Урок по окружающему миру в 4 классе «Природные зоны России. Тундра»
Природные зоны России. Тундра
ZIP / 9.82 Мб
Пояснительная записка
к интерактивному образовательному ресурсу «Тундра»
Автор: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ
ст. Евсино»Искитимского района Новосибирской области
Предмет: окружающий мир
Тема: Природные зоны России.Тундра
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса
Цель: формирование у учащихся представлений о тундре
Задачи:
- расширять кругозор учащихся посредством привлечения дополнительного визуального материала: карты, фотографий;
- показать географическое положение зоны, особенности климата, разнообразие растительного и животного мира, деятельность человека, жителей тундры и экологические проблемы через демонстрацию фотографий;
- формировать умение выделять характерные признаки зоны через рассматривание фотографий, а также в процессе выполнения игровых заданий.
Актуальность работы
Значимость работы в том, что учащиеся в занимательной форме знакомятся со сложной темой, что улучшает запоминание, делает его осмысленным и долговременным. Структурированный учебный материал и дидактические игры позволят учителю преподнести тему на уроке в разнообразных формах. Современность ресурса обусловлена его интерактивностью, что, безусловно, содействует активизации познавательной деятельности учащихся в ходе изучения данной темы.Важность в том, что ресурс позволяет закреплять, уточнять, систематизировать объёмный материал.
Ожидаемые результаты
В результате изучения темы учащиеся
- узнают о тундре, о её местонахождении, климате, видах растений и животных, деятельности человека в тундре и экологических проблемах;
- научатся выделять характерные признаки тундры;
- будут мотивированы на изучение темы вне рамок урока.
Структура ресурса
Интерактивный образовательный ресурс «Тундра» состоит из 7 блоков.
- Информационный блок – слайд 1
- Географическое положение – слайд 3
- Климат – слайды 4-5
- Растительный мир – слайд 13
- Животный мир – слайды 32, 7-9
- Тундра и человек – слайды 23-31
- Заметки экологов – слайд 24
- Жители тундры – слайды 25-31
- Проверьте себя – слайды 6, 10-22, 33-40
- Повторите! – слайды 10-12
- Угадайте! – слайды14-15
- Кроссворды – слайды16-22
- Кроссворд – слайды 17-21
- Филворд – слайд 22
- Игра «Восстановите краски» - слайды 33-40
Техническое и программное обеспечение
Ресурс представляет собой архив Природные зоны России. Тундра, содержащий папку «Фокина_ЛП_Тундра», внутри которой находится девять файлов: презентация PowerPoint «Фокина_ЛП_Тундра», документ Word «Фокина _ЛП _Пояснительная записка», музыкальные файлы mp3: «музыка», «коряки», «ненцы», «саамы», «ханты», «чукчи», «эвенки».Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2007.
Для работы с ресурсом необходимы:
- компьютер с программой PowerPoint 2007;
- проигрыватель WindowsMediaPlayer;
- мультимедийный проектор;
- экран, интерактивная доска;
- звуковые колонки
Для корректного воспроизведения следует извлечь ресурс из архива на рабочий стол, а потом приступать к работе.
Рекомендации
Данный ресурс, содержащий иллюстративный и обучающий материал по теме «Природные зоны России. Тундра»,может быть использован на уроке в 4 классе по предмету окружающий мир. Возможно фрагментарное использование презентации на уроках с классом, группой учащихся, индивидуально.
Рекомендуется работать с блоками по порядку. Исключением является блок «Проверьте себя», который можно использовать на следующих уроках для повторения и закрепления материала.
