Урок географии в 6 классе «Природный комплекс» интегрированный с уроком биологии «Природные сообщества»

2
0
Материал опубликован 3 May 2018 в группе

УРОК ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ «ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С УРОКОМ БИОЛОГИИ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»

Автор: Учитель биологии, географии и химии Козырева Елена Альбертовна

Предмет: Урок географии и интегрированный с биологией.

Класс 6 класс

Тип урока Урок изучения нового материала.

Тема Природный комплекс

Цель: показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; научить выявлять природные комплексы окружающей территории.

Задачи

Общеобразовательные: показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; научить выявлять природные комплексы окружающей территории

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.

Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; показать связь изучаемого материала с жизнью.

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с текстом учебника.

Планируемый результат

ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу.

Личностные УУД: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Методические приемы: Заверши фразу, схема с белыми пятнами, ассоциации, рецензия, проблемная ситуация.

Оборудование:

для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук

Для обучающихся: планшеты или сотовые телефоны, учебники биологии и географии, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок

Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний (4 мин)

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прием: ассоциация

Учитель: Что изображено на картинках? Как можно назвать общим выражением все это? (Слайд 1)

 

Ответы учеников подводятся к теме урока «Природный комплекс»

Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока «Природный комплекс»

(слайд 2)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Постановка учебной задачи.

Цель: самостоятельное формулирование учащимися темы урока.

Планируемый результат: самостоятельная формулировка целей урока

Из каких компонентов состоит природный комплекс?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Вы пока этого не знаете, поэтому цель нашего урока сегодня ….

Учащиеся самостоятельно формулируют цель: познакомиться с компонентами природного комплекса.

III. Изучение нового материала.(30 мин)

Цель: показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; научить выявлять природные комплексы окружающей территории. Познакомиться с природными комплексами региона.

Формируемые УУД

Познавательные: поиск информации с помощью предложенных ресурсов; установление причинно-следственных связей

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами.

Методические приемы: рецензия

Учитель: Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом. Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л. С. Берг.

Сферы Земли образуют единую непрерывную оболочку, которая называется географической.

Горные породы, вода, воздух, организмы - составные части географической оболочки; их называют компонентами.

Все компоненты географической оболочки взаимодействуют и образуют отличающиеся друг от друга природные комплексы.

Географическая оболочка - самый большой природный комплекс.

Откройте стр 145 в учебнике география и запишите определение природного комплекса.

Учащиеся записывают определение природного комплекса в тетрадь

Учащиеся совместно с учителем составляют схему и записывают ее в тетрадь. (слайд 3)

Учитель: По степени изменения выделяют природно – антропогенные, и антропогенные комплексы.

Сейчас вам предстоит работа в группах для изучения природных комплексов Тюменской области. Для этого вам потребуются планшеты . (Приложение 1). Группы распределяются по три человека: роли в группе учащиеся распределяют самостоятельно (1 ищет информацию, 2 оформляет, 3 рассказывает) (5 мин на работу в группах 15 мин выступление)

1 группа: База отдыха «Верхний бор»

2 группа: ООО «ТК Тюмень Агро»

3 группа:ООО УК «ДАМАНТЕ»

4 группа: КРиММ Агрофирма

5 группа: Новозаимский парк

6 группа: Колмаковский парк

Каждая группа работает по плану:

I. Название природного комплекса

II. Место нахождения ПК, географическое положение

III. Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

IV. Описание

V. Влияние человека на ПК

Физкультминутка (слайд 11)

Выступление групп. По ходу выступления групп на слайдах появляется дополнительная информация.(слайд 4-10)

Методический прием рецензия. Когда учащиеся одной группы выступают, остальные учащиеся в этот момент являются рецензентами и пишут рецензию ответа по схеме: 1) раскрытие темы, 2) полнота ответа, 3) наличие интересных фактов, 4) культура речи.

Учитель: Проблемная ситуация: Каковы предпосылки развития животноводства и растениеводства, на юге Тюменской области?

(Учащиеся отвечают)

Сообщение учащегося: Тюменская область отличается суровыми природно-климатическими условиями, 90 % территории отнесено к районам Крайнего Севера или приравнено к ним. Лишь 3 % территории области занимают сельскохозяйственные угодья. Более благоприятные климатические условия юга позволяют выращивать зерно, картофель, овощи, грубые и сочные корма, наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создает благоприятные условия для молочно-мясного животноводства. Здесь производится около 80 % сельскохозяйственной продукции области. Сельскохозяйственные организации автономных округов специализируются на производстве молока, яиц, овощей защищенного грунта.

Учитель: Вспомним, что относят к природным компонентам

Ответы учащихся: к природным компонентам относят рельеф, климат, воды, животные и почвы, растения.

Учитель: Давайте более подробно рассмотрим последний компонент. Как в природе растут разные виды растений, изолированно или нет?

Учащиеся отвечают.

Учитель: В природе разные виды растений растут не изолированно, а совместно, образуя сообщества или фитоценозы. Для каждого сообщества характерны определенные почвы, влажность, освещенность, температура. В сообществе, где растения относятся к одной жизненной форме, ярусность выражена слабо. Ярусность наиболее хорошо выражена в лесу. Откройте учебник биологии на странице 192 и запишите в тетрадь, какие растения входят в каждый из ярусов в лиственном лесу.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.(4 мин)

IV. Закрепление изученного материала. (6 мин)

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формируемые УУД

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Методический прием: схема с белыми пятнами

Учитель: Давайте подведем итог изученного сегодня на уроке. У вас на партах схема природного комплекса (Приложение 2). Вам необходимо заполнить пустые ячейки схемы.

Работа в парах. (2 минуты). Обсуждение результатов.

В тетради учащиеся вычерчивают схему природного комплекса, показывая взаимосвязь компонентов природы в нем. (слайд 12)

 

V. Рефлексия. (слайд 13) (2 мин)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Методический прием: заверши фразу.

Сейчас в тетради каждый из вас должен закончить предложение «Сегодня на уроке..»

1.Мне было интересно

2.Мне было скучно

3.Я работал на уроке

4.Я отдыхала во время урока

5.Я понял материал урока

6.Я не понял материал урока

7.Узнал больше, чем знал

VI. Домашнее задание: Дать описание по плану любого природного комплекса своей местности

Презентацию и более подробный конспект Вы можете найти на моем сайте: 

http://elena2015.ucoz.net/index/razrabotki_urokov/0-11

ПРИЛОЖЕНИЯ

1 группа: База отдыха «Верхний бор»

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка:

http://w-siberia.ru/turto/area/tyumenregion/infr/proj/base/more.htm?id=56846@tourOrg

2 группа: ООО «ТК Тюмень Агро»

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка: http://www.list-org.com/company/1363105

3 группа:ООО УК «ДАМАНТЕ»

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка:

http://www.acdamate.com/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0-0

4 группа: ООО «УК Арсиб- Агро»

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка: http://www.arsib.ru/ru/deyatelnost/selskoe-khozyaistvo/rastenievodstvo/91

5 группа: Новозаимский парк

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка: w-siberia.ru›files/новозаимский парк - сайт.doc

6 группа: Колмаковский парк

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.505381&lon=66.564016&z=14&m=b&show=/1583052/ru/Колмаковский-парк&search=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA

7 группа: КРиММ Агрофирма

План описания

Название природного комплекса

Место нахождения ПК, географическое положение

Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс

Описание

Влияние человека на ПК

Ссылка: http://57253.ru.all.biz/

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.