Технологическая карта урока географии «Разнообразие природы Южной Америки» (7 класс)
Технологическая карта по географии
Урок 46 Разнообразие природы Южной Америки. (Параграф 39)
Педагогические цели |
Сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях. |
Образовательные ресурсы |
Учебник: Е.М. Домогацких «География. Материки и океаны. 7 класс», М., «Русское слово», 2015, физическая карта полушарий, мира, мультимедийный проектор. |
Основные понятия |
Амазония, сельва, сейба, бальса, Патагония, льянос, пампа, многоярусный лес, бразил, каучук |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Дата |
||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Мотивационная беседа. Приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся. Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный. Мы с вами продолжим наше путешествие по Южной Америке. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету. А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это? Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов. Среди них наиболее известны «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру Земли», «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Вокруг света в 80 дней», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и многие другие. Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени будем говорить о нем и его книгах, потому что это действительно географический писатель. Секрет своего творческого метода Верн раскрыл устами Паганеля, героя «Детей капитана Гранта». Однажды его спутники, пораженные тем насколько чудаковатый ученый досконально знает местность, где они находятся, спросили его: «Неужели вы не раз здесь бывали?». На что тот невозмутимо ответил: «Да, сидя в кабинете в своем кресле». Каждый из вас, используя метод Паганеля попробует раскрыть тайны этого удивительного материка. |
Приветствие учителя, готовность к уроку |
|||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний |
Пусть эпиграфом к нашему уроку будут слова К.Паустовского (чтение эпиграфа: Познание и странствие неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний. К. Паустовский.). И мы отправимся с вами в странствие, и, конечно, будем познавать что-то новое. Для того чтобы продолжить наше заочное путешествие нам необходимо вспомнить все то, что мы изучали по Южной Америке. - Назовите и покажите крупнейшие реки Южной Америки? - Расскажите об особенностях Амазонки? - Назовите и покажите озера Южной Америки? - Какую роль играют реки Южной Америки? |
Повторяют материал. Отвечают на вопросы учителя. |
|||||||||||||||||||||||||
2. Создание проблемной ситуации |
Проблемный вопрос: Почему в Южной Америке мало крупных озер? |
Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. |
|||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагания |
Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водными ресурсами. |
Записывают тему в тетради |
|||||||||||||||||||||||||
4. «Открытие» нового знания 5. Физминутка (упражнение для глаз) |
Ребята, в течение нескольких уроков мы совершали интересное путешествие по этому удивительному материку – Южная Америка. Познакомились с климатом, рельефом, внутренними водами. Все это позволило создать образ Южной Америки. Сформированный образ Южной Америки не является полным. Почему? Совершенно верно, поэтому, сегодня нам необходимо подняться еще на одну ступеньку горы познаний, чтобы представления о Южной Америке были полными. Ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал, а сейчас мы приступаем к изучению новой темы. -Что мы должны узнать и чему научиться сегодня на уроке? -Давайте вместе сформулируем цели и задачи нашего урока. -Что такое природная зона? - В каких климатических поясах расположена Южная Америка? - Чем обусловлено образование природных зон? - По ходу рассказа новой темы заполняете таблицу
Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов. В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. Сейчас мы отправляемся в зону влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы. Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых. Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану - Тинг (Амазонка) Зона переменно-влажных лесов. Зона переменно-влажных лесов расположена к югу и к северу от зоны влажных экваториальных лесов и занимает северную часть Бразильского плоскогорья и северо-восточную часть Гвианского плоскогорья. В зоне переменно-влажных лесов высокие деревья сбрасывают листву, а эпифитные орхидеи на сухое время впадают в состояние покоя. Черты полулистопадных лесов: могут существовать при длительности засушливого периода до 5 месяцев с количеством осадков менее 100 мм, деревья обладают дисковидными корнями. В руслах рек и на равнинах – тропический, непроницаемый лес с эпифитами и лианами, который карабкается от моря до самого гребня хребта и под конец переходит в сплошной лес одних только пальм. Пальмовый лес прекращается и начинается лес араукарий, т.е. лес бразильских сосен. Чрезвычайно разнообразен животный мир переменно-влажных лесов Южной Америки: термиты, гривистый волк, саваннова лисица, кустарниковая собака, носухи, гризон, пума, кошка Жоффруа, черепахи, летучие мыши, легуаны, кайманы, криптурелла, колоколо, зимородки. Зона саванн. Далее наш путь лежит в зону саванн, которая занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий, где их называют льянос. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее: мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. У них другое название – кампос. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,. В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу Зона субтропических степей. Из зоны саванн мы отправляемся в зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Растительность степей – травы, среди которых преобладают ковыли, дикое просо и другие виды злаков. Животный мир степей – пампасский олень, пампасская кошка, ламы. Приглашаем посмотреть на животных пампы (рассказ учащегося о животных субтропических степей). Зона пустынь и полупустынь. Дальше мы отправляемся в зону пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев. В путешествие приглашаем в страны ветра и холода в Южной Америке После небольшой физминутки мы с вами продолжим знакомство с природными зонами Южной Америки. Высотная поясность в Андах. А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама. Среди птиц можем отметить хищную птицу - кондор, распространен в Андах на тихоокеанском побережье Южной Америки. В этой природной зоне мы приглашаем посетить вас самый высокий водопад в мире (рассказ учащегося об водопад Анхель). Как вы уже узнали, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. - Ребята, давайте сделаем вывод: все природные зоны отличаются друг от друга различием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Разные природные зоны находятся в разных климатических поясах. Просмотр видеофильма «Природа Южной Америки» Изменение природы материка под влиянием деятельности человека. – Итак, мы прослушали и посмотрели с вами сообщения о природных зонах, доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием хозяйственной деятельности человека. - Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека? - Как проявляется это влияние? Воздействие человека на природу в Южной Америке началось еще тогда, когда коренное население, занимаясь земледелием, выжигало для этого участки лесов, осушало болота. Однако эти изменения не были так велики в сравнении с теми, которые возникли с приходом на материк европейцев. С XVI в. началось хищническое использование природных богатств. Распашка земель, вырубка лесов, пастбищное скотоводство, появление новых растений, завезенных с других материков, привели к ослаблению или к полному уничтожению связей между компонентами природы, к большим изменениям природных комплексов. Например, значительная часть пампы распахана или используется для выпаса скота. Пастбища заросли сорняками. Пампа потеряла свой первозданный облик. Она превращена в бескрайние поля пшеницы и кукурузы, загоны для выпаса скота. Почти уничтожены ценнейшие леса из араукