Природа - наш общий дом
Тема: «Природа – наш общий дом»


Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
•Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», «Автобус» муз. Железновой, Игра: «Правильно назови знаки», Подвижная игра «Берегите природу», Дидактическая игра «Пятый лишний, Дыхательная гимнастика ( бабочки для дыхательной гимнастики), муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, плакат «Берегите природу!»
Воспитатель:
Ребята, добрый день, хотите узнать, что сегодня находится в нашей сюрпризной коробке? Тогда отгадайте загадку!
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
Что такое глобус?
Дети: Глобус – это модель Земного шара.
Воспитатель: Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.
Ребята, а где можно услышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручейка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу и стрекозу.
Трели птиц, шёпот листвы,
Послушать лес хотите вы?
(Включается Музыка леса)
(слушание аудиозаписи «Музыка леса».)
Воспитатель: Ребята, а как нужно себя вести на природе? (ответы)
Молодцы ребята. Вы любите природу. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.
Игра «Правильно назови знаки» (Приложение №1).
Воспитатель: Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Дети:
-Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух
-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
(появляется сорока)
Сорока:- «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель: - Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей)Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?
-Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)
-Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!
(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)
- Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!
(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»)
-Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика:
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Вдруг из-за ёлки выглядывает Баба - Яга.
Баба - яга:- Кто пожаловал в лес?
Вос –ль: Мы дети из 1 класса школы Эверест, пришли, чтобы помочь лесу.
Баба - яга: - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще ничего не знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: - Баба - яга, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.
Баба - яга: - Сейчас я их проверю.
Баба - яга: Какое сейчас время года? Как называется наша планета? Когда собираете грибы в лесу? и т д.
Баба - яга: - Теперь я убедилась, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!
(дети идут дальше и выходят на грибную полянку)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?
Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)
-Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)
Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)
- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.
Подвижная игра «Берегите природу»
На поляне разбросаны листы исписанной бумаги, пластиковые бутылочки.
Воспитатель: Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей и книг.
Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья - «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом.
Воспитатель: Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа. Природа бывает живая и неживая. Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель : Молодцы
Предлагаю вам поиграть в игру «Пятый лишний»
Дидактическая игра «Пятый лишний» (Приложение №2).
Детям раздаются карточки, на которых размещены картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из пяти картинок лишняя и почему.
Например: на карточке изображены: кот, лиса, белка, волк и медведь. Кот на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.
1. Кот, лиса, белка, волк, медведь.
2. Свинья, овца, собака, лиса, кот.
3. Снегирь, синица, божья коровка, воробей, голубь.
4. Воробей, оса, божья коровка, бабочка, муравей.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
Ещё в лесу много разных растений: деревьев, кустарников и трав. Они бывают вредными и полезными. Полезные растения называются лекарственными. Ребята, как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Из лекарственных растений изготавливают лекарства.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Предлагаю вам посмотреть сказку « О лекарственных растениях»
Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди, которые ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных. А ведь в природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся.
Анализ НОД
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали, чему научились и, что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Приложение 1






Приложение №2


