Классный час: «Земля наш общий дом»
Внеклассное мероприятие
Земля – наш общий дом.
Подготовила и провела:
Антонова Юлия Михайловна
Цели:
- прививать навыки экологической культуры;
- показать значимость окружающей нас действительности;
- активизировать познавательную деятельность к происходящим события в окружающем обществе;
- воспитывать чувства коллективизма, гордость за свой край, свою страну.
В-ль: О люди мыслю я у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа
У неё для всех запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты
Поля леса луга моря и реки
Всё тесно связанно вокруг
Примеры мы не будем множить
Цветка ты не заденешь вдруг
Чтобы звезды не потревожить
В-ль: - Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь
Дети - о природе
- о взаимодействии человека и окружающей среды
В-ль - к кому обращены эти слова
Дети - к человеку
В-ль Долгое время считалось что человек – царь и властелин природы призванный ни с чем, не считаясь покорять её и подчинять своим нуждам. Этот путь как, показывает ход истории, оказался тупиковым в эволюции самого человечества. Он привел не только к учащению многочисленных экологических катастроф, но и грозит подорвать саму возможность существования человека на Земле.
Необходимо коренным образом менять отношение к природе. Мы вместе со своей цивилизацией – часть природы встроены в нее и целиком от нее зависим. Поэтому главное условие нашего развития не покорение, а сотрудничество с природой.
Сегодня наша беседа пройдет под акцией «ЗЕМЛЯ НАШ ОБЩИЙ ДОМ» мы будем говорить с вами о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.
Дети - Мы речь свою ведем о том
Что вся Земля наш общий дом
Наш добрый дом просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем
Еще о том ведем мы речь
Что мы наш дом должны беречь
Давайте докажем что не зря
На нас надеется Земля.
В-ль Что же такое экология?
Дети Экология это взаимосвязь живых организмов и их связь с окружающей средой.
В-ль Экология это наука об окружающей среде
Это слово происходит от слов ЭКОС - дом, убежище
ЛОГОС – учение
Изучение дома. Значит у всего живого организма – есть свой дом, а один для всех вместе дом – это наша планета Земля.
Дети - Природа – это дом, в котором мы живем
И в нем шумят леса, текут и плещут реки
Под сводом голубым под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
В-ль. Все мы обязаны жизнью нашей планете прекрасной Земле. Природа полна поэзии и прелести трогает и волнует каждого человека любящего свою родину. Она дарит людям радость душевное спокойствие здоровье. Все мы любим, проводить время в лесу, подышать свежим воздухом, вдыхать аромат цветов. Но мы все вечно куда – то спешим и не замечаем что каждое время года по – своему прекрасно, что природа иногда создает такие чудесные и неповторимые вещи. Разве это не чудо.
А это ребята тоже «чудо» но созданное руками человека.
Дети: - Моя планета – человечий дом
Но как ей жить под дымным колпаком
Где сточная канава – океан
Где вся природа поймана в капкан
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы - больше не могу
В-ль Можно только поражаться тому, с какой скоростью человек научился умерщвлять природу.
Еще вчера мы и не подозревали, что мир так измениться. Что Земля далеко уже не цветущий сад. Еще вчера и не задумывались, хватит ли будущим поколениям чистой воды и чистого воздуха.
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету. Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной скорее хрупкой и беззащитной как голова ребенка. Сегодня она нуждается в скорой экологической помощи.
Дети Ребята всемирный день охраны окружающей среды отмечается ежегодно в июне. Какого числа спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары?
4 |
* |
1 |
3 |
* |
2 |
8 |
7 |
10 |
8 |
6 |
1 |
* |
7 |
3 |
9 |
* |
4 |
9 |
* |
* |
5 |
10 |
6 |
2 |
Ответ 5 июня
Дети - Человек!
Щади зверей и птиц
Деревья и цветы
Ведь это все слова
Что царь природы ты
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Песня 1. Знай наш милый дружочек
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца белку синицу
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать
Припев: Будут рады звери птицы
Будет счастлив человек
И с природой подружиться
С можем мы навек
2. Пусть живут звери птицы
Лоси зайцы куницы
Призываем природу беречь
За нее мы в ответе
И на нашей планете
Будет мир, будет счастье на век.
В-ль. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому чтобы не причинить ей вред чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу. Знать чтобы сохранить и сберечь.
Дети Кожа нашей планеты – называется биосфера. На ней повсюду черные пятна нефти мусора. Мы наполнили реки нефтью, красками, кислотами, пеной стиральных порошков.
Дети Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Загрязнение воды происходит: бытовыми отходами, промышленными предприятиями, нефтепродуктами, нефть образует пленку, что губительно для живых организмов.
