготовление панорамы смены времён года «Лесная опушка» (проектная деятельность).
Поделки из семян: «Украшаем вазу для фруктов», «Медальон».
Рисуем натюрморт восковыми мелками и цветными карандашами: «Виноград в вазе», «Фрукты».
Формы занятий: рассказ, беседа, пешие прогулки, экскурсия, игра, проектная деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность.
Раздел 2. Бумажная академия. ( 11 часов)
Теория: Знакомство со свойствами бумаги. Как на протяжении всей истории человек использовал бумагу. Знакомства с историей возникновения оригами. Знакомство с техникой мозаики, история создания видов мозаики. Знакомство с техникой обрывной аппликации.
Правила поведения на занятиях оригами и аппликации. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы».
Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Конверт».
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания базовых форм. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Практика: Проведение опытов с бумагой. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Складывание силуэтов животных на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Защита проекта. Работа детей с использованием объемной аппликации, рисование восковыми карандашами, цветными карандашами. Выполнение работы в технике мозаики из бумаги
Формы занятий: рассказ, беседа, игра, проектная деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность.
Раздел 3. Творческая мастерская. ( 38 часов)
Теория: Познакомить детей с традициями родного края. Историей возникновения праздников у разных народов: Новый Год, Рождество, карнавалы. Экскурсии в Музей промыслов и народного искусства Калужского края «Дом мастеров».
Познакомить детей с обитателями морей и океанов, с внешним видом и средой обитания. Расширить знание детей о жизни животных средней полосы (осенью, зимой, весной и летом). Познакомить детей с характерными особенностями насекомых, отличиями их от других существ, особенностями передвижения и развития. Расширить представление о многообразии насекомых: бабочки, пчелы, муравьи.
Познакомить детей приемами использованием объемной аппликации, рисование восковыми карандашами, фломастерами в рисунке, поделке..
Практика: Работа детей с использованием объемной аппликации, рисование восковыми карандашами, фломастерами.
Изготовление с детьми символов новогодних праздников (из бумаги – ангела, колокольчика), изготовление новогодней ёлочки, поздравительные открытки «Рождественские звезды», раскрашивание весёлых масок. Подготовка презентации о китах, морских рыбах. Изготовление альбома совместно с родителями «Животные средней полосы».
Формы занятий: рассказ, беседа, игра, проектная деятельность, пешие прогулки, экскурсия, продуктивная деятельность. Конкурс выставка детских работ «Самая, самая Новогодняя ёлочка». Изготовление макета, подготовка презентации, проектная деятельность, консультация, экскурсия.
Итоговое занятие (1 час)
Самостоятельная работа учащихся, викторины. Выставка работ.
1.4. Планируемые результаты
Учащийся должен знать:
- особенности работы с природным материалом;
- базовые формы оригами: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Конверт».
- инструменты, правила работы с ними;
- правила заготовки природного материала;
- методику составления новогодних композиций, аксессуаров к ним;
Учащийся должен уметь:
- работать с инструментами и материалами;
- засушивать растения;
- составлять композиции;
- правильно организовывать рабочее место.
Учащийся должен обладать:
- эстетическим и художественным вкусом;
- умением объективно оценивать свою деятельность;
- умением сравнивать, анализировать полученную информацию.
РАЗДЕЛ № 2
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
Календарный график.
Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены. Календарный учебный график в рабочей программе (Приложение)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия с учащимися проходят в кабинете с хорошим освещением и вентиляцией.
Информационный стенд для учащихся.
Оборудование учебного помещения:
- столы и стулья, для детей младшего и среднего школьного возраста;
- магнитная доска;
- маркеры для доски;
- магниты для доски;
- телевизор;
- компьютер;
- принтер.
Материалы для опытов и исследовательской деятельности:
- пластиковые ёмкости для воды;
- пластиковые стаканчики;
- клей ПВА;
- гуашь;
- акварельные краски;
- кисти;
- наборы цветной бумаги для аппликации;
- набор цветной бумаги для ксерокса;
Учебный комплект на каждого учащегося:
-альбомы;
- клей-карандаш;
- набор цветных карандашей;
-восковые карандаши;
-фломастеры;
- простой карандаш;
- ластик;
- ножницы с закругленными концами;
- клеёнка для работы с клеем (размер 200мм х 150мм).