План работы с ресурсом
№ |
Этап урока |
Слайды |
1 |
Мобилизующая часть урока. Вступительная беседа |
1 |
2 |
Знакомство с планом урока |
2 |
3 |
Работа по карте России, определение географического положения зоны, беседа о климатических условиях |
3-5 |
4 |
Слово учителя о растительном мире тундры |
13 |
5 |
Беседа о животном мире тундры |
32, 7-9 |
6 |
Беседа о деятельности человека, жителях тундры и экологических проблемах |
23-31 |
7 |
Закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр |
6, 10-22, 33-40 |
8 |
Подведение итогов. Рефлексия |
|
Информационные источники
№ слайда |
Интернет-ресурсы |
Картинка для фона (+ слайды 2-9, 12-40)Баннер портала СТУ |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
Тундра летом Тундра зимойhttp://master.festival.1september.ru/articles/625957/presentation/img5.JPG |
7 |
Лемминг (+ слайды 14, 22) |
8 |
Северный олень (+ слайды 14, 22) |
9 |
|
13 |
Ягель (+ слайды 15, 34)ГолубикаКлюква (+ слайд 15, 35) Карликовая берёза (+ слайд 15, 36) |
14 |
|
15 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
21 |
|
22 |
|
24 |
Охота на оленейПастбище оленейБраконьерствоЗагрязнение нефтью |
25-31 |
Эвенки (+ слайд 26 музыка 2) Чукчи (+ слайд 27 музыка) |
32 |
|
40 |
|
41 |
Фото из личного архива |
Литература
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2006 (слайды 3, 4, 8, 11, 34-39).
Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003 (слайд 7, 17-21).
Интернет-ресурсы
http://naturall.ru/node/19 тундровый волк
Материалы мастер-класса
«Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» - 8
Кочкурова Л. В. Создание презентации. Правила и рекомендации
Кочкурова Л. В. Триггерыhttp://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&d_no=385706&ext=Attachment.aspx?Id=198170
Кочкурова Л. В., Лобанова Р. Б. Методическое сопровождение ресурса
Лобанова Р. Б. Как создать красивый заголовок?
Миропольская И. А. Интерактивная игра
Миропольская И. А. Рисунки в презентации http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=195027
Миропольская И. А., Кочкурова Л. В. Интерактивные приёмыhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&d_no=374023&ext=Attachment.aspx?Id=191298
Скорова Н. К. Фон, цвет и шрифт презентации
Скорова Н. К., Лобанова Р. Б. Вставка звуковых, видео и флеш файлов в презентацию
Юркова Е. В. Миропольская И. А. Интерактивные кроссворды
Юркова Е. В., Миропольская И. А., Скорова Н. К. Анимация в презентации
Послайдовое описание использования ресурса
Блок |
Содержание слайда |
Управляющие кнопки |
№ слайда |
||||||||||||||
|
Титульный:название ресурса, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия имя отчество автора, авторский знак. Учитель: «Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по новой природной зоне – тундре».
|
На текстовое поле с фамилией, именем и отчеством автора настроена гиперссылка, ведущая на слайд-визитку, с которогоможно вернуться на титульный слайд при помощи управляющей кнопки.Переход на следующий слайд настроен по щелчку. |
1 |
||||||||||||||
|
Содержание Данный слайд содержит 6 блоков: географическое положение, климат, растительный мир, животный мир, тундра и человек, проверьте себя.
|
На каждый блок настроена гиперссылка, ведущая на соответствующие слайды. Управляющая кнопкадля перехода к слайду 42 (информационные источники) кнопка для выхода из презентации |
2 |
||||||||||||||
Географическое положение |
На слайде изображена карта России. Триггер настроен на карту, щелчком по карте выводится пунктирная линия, обозначающая территорию тундры и картинка, на которую настроен триггер для входа и выхода текста. «Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия». Учитель: «Зона тундры находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно». |
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке |
3 |
||||||||||||||
Климат |
Фотографии тундры. Триггер настроен на плашку«Зима в тундре» для входа и выхода текста: «Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (до - 50˚С). В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь».Триггер настроен на плашку «Лето в тундре» для входа и выхода текста: «Лето ̶ короткое (2-3 месяца), прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки». Учитель: «Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую». |
Переход на слайд 5 по управляющей кнопке |
4 |
||||||||||||||
Снежная и мокрая тундра |
Фотографии тундры. Учитель: «Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем? А почему же вторая часть года мокрая? Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остаётся. По этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая». |
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке |
5 |
||||||||||||||