Дети - Бегут ручьи не умолкают
Потоки в буйстве там и тут
И в наше озеро стекают
И удобренье и мазут
Весь берег стал похож на свалку
Чего, чего тут только нет
Объедки старые мочалки
Обрывки книжек и газет
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек
И сокрушается природа
Зачем все это человек
В-ль Что происходит с атмосферой?
Дети. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тон. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры, они уже есть над Европой, Москвой
В-ль. Как происходит загрязнение атмосферы?
Дети Загрязнение атмосферы бывает естественным (это вулканы, пыльные бури) и искусственное его вызывают предприятия химических и металлургических заводов и транспорт
Дети Значительная доля химикатов попадает в организм человека. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый необычный характер. Растет зависимость человека от медицинской помощи.
В-ль. Всем известно что кислород источник жизни. 1 человек в день употребляет 25 литров воздуха. А один автомобиль проехав в день 1000 километров сжигает годовую норму употребления воздуха одного человека. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды 3 дня, то без кислорода человек может прожить не больше 2 минут.
Дети - Я не хочу такого мира
Где все так серо все уныло
Опомнись, вздрогни человек
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставим
И чем себя мы здесь прославим
Убитой птицей на заре
Лесами черными в огне
И свалкой мусора огромной
Иль атмосферою зловонной
Иль речкой с мертвою плотвой
Полями с выжженной травой.
Дети - Прости Земля прости, прости, прости
Мы люди так тебя обидели
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели и не видели
Завещано беречь нам этот мир
Такой неповторимый на рассвете
Он с детства очень дорог нам и мил
За будущее мира мы в ответе
Я призываю вас ребята
Спасти наш мир
Спасти природу.
Песня: Прости Земля
В-ль Трудно представить себе Землю без лесов. Лес чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Лес самое богатое украшение Земли. Еще ребята какое определение мы можем дать лесу.
Дети - Лес наше богатство
- Лес это зеленый наряд нашей земли
- Там где лес всегда чистый воздух
- Лес наш друг он помогает человеку выращивать хороший урожай
- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары орехи ягоды грибы.
Дети - Усиленно идет облысение планеты. Возникает реальная угроза потерять леса – это легкие нашей Земли. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. Не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
Дети. Для многих животных лес родной дом. А лесов на Земле становиться все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель.
В-ль. Земля величайшее чудо и она у нас только одна. Завтрашней день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Сейчас мы с вами посмотрим сценку ваша задача определить, какие правила поведения в лесу были нарушены.
Сценка
Дети. Сегодня мы пришли гулять
Благо лес рукой подать
Закупили все подряд пищу спички лимонад
Громче музыку включай
Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит
А пакеты банки склянки
Лес большой он все вместит
Лес он чей ничей
Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают
Жги и лей руби и бей
Ты наломай веток для костра
А я вот здесь у старого пня под елью разведу костер
Там среди кустов я обнаружил гнездо птицы
А в нем крохотного птенца
Я люблю птиц возьму их домой и выкормлю
Предлагаю подкрепиться
А куда же мы денем весь этот мусор
Консервные банки бутылки целлофановые пакеты?
Ну не тащить же все это с собой домой
Оставим здесь, урны нет, неси в кусты
Мы здесь с природою на ты
Банки в землю закопаем
Мусор птицам разбросаем
В речку скинем все бутылки
В море пусть плывут посылки
Мы цари молчи природа
Все здесь наше лес и воды.
Ай ноги щиплет да это же муравьи
А вот и муравейник за деревом
Вот вам, сейчас я раскидаю их жилище
Чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
Дети. Все так изранено в лесу, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти, ни ели не сосны
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот
Мне кажется из под коры моя слеза течет
От этой черствости людской, болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой
Мне кажется, горит не он, а дои, пылает мой
Земля в ожогах и рубцах как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы беспечности следы
Уйдут, обидев красоту смутив лесной уют
И не услышат за спиной, что листья слезы льют
В-ль. Какие правила были нарушены?
Дети Не шуми в природе
В лесу запрещено включать на полную мощность магнитофон поднимать крик и шум, от этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда
Дети Нельзя разорять гнезда с птицами
Нельзя трогать яйца в гнездах птиц. Потому что птица бросает гнездо если тронуть яйцо руками
Дети Нельзя разводить костер под деревом. Может возникнуть пожар. Кострище это рана в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 5-7 лет
Дети Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. Нельзя повреждать кору деревьев они перестают расти выходит сок они долго мучительно умирают
Дети Нельзя разорять муравейники, Муравьи нужны лесу они лесные санитары уничтожают вредных насекомых улучшают почву рыхлят и удобряют своими ходами улучшают вентиляцию.