Информационное обеспечение:
-видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Критерии отбора педагогов:
профессионально-педагогическая компетентность: наличие теоретической и практической подготовки, в соответствии с профилем деятельности; профессионально-педагогической информированности; умение творчески применять имеющиеся знания на практике; программировать свою деятельность; анализировать и развивать свой опыт с учетом современных условий; знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав обучающихся;
духовно-нравственные качества, эрудиция, эмпатия и креативность, способность принимать решение и нести за них ответственность;
ориентированность на принципы гуманизма;
умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности учащегося.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующей обозначениями таблицы пункт 2 . Профессионального стандарта (описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно коды А и В с уровнем квалификации 6.
2.3. Формы аттестации
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы отслеживания результатов
Проведение тематических выставок, изготовление поделок на конкурсы.
текущий контроль: опрос, викторины, участие в дискуссиях;
промежуточный контроль: индивидуальные задания;
итоговый контроль: самостоятельные работы .
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки работ учащихся.
Высокая: работа выполнена аккуратно, нет следов клея, крепко закреплена, качественная окантовка, петли. Работа составлялась по придуманному эскизу, учитывались законы и правила построения композиций, качественно обработан растительный материал.
Средняя: на работе видны не значительные следы клея, есть ошибки в выполнении окантовки, есть ошибки в построении композиции.
Низкая: на работе есть следы клея, ошибки в выполнении окантовки, работа выполнялась по предложенному педагогом эскизу, материал деформирован, законы и правила не соблюдались.
Мониторинг образовательной программы
Рез-т программы | Направление диагностики | Параметры диагностики | Методы диагностики | Методики |
Обучение
| I. Теоретические ЗУН | Владение основными понятиями, умениями | Тестирование, опрос, наблюдение | Диагностика знаний. |
II. Практическая творческая деятельность учащихся | Личностные достижения учащихся в процессе усвоения программы | Анализ творческой деятельности: изготовление поделок, участие в городских и региональных конкурсах. |
_ | |
Развитие Развитие | I. Особенности личной сферы | Развитие волевого компонента | Тестирование, метод наблюдения | Методика Н.И. Гуткиной «Домик». |
Творческие способности | Анализ продуктивной деятельности детей. Конкурсные и творческие мероприятия, метод экспертных оценок. | _ | ||
II. Познавательная сфера II. Познавательная сфера | Память | Тестирование | Методика Л.А. Венгера «Десять слов» | |
Внимание | Тестирование, беседа | Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках», методика «Поставь значки» | ||
Мышление | Беседа | Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» | ||
Восприятие | Тестирование, беседа | Методика изучения сенсорных эталонов, «Пройди через лабиринт». | ||
Воспитание | I. Нравственная сфера | Ценностные ориентации | Этические беседы | Игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
II. Социальные отношение | Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества | Наблюдение | Методика Г.А. Цукерман «Изучение коммуникативных умений» |
2.5 Методические материалы
Формы организации обучения
1. «Листопад»
- Занятия проводятся в форме беседы и путешествий, проектной деятельности. Дети в своих работах отображающие сезонные явления природы. На занятиях используются дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Помоги художнику», «Найди ошибку». Экскурсии.
На занятиях используются дидактические игры «Чьи детки», «Овощи-фрукты». Дети знакомятся с особенностями строения растений. Зарисовывают схему строения растения. Дети проводят опыт «Заготовка листьев для картин». Засушенные растения разными способами используют в своих работах. В творческих работах под руководством педагога используют разные материал: растения, семена, карандаши. Различные техники рисования: штрихи, тонирование.
2. «Бумажная академия»
- Занятие-игра, беседа, наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий. Знакомятся с историей оригами. Детям предлагаются проблемные ситуации. Опыты с бумагой. Педагог вместе с детьми изготавливает схемы базовых форм оригами (проектная деятельность). На практических занятиях дети закрепляют полученные знания о свойствах бумаги. Конструируют изображение из клочков бумаги разной фактуры. Обрывая бумагу, придают ей характерную форму поделки (цинии, ягоды рябины, снежные комки, сугробы).
