Интегрированный урок биологии «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» (5 класс)
УРОК БИОЛОГИИ «ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С УРОКОМ ГЕОГРАФИИ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»
Автор Учитель биологии, географии и химии Козырева Елена Альбертовна.
Предмет: Урок биологии интегрированный с географией.
Класс 5 класс
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Тема Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи
Общеобразовательные: рассмотреть влияние человека на природу, выявить причины таких влияний.
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; показать связь изучаемого материала с жизнью.
Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
Планируемый результат
ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу.
Личностные УУД: овладение системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Ход урока
I Организационный этап
Проверить готовность учащихся к уроку.
IIАктуализация знаний
Просмотр слайда презентации
Учитель: Ребята. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О природе, о влиянии человека на природу)
Откройте тетради и запишите тему урока «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир»
Целеполагание
Учитель: Вы внимательно послушайте и скажите о чем говорится в стихотворении.
Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего
И поползёт проказа запустенья
И пересохнут ниточки воды
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти ни ищи ты,
Какой ты отговоркой ни владей,
Земля защиты, требует защиты,
Она спасенья просит у людей!!!
Почему наша планета просит у людей защиты?
Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние? И что нужно сделать для сохранения природы?
На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на уроке и в результате нашей деятельности мы должны составить кластер о последствиях необдуманного воздействия человека на окружающую среду.
III Изучение нового материала
Учитель: Человек – часть природы. Долгое время он не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось все больше, и потребности их росли. Посмотрите на рисунок 153 страница 133 и расскажите, как человек преобразует окружающую среду.
Ответы учеников: построил нефтяные вышки, проложил дороги, создал машины, освоил водную и воздушную среды и т.д.
Учитель: Живая природа –что это такое?
Ответы учеников: Животные, растения, грибы, человек
Учитель: Растения. Какую роль играют они в жизни человека. (Работа в парах.)
На работу Вам отводится 3 минуты.
Продукты питания
Производство лекарств, химических соединений
Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь )
Производство бумаги
Строительный материал
Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. )
Обогащение воздуха кислородом
Обсуждение результатов
Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.
Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.
Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.
И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.
На работу отводится 5 минут. (работа в группах)
Положительное влияние человека на растения |
Отрицательное влияние человека на растения |
Создает высокоурожайные сорта культурных растений. |
В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям. |
Совершенствуются технологии выращивания растений. |
Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство ) |
Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв. |
Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы ). |
Выращивает растения в теплицах, парниках. |
Орошение пустынь приводит к засолению почв. |
Разводит растения в ботанических садах и парках. |
Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений. |
Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией ). |
Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов. |
Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека. |
(обсуждение результатов)
Учитель: Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм
Влияние человека
Прямое Косвенное
(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)
(Схему записываем в тетрадь)
Физкультминутка
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Учитель: Как прямое, так и косвенное воздействие, очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе. Например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет. И это только те немногочисленные предметы, которые мы с вами можем найти на свалках, растущих как «грибы после дождя».
Мусор и отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
Какие виды отходов вы знаете?
Ответы учеников: Бытовые отходы, строительные, производственные
Сообщение ученика
У нас в Тюменской области большое внимание уделяют проблемам отходов.
Например в городе Тюмени находится три завода по переработке мусора ООО «НОВ – экология»,ООО «Лизинговая компания «Диаматтгрупп- Тюмень», ООО «Экологический Альянс». В Нижнетавдинском районе ООО «Экодрим» -завод по переработке строительных отходов. А в селе Голышманово открыт завод по переработке ПЭТ бутылок. Из пластиковой тары производят флекс — мелко дроблёные хлопья. Его используют для изготовления химического волокна, щетины для щёток уборочных машин и автомобильных моек, упаковочную ленту, плёнку, черепицу, тротуарную плитку, бытовую утварь, утеплитель для одежды и многое другое. Кроме того, из флекса снова можно изготавливать пластиковые бутылки. На сегодняшний день открыли пункты приёма вторсырья в Голышманово, Ишиме, Аромашево, Омутинка и Северный Вагай.
Учитель: Прямое воздействие это сбор и вырубка растений. На территории нашего поселка находится несколько предприятий, деятельность которых связана с вырубкой леса. Что это за предприятия?
Ответы учеников: ООО «Лес», ООО «Переработка», и 5 деревообрабатывающих индивидуальных организаций
Учитель: Каким образом это деятельность этих организаций влияет на природу.
Ответы учеников: уменьшается количество растений и животных
Сообщение учащегося
Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.
Учитель: Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу. На работу отводится 3 минуты.
Время, отведенное на работу, истекло. Давайте узнаем, что же у вас получилось.
Ответы учеников:
• Создаются заповедники
• Создаются заказники
• Создаются ботанические сады
• Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )
• Создание Государственного комитета по охране природы
• Создание Красной книги
Учитель: А сейчас назовите мероприятия направленные на защиту окружающей среды, которые проводятся на территории нашего поселка
Ответы учеников:
-субботники по уборке территории
- ежегодная высадка саженцев деревьев
- кормушки в зимнее время для птиц
IV Закрепление
Тест
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
А) положительное
Б) отрицательное
В) больше положительное, чем отрицательное
Г) больше отрицательное, чем положительное
Соотнесите
Совершенствуются технологии выращивания растений. Пожары Выращивает растения в теплицах, парниках. Загрязнения лесов и водоемов. Вырубка и сбор растений Создает полезащитные полосы |
А. положительное Б. отрицательное |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Учитель: Ребята, как вести себя в природе вы знаете. С вами неоднократно проводились беседы, различные мероприятия по культуре поведения в природе и охране окружающей среды. Я вам сейчас предлагаю нарисовать памятку для младших школьников, как необходимо себя вести в природе, что надо делать, чтобы сохранить растительный мир нашей Родины, сохранить уникальный мир нашей природы («Природу надо охранять!»).
V Рефлексия
Сейчас в тетради каждый из вас должен закончить предложение «Сегодня на уроке..»
1.Мне было интересно
2.Мне было скучно
3.Я работал на уроке
4.Я отдыхала во время урока
5.Я понял материал урока
6.Я не понял материал урока
7.Узнал больше, чем знал
VI Домашнее задание
Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что многие растения находятся на грани исчезновения. Вам необходимо найти информацию в дополнительных источниках о красной книге Тюменской области, сделать краткую запись в тетради.