Растительный мир |
На слайде даны фотографии растений: ягель, голубика, клюква, карликовая берёза. Триггеры настроены на фотографии для их увеличения и возврата к прежнему размеру. Учитель: «Растения стараются прижиматься к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Поэтому все растения тундры низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. Ягель – иначе олений лишайник. Растёт очень медленно – за год на 4-5 мм. Подсчитано: поедая лишайник, олень за один раз отправляет в рот то, что росло 10 лет! Для полного восстановления сильно пострадавшего пастбища требуется 15-20 лет. Голубика – это невысокий кустарник. Высота его редко превышает 50 см. Отличительный признак этого растения - голубоватый оттенок листвы. Плоды голубики - синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. В конце лета тундра местами синеет от ягод голубики, их здесь огромное количество. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни». |
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке |
13 |
||||||||||||||
Животный мир |
На слайде даны фотографии животных: волк, песец, белая куропатка, белая сова. Триггеры настроены на фотографии для их увеличения и возврата к прежнему размеру. Учитель: «Как же животные приспособились к жизни в тундре? У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей густой мех. Волкив тундре весьма многочисленны. Взрослые волки крупнее овчарки и, в отличие от собак, хвост всегда держат опущенным вниз. Окраска их шерсти очень светлая, белесая, особенно зимой. Тундровые волки распространены от берегов Северного Ледовитого океана до лесотундры и тайги. На побережьях они питаются выброшенными волной трупами тюленей, рыб и морских беспозвоночных. На материковой части ловят леммингов, разоряют гнезда птиц, поедая яйца и птенцов, нападают на линяющих гусей и уток, зайцев и песцов. Волки постоянно держатся возле стад северных оленей и кочуют вместе с ними. На зиму они перемещаются из тундры в тайгу, а весной вслед за оленями двигаются обратно к северу. Обычно волки нападают на ослабевших и больных животных, чем оказывают оздоровляющее влияние на все поголовье северных оленей. В то же время местами волки наносят урон оленеводству, и с ними приходится вести борьбу. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшёрсток. Белая куропатка – растительноядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками». |
Переход на слайд 7 по управляющей кнопке |
32 |
||||||||||||||
Животный мир |
На данном слайде загадка: «Мелкие животные, питающиеся травой, ягодами, семенами, побегами, похожи на пеструшку». При щелчке по слайду ЛКМ складывается ответ «Лемминги» и появляется фотография животного. Учитель: «Угадайте, кто ещё обитает в тундре. Лемминг зимой живёт под снегом. Прокапывает снежные ходы. Докапывается до кочки, а там сочные стебельки, зелёные почки, семена, ягоды. Строит это животные под снегом и гнездо. Выводит в гнезде своих детёнышей». |
Переход на слайд 8 по щелчку ЛКМ |
7 |
||||||||||||||
Животный мир |
На данном слайде загадка: Мха копытом не касаясь, Ходит северный красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко! При щелчке по слайду ЛКМ складывается фотография северного оленя и появляется надпись «Северный олень» Учитель: «Угадайте, а ещё кто обитает в тундре. Северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшёрсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Люди приручили оленей и сейчас разводят их. Но следует знать, что северные домашние олени не совсем домашние – они полудикие, их пасут большими стадами, постоянно перегоняя с места на место. Люди получают от оленя вкусное мясо, которое употребляют варёным, вяленым, и в сушёном виде. Из шкур оленей шьют тёплую одежду, которую расшивают цветными лоскутами и бисером, из шкур оленя шьют чулки, которые в унтах спасают ноги в самые сильные морозы. Из шкуры оленя строят лёгкие жилища для пастухов – чумы, шкурами оленя устилают пол в чумах, шкурами укрываются как одеялом. На оленях в тундре ездят, запрягая их в лёгкие нарты с длинными полозьями, они мало проваливаются в снег и в болотистых местах, на нартах ездят и летом, так как на колёсах там ездить нельзя, на нартах возят и грузы». |
Переход на слайд 9 по щелчку ЛКМ |
8 |
||||||||||||||
Животный мир |
На слайде два северных оленя, на которые настроен триггер для появления фигуры SmartArt. Учитель: «Итак, какую же роль играют олени в тундре для человека? Олень кормит, одевает, и обувает человека в тундре».
|
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке |
9 |
||||||||||||||
Тундра и человек |
Данный слайд содержит 2 блока. На плашки настроены гиперссылки на соответствующий раздел. Работать можно в любом порядке.