3. «Творческая мастерская»
- Занятие-беседа, дидактическая игра, наблюдения, путешествия, чтение сказок и рассказов. Детям предлагаются проблемные ситуации. Педагог знакомит детей с традициями разных народов. Дети изготавливают праздничные открытки, используя символы Нового года, раскрашивают веселые маски, деревянные пасхальные яйца. Проведение утренников и праздничных занятий, посвящённых Новому году и 8 марта. Организация выставок детских работ, участие в конкурсе «Самая, самая новогодняя ёлочка»
Знакомятся с особенностями жизни птиц, животных, насекомых. Учатся наблюдать за животным миром. На практических занятиях дети закрепляют полученные знания. Проектная деятельность: «Обитатели морей и океанов», «Космическое путешествие».
Методы организации образовательного процесса
Занятия по программе организованы по принципу непрерывного обучения. Для поддержки интереса и творческой активности детей в процессе реализации программы, используются различные методы обучения:
1. Метод формирования сознания
- словесные (беседа, объяснение, рассказ);
- работа с различными литературными источниками.
2. Метод практической работы
- творческие работы (составление схем);
- организация и оформление выставок, конкурсов творческих работ.
3. Метод наблюдения (экскурсии, наблюдение за живыми объектами и явлениями природы).
4. Методы проблемного обучения
- создание проблемных ситуаций (постановка проблемного вопроса, задания);
- объяснение основных понятий, терминов.
5. Методы проектной деятельности
- творческие проекты (не требует детальной проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и дальше развивается подчиняясь жанру конечного результата), например – «Обитатели морей и океанов»;
- коллективные и групповые проекты.
6. Метод игры
- дидактические игры;
- познавательные игры.
7. Наглядный метод обучения
- рисунки;
- схемы;
- фотографии;
- иллюстраци
- презентации.
8. Интерактивные методы
- фестивали детских работ;
- конкурсы;
- мастер-классы.
Индивидуальный учебный план. Обучение может осуществляться по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в случаях и в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Список литературы
Литература и интернет - ресурсы для педагога
Ильина Н.К. Волшебное оригами.М.:Рипол-Классик,2019
Карышева Е.Н., Казачкова . Окружающий мир с увлечением. -М.: Планета,2020
«Ручной труд» Природный и бросовый материал.-М.:Учитель,2019
Травина И.В. Удивительные растения.-М.:РОСМЭН,2024
Чебаева С.О. Большая книга поделок из природного материала .-М.:АСТ,2021
Энциклопедия для любознательных. «Где, что и когда» -М.:Азбука-Аттинус,2019
Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов:
http://www. herba.msu.ru Проект Forest.ru: все о российских лесах
http://birds.krasu.ruРастения: электронные версии книг
http://plant.geoman.ruРедкие и исчезающие животные России и зарубежья
http://www.paleo.ru/museumПопулярная энциклопедия «Флора и фауна»
http://www.biolog188.narod.ruГосударственный Дарвиновский музей
http://wwwdarwin.museum.ru Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей.
Литература для учащихся и родителей
Скоба Т. В. «Горы, леса и растительный мир. Большая детская энциклопедия.»-Ростов н/Д: Владис, 2021.
Стрельникова Л.И.Поделки из природного материала.-М.:Литур,2020
Файг О. «Вселенная: Иллюстрированный путеводитель»-М.: Эксмо, 2019.
Энциклопедия для любознательных. «Где, что и когда» -М.:Азбука-Аттинус, 2020.
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Принята методическим советом протокол № _ от «__» ______ 2024 г.
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора № __ от «__» _______ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
естественнонаучной направленности
«Природа и творчество»Возраст учащихся: 5-7 лет.
Срок реализации: 1 года.
Автор составитель: Приходкина Ольга Алексеевна.
Должность: педагог дополнительного образования
2024г.
Рабочая программа разработана на основе основной дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» для учащихся 7-10 лет, рассчитанной на 1 года обучения.
В 2024-2025 учебном году педагог работает с группами первого года обучения.
Учебный план
№ п/п | Часов в неделю | Часов по программе | Часов на 2023-2024уч. год |
1 | 2 | 75 | 75 |
2 | 2 | 75 | 75 |
Примечание: В рабочую программу не включены дни, которые относятся к государственным праздникам.
Для 2024-2025учебного года это:
04 ноября 2024;
01 – 08 января 2025;
23 февраля 2025;
08 марта 2025;
01 мая 2025;
09 мая 2025.
