12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Геннадьевна Власова73
воспитатель
Россия, Иркутская обл., Черемхово

Тема: «Земля – наш общий дом».

Форма проведения: познавательный час

Цель:

- прививать любовь к земле ее просторам

-воспитывать экологическую культуру, формировать представление о понятии «экология»

- формировать у учащихся познавательный интерес к окружающему нас миру природы

- коррекция устной речи через беседу, ответы на вопросы.

Оборудование: большая картина с природой, глобус, картинки животных, дидактическая игра «Кто, где живет?», выставка рисунков на экологическую тему, заготовка кроссворда, аудио запись.

Методы и приемы: беседа, работа со стихотворением, разгадывание кроссвордов, загадок, театрализованная игра

Вводная часть

Организационный момент

Актуализация знаний

Упражнение на установление логических связей (из предложенных картинок животного мира найти их места обитания, оценивается быстрота и правильность ответа, например, бобр – хатка, мышь – норка, белка – дупло)

У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом

Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (земля)

Сообщение темы и целей занятия

Сегодня на занятии мы будем говорить о нашей земле; постараемся разобраться, хорошо ли ей живется с нами; подумаем, чем каждый из нас может помочь ей.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений

Словарная работа (Древесина, пресная вода, экология)

- Итак новое слово «Экология», появляется на доске, ударения стоит на втором «О», чтение педагогом слово, хоровое чтение, индивидуальное чтение, выяснение лексического значения. Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.

II Основная часть

- Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (без воздуха, без воды, без солнца).

Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни.

Почему? (воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха, он может прожить лишь несколько минут). Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым.

А сейчас вы узнаете, почему в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения

Инсценировка Чудо – листья

Действующие лица: баба Яга, Кощей, ученик.

Ученик: Здравствуйте ребята!

Баба Яга: Здравствуйте ребята! О чем вы мне сегодня расскажете интересном?

Ученик: Я хочу рассказать о листьях.

Баба Яга: Ну вот, придумали, о чем говорить. Что в листьях интересного? Зачем они вообще нужны?

Ученик: прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: «Без чего человеку не жить?»

Кощей: я зная, без чего человек не может жить!

Ученик: Без чего?

Кощей: Без меня!

Баба Яга: здравствуй, братец родимый, Кощеюшка любимый!

Кощей: Здорово, сестрица Яга. Здравствуйте, ребятки!

Баба Яга: Ну и без чего же человеку не жить? Даже интересно!

Ученик: Без листьев мы не можем жить.

Баба Яга: Вот еще придумали! (сердито) Без листьев! Так я и поверила!

Ученик: Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну –ка, попробуйте. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали.

Кощей Баба Яга (выпустив воздух). Ой, больше не могу, дышать хочется (шумно дышат)

Ученик: А знаете, чем вы дышите?

Баба Яга: Никогда об этом не думала, дышится, ну и ладно.

Ученик: Так вот знайте! Все мы дышим кислородом, точнее – воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 –900 литров кислорода.

Кощей: Ой –ой! Как много! Но я все- таки не понимаю, при чем тут листья?

Ученик: А при том, дорогие мои, что листья самые настоящие фабрики кислорода

Баба Яга: Ой, не могу, уморил! (смеется) Листья – фабрики… Вот это да!

Ученик: Листья – фабрики необычные. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом. А кислород выделяют листья. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.

Кощей: Выходит, что чем больше листьев, тем больше кислорода?

Ученик: Да, верно, Кощей! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно!

Стихотворение рассказывает ученик

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Ребята, когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали ее модель. Эту модель назвали глобусом. На нем вода нанесена синим цветом, а суша – зеленым, желтым и коричневым. Больше всего на глобусе синего цвета. Это океаны и моря.

Стихотворение рассказывает ученик

Ни умыться, ни напиться без воды

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

-В океанах и морях вода какая? (соленая). А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой и на нашей планете ее не так много, ее надо беречь. А как? (экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения)

Физминутка «Эй, лежебоки» грамзапись

(работа с глобусом суша – зеленым цветом)

-Ребята, а представьте себя в самом прекрасном месте на земле – в лесу. Перед вами огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росе, ваше тело окутывает утренняя прохлада. Дует нежный ветерок, и вам хочется подольше находиться среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух. Останьтесь там, среди этого прекрасного леса, и почувствуйте, как в вас входят силы, как вам хорошо.

А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня (грамзапись «Весенние голоса птиц). Лес- это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это еще и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, резину, краски, лаки, лекарства.

Пословицы о лесе:

Лес богатство и краса, береги свои леса

Растение – земли украшение.

Роща да леса – всему краю краса.

Много леса не губи, мало леса береги, нет леса – посади!

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

- А, теперь, посмотрим насколько хорошо вы знаете, лес и его обитателей.

Игра «Угадай –ка»

1. В белом сарафане

Встала на поляне

Летели синицы

Сели на косицы (береза)

2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

3. У меня длинней иголки,

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту

Если я не на опушке,

ветви только на макушке (сосна)

Поляна цветов:

Белые горшки на зеленой ножке. (ландыш)

Эй, звоночки, синий цвет!

С языком, а звону нет…! (колокольчики)

Стоят в поле сестрички-

Желтый глазок, белые реснички. (ромашка)

Впиши в кроссворд лесных зверей

                   
 
         
             

л

е

с

н

ы

е

з

в

е

р

и

                     
                   
               
         
 

(ответ: белка, медведь, лось, кабан, рысь, енот, заяц, волк, еж, барсук, лиса)

Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

III.Заключительная часть

5.Релаксация

- Выбери правильно – что можно делать, а что нельзя:

Правила поведения на природе.

- Выбери правильно – что можно делать, а что нельзя:

- не оставляй в лесу, парке, на, лугу, у реки мусора

- никогда не выбрасывай мусор в водоемы

-не рви на лугу, в лесу цветов

Ученик: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

-не разоряй птичьи гнезда

- не сбивай грибы, даже несъедобные.

- не ломай ветки деревьев и кустарников

- не повреждай кору деревьев

- не лови диких животных и не уноси их домой

- не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

- можно наломать свежих молоденьких веток, оборвать листья, нарвать ландышей

-бутылки из – под воды, стаканы, пакеты брошу по лесу – все равно они мне уже не нужны!

- если увижу грибы – вырву с корнем, чтобы никому не достались

- не выжигай весной сухую траву

- нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время

6. Итог

-А, теперь давайте подведем итог.

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов. Конечно же, нет!

Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра. Но из –за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных, птиц, редких видов растений.

Ведущий:

На нашем шарики земном,

Где мы родились и живем,

где в травах летняя роса

и голубые небеса,

где море, горы, степи, лес-

полно таинственных чудес

1 ученик

по лесу бродит серый волк,

и ландыш тоненький цветет,

в степи ковыль, как нежный шелк,

расчесывает ветерок.

2 ученик

гремит на скалах водопад

и брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит-

Большой как дом, на волнах спит.

3 ученик

не разрушайте этот мир,

девчонки и мальчишки,

иначе эти чудеса

останутся лишь в книжке

4 ученик

ты тоже часть ее чудес,

и для тебя темнеет лес,

и речка светлая течет,

и по весне сирень цветет.

Все вместе

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Заключительное слово воспитателя, в котором дается аргументированная оценка отношения детей к выполненным заданиям

Опубликовано в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.