|
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке |
23 |
||||||||||||||
Тундра и человек. Заметки экологов |
На слайде дана книга «Заметки экологов». Триггеры настроены на страницы книги, для её листания. Учитель: «Ребята, как Вы думаете, какие заметки сделали экологи? (Высказывания детей). А теперь сравним ваши предположения с тем, что написано в этой книге. Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы. Поверхность тундры разрушается от гусениц тракторов и вездеходов, и растения гибнут. Территория загрязняется нефтью во время её добычи и переработки. Уменьшается количество животных из-за незаконной охоты – браконьерства. Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Как помочь тундре?
|
Возврат на слайд 23 по управляющей кнопке |
24 |
||||||||||||||
Тундра и человек. Жители тундры |
На слайде изображены жители тундры. Триггеры настроены на маленькие картинки, для их увеличения и прослушивания музыки. Фотографии лучше открывать слева направо. При увеличении фотографии звучит народная музыка, её нужно дослушать до конца. Учитель: «Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, якуты, чукчи и другие народности. У каждого народа свой язык, обычаи, одежда, но жизнь и занятия связаны с тундрой. Прежде всего, это охота, рыболовство, оленеводство». |
Возврат на слайд 23 по управляющей кнопке |
25-31 |
||||||||||||||
Проверьте себя |
Данный слайд содержит 4 блока. На плашки настроены гиперссылки для перехода к соответствующим разделам. Работать можно в любом порядке.
|
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке |
6 |
||||||||||||||
Проверьте себя. Повторите! |
Восстановите цепи питания На слайде дано три цепи питания, их нужно восстановить. Дети устно отвечают, а затем идёт проверка. Анимация настроена по щелчку мыши. Возможно использование фронтальной или групповой формы работы. Учитель: «Ребята, восстановите цепи питания». Ответы: растения – лемминг – сова ягель – олень – волк растения – лемминг – песец Учитель: «А сейчас я вам предлагаю составить свои цепи питания. О чём мы должны помнить? Первая цепочка – растения, вторая – растительноядные животные, третья – хищники». |
Переход на слайд 11 по щелчку ЛКМ |
10 |
||||||||||||||
Проверьте себя. Повторите!
|
Заполните таблицу На слайде дана таблица, вторая часть которой закрыта. Дети устно отвечают, затем идёт проверка. Анимация настроена по щелчку мыши. Учитель: «Ребята, предлагаю вам заполнить таблицу». Ответы открываются в правом столбце таблицы.
|
Переход на слайд 12 по щелчку ЛКМ |
11 |
||||||||||||||
Проверьте себя. Повторите! |
На слайде дано два столбика слов. Нужно установить соответствие между словами первого и второго столбика. Для проверки нужно нажать на плашку «Проверка». Учитель: «Ребята, как вы думаете, что или кто относится к растению, птице, зверю?» Ответы: растение – голубика зверь – лемминг птица – куропатка Учитель: «А сейчас предлагаю каждому из вас составить подобные соответствия». |
Возврат на слайд 6 по управляющей кнопке |
12 |
||||||||||||||
Проверьте себя. Угадайте! |
Найдите лишнее На слайде четыре картинки животных, нужно угадать, какое лишнее и объяснить почему. Для проверки нужно ЛКМ кликнуть по картинке, если ответ верный, то картинка обесцветится, плашка с названием окрасится в жёлтый цвет и появится управляющая кнопка. Если ответ неверный, то картинка покачается. Ответ: тюлень |
Переход на слайд 15 по управляющей кнопке |
14 |
||||||||||||||
Проверьте себя. Угадайте! |
Найдите лишнее На слайде четыре картинки растений, нужно угадать, какое лишнее и объяснить почему. Для проверки нужно ЛКМ кликнуть по картинке, если ответ верный, то картинка обесцветится, плашка с названием окрасится в жёлтый цвет и появится управляющая кнопка. Если ответ неверный, то картинка покачается. Ответ: малина |