Календарный график
на 2024-2025 учебный год
№ учебной недели | Дата | Тема | Часы |
1 | 02 сентября – 08сентября | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
Времена года | 1 | ||
2 | 09 сентября – 15 сентября | Времена года | 1 |
Растения - враги или друзья? | 1 | ||
3 | 16 сентября – 22 сентября | Растения - враги или друзья? | 1 |
Заготовка листьев | 1 | ||
4 | 23 сентября – 29 сентября | Заготовка листьев | 1 |
Заготовка листьев | 1 | ||
5 | 30 сентября – 06 октября | Лист клена | 1 |
Рыбки плавают в пруду | 1 | ||
6 | 07 октября – 13 октября | Астры | 1 |
Совушка сова - большая голова | 1 | ||
7 | 14 октября – 20 октября | Ёжик в осеннем лесу | 1 |
Хитрый лис | 1 | ||
8 | 21 октября – 27 октября | Лесной эльф | 1 |
Осенний парк | 1 | ||
9 | 28 октября – 03 ноября | Виноград в вазе | 1 |
Натюрморт с фруктами | 1 | ||
10 | 04 ноября – 10 ноября | Чьи детки? | 1 |
Свойства бумаги | 1 | ||
11 | 11 ноября – 17 ноября | Свойства бумаги | 1 |
История возникновения оригами. | 1 | ||
12 | 18 ноября – 24 ноября | История возникновения оригами. | 1 |
История возникновения оригами. | 1 | ||
13 | 25 ноября – 01 декабря | История возникновения оригами. | 1 |
Цинии | 1 | ||
14 | 02 декабря – 08 декабря | Ветка рябины | 1 |
Улитка | 1 | ||
15 | 09 декабря – 15 декабря | Лисенок | 1 |
Первый снег | 1 | ||
16 | 16 декабря – 22 декабря | Традиции народов мира | 1 |
Традиции народов мира | 1 | ||
17 | 23 декабря – 29 декабря | Традиции народов мира | 1 |
Традиции народов мира | 1 | ||
18 | 30 декабря – 31 декабря | Зимний город | 1 |
Промежуточная аттестация | 1 | ||
19 | 06 января – 12 января | Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
Зимний город | 1 | ||
20 | 13января – 19 января | Снегири на ветках рябины | 1 |
Синички | 1 | ||
21 | 20 января – 26 января | Лиса мышкует | 1 |
Северный олень | 1 | ||
22 | 27 января – 02 февраля | Веселый снеговик | 1 |
Снегопад | 1 | ||
23 | 03 февраля – 09 февраля | Снегопад | 1 |
Морозные узоры на окне | 1 | ||
24 | 10 февраля – 16 февраля | Сказочные животные | 1 |
Сказочные животные | 1 | ||
25 | 17 февраля – 23 февраля | Сказочные животные | 1 |
Открытка 23 февраля | 1 | ||
26 | 24 февраля – 02 марта | Смелый кот | 1 |
Весеннее солнышко | 1 | ||
27 | 03 марта – 09 марта | Сюрприз для мамы | 1 |
Скворцы прилетели | 1 | ||
28 | 10 марта – 16 марта | Первоцветы | 1 |
Первоцветы | 1 | ||
29 | 17 марта – 23 марта | Первоцветы | 1 |
Первоцветы | 1 | ||
30 | 24 марта – 30 марта | Первоцветы | 1 |
Космическое путешествие | 1 | ||
31 | 31 марта – 06 апреля | Космическое путешествие | 1 |
Космическое путешествие | 1 | ||
32 | 07 апреля – 13 апреля | Космическое путешествие | 1 |
Космическое путешествие | 1 | ||
33 | 14 апреля – 20 апреля | Обитатели морей и океанов | 1 |
Обитатели морей и океанов | 1 | ||
34 | 21 апреля – 27 апреля | Обитатели морей и океанов | 1 |
Обитатели морей и океанов | 1 | ||
35 | 28 апреля – 04 мая | Сирень в вазе | 1 |
Насекомые | 1 | ||
36 | 05 мая – 11 мая | Открытка 9 мая | 1 |
Насекомые | 1 | ||
37 | 12 мая – 18 мая | Насекомые | 1 |
Насекомые | 1 | ||
38 | 19 мая- 25 мая | Фантазии на тему лета | 1 |
Резерв | 1 | ||
39 | 26 мая – 31 мая | Резерв | 1 |
Итоговая аттестация | 1 |
11