Дети Нельзя оставлять после себя беспорядок мусор. Весь мусор ненужные предметы банки после прогулок на природу надо собрать в пакет и вывезти в мусорные контейнеры.
Дети Куда деть мусор? Этот вопрос становиться все актуальнее. Жители поселков городов не больно-то задумываются над этим вопросом выбрасывая мусор в водоемы, в леса на пустыри. Природа превращается в одну большую свалку. Каждый человек выбрасывает в год 360 кг мусора.
В-ль Мусор постепенно становиться монстром цивилизации.
Продолжительность разложения
Автобусный билет |
1 месяц |
Дети Ты человек, любя природу
Хоть иногда ее жалей
В увеселительных походах
Ты не топчи родных полей
В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши
Она давно твой добрый лекарь
Она союзница души
Не жги ее напропалую
И не вычерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
В-ль. Ребята посмотрите сюда и скажите, правильно ли звучит пословица «Сломать дерево секунда, а вырастить года»
В-ль. А какие пословицы вы знаете о лесе?
Где сосна взросла там и красна
Много леса не губи, нет леса посади.
Деревья скоро садят да не скоро с них плоды едят
Много леса много снега много хлеба.
В-ль Ребята решите мне вот такую задачку. В городах деревья страдают от грязного воздуха. Вяз в городе растет 50 лет а в лесу 300 лет. Во сколько раз вяз в лесу живет дольше чем в городе.
Ответ в 6 раз.
Вы видите название 4 цветов.
1 2 колокольчик подсолнух 3 4 астра незабудка |
В-ль: 1. Какой цветок носит имя звезды (астра)
Какой цветок состоит из частицы, предлога и сторожевой будки (незабудка)
Какой цветок всегда следит за солнцем (подсолнух)
Какой цветок символизирует болтливость (колокольчик)
2. Какое растение говорит, где оно растет (подорожник)
3. В названии какой птицы 40 буква а (сорока)
4. Как называется трава от 99 болезней (зверобой)
5. Какая нить в природе самая тонкая (паутина)
6. Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты (Волга)
7. Что за трава которую и слепые знают (крапива)
8. Вам нужно найти слова названия животных. Можно использовать не все буквы.
Банка - кабан Багаж - жаба
Колосья - лось Пион - пони
Коса - оса Зонтик - кит
Кожух - жук Салон - слон
В-ль: Когда-то давно природа решала быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе. К сожалению негативные явления присутствуют в нашей жизни. В результате за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей – это результат плохой экологии.
Дети. В 60 годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира, для охраны редких и исчезающих видов. И в 1966 году издали Красную книгу.
В-ль. В каком году была издана Красная книга в Р.Татарстан.
1995 году.
В-ль. Эта книга с каждым годом становиться все толще. Многих животных и растений, занесенных в нее можно увидеть только на картинке.
Розова чайка
Мандаринка
Белый жук
Жук олень
Ребята назовите мне животное, которое украшает герб Р.Татарстан.
Дети. Барс.
В-ль Правильно. Снежный барс- ирбис. Млекопитающее семейство кошачьих. Даже это животное попало в красную книгу. Во всем Приморье сейчас их уцелело только около 40 голов.
Дети. Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери. Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Птицы рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте люди
Не убивайте зря
Ведь небо без птиц не небо
А море без птиц не море
И земля без зверей не земля.
В-ЛЬ Ребята, а что еще создают, для того чтобы сохранить животный и растительный мир.
Дети. Заповедники, национальные парки, питомники.
В-ль что такое заповедник
Дети Заповедники создаются, для того чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, охотится. Запрещена любая деятельность человека
Дети. Заповедник это слово всем и каждому знакомо
В нем животных охраняют, кормят и оберегают
Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу
О растениях лесных луговых и полевых
Водоемов и болот вся природа здесь живет
Под охраной человека много лет от века к веку.
Национальные парки отличаются от заповедника тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям, можно отдыхать и наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя.
Питомники - это участок в опытном или научно исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений, а также животных.
В-ЛЬ. А кто из вас мне скажет, в каком населенном пункте территории Пестречинского района есть питомник.
Ребята чтобы сохранить природу достаточно красной книги, заповедников, питомников?
Дети. Нет. Природу надо беречь. Не загрязнять реки. Без причин не ломать деревья и кустарники. Не рвать с корнями цветы
В-ль Ребята мы должны сберечь природу нашей родины для нас и наших потомков. Свято относитесь ко всему живому.
Дети. Для дружбы для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.