Возврат на слайд 6 по управляющей кнопке |
15 |
||||||||||||||
Проверь себя. Игра «Восстановите краски» |
На слайде игровое поле. Задания желательно выполнять по порядку. На номер задания настроена гиперссылка на определённый слайд. На каждом слайде по описанию нужно угадать растение или животное. Для проверки клик ЛКМ по плашке «Проверка», появится фотография животного или растения и их название. После выполнения задания дети возвращаются на слайд с игровым полем. В конце они полюбуются разноцветьем тундры. Музыку нужно дослушать до конца. Правила Произошла экологическая катастрофа, и краски тундры поблёкли. Нужна ваша помощь, чтобы вернуть ей прежний вид. Разноцветьем тундры вы сможете полюбоваться, после того, как выполните задания. Нажмите на цифру, которой обозначен фрагмент тундры (в порядке возрастания), ответьте на вопрос, вернитесь на слайд с заданиями. По окончании работы вы сможете полюбоваться разноцветьем тундры. Для открытия игры нажмите на слайд. Ответы
|
Возврат на слайд 6 по управляющей кнопке |
33-40 |
||||||||||||||
|
Данный слайд содержит 2 блока. На плашки настроены гиперссылки на соответствующий раздел. Работать можно в любом порядке. Кроссворды – слайды 16-22
|
Возврат на слайд 6 по управляющей кнопке |
16 |
||||||||||||||
Проверь себя. Кроссворд |
Работа ведётся по щелчку мыши и управляющим кнопкам. Учитель: «Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете, чем занимаются люди в тундре. Для этого разгадаем кроссворд». Правила
Для проверки ответа нажмите на карточку, где записан вопрос. Появится ответ, фотография и управляющая кнопка. Ответ: охотник |
Переход на слайд 18 по управляющей кнопке |
17 |
||||||||||||||
Проверь себя. Кроссворд |
Для проверки ответа нажмите на карточку с вопросом. Появится ответ, фотография и управляющая кнопка. Ответ: оленевод |
Переход на слайд 19 по управляющей кнопке |
18 |
||||||||||||||
Проверь себя. Кроссворд |
Для проверки ответа нажмите на карточку с вопросом. Появится ответ, фотография и управляющая кнопка. Ответ: рыболов |
Переход на слайд 20 по управляющей кнопке |
19 |
||||||||||||||
Проверь себя. Кроссворд |
Для проверки ответа нажмите на карточку с вопросом. Появится ответ, фотография и управляющая кнопка. Ответ: геолог |
Переход на слайд 21 по управляющей кнопке |
20 |
||||||||||||||
Проверь себя. Кроссворд |
Для проверки ответа нажмите на карточку с вопросом. Появится ответ, фотография и управляющая кнопка. Ответ: строитель |
Возврат на слайд 16 по управляющей кнопке |
21 |
||||||||||||||
Проверь себя. Филворд «Животные тундры» |
Предлагаю вам разгадать филворд по теме «Животные тундры» Напомнюправила разгадывания 2. Буквы нужно открывать в том порядке, как они пишутся в слове. 4. Для открытия филворда нажмите на слайд. Ответы: олень, куропатка, сова, лемминг |
Возврат на слайд 16 по управляющей кнопке |
22 |
||||||||||||||
|
Визитная карточка На слайде размещена информация об авторе. Адрес электронной почты и профиль в «Сети творческих учителей». |
Возврат на слайд 1 по управляющей кнопке |
41 |
||||||||||||||
|
Информационные источники Ссылки на информационные источники, которые использовались при создании презентации. |
Переход на слайд 43 по управляющей кнопке |
42 |
||||||||||||||
|
Информационные источники Ссылки на материалы мастер-класса «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» - 8 |
Возврат на слайд 2 по управляющей кнопке кнопка для выхода из презентации |
43 |
Лещёва Светлана Николаевна
Фокина Лидия Петровна
Купцова Елена Александровна
Фокина Лидия Петровна
Львова Светлана Алексеевна
Фокина Лидия Петровна
Паздникова Елена Сергеевна
Фокина Лидия Петровна
Бородинская Елена Николаевна
Фокина Лидия Петровна
Фокина Лидия Петровна
Фокина Лидия Петровна
Телепенина Татьяна Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Фокина Лидия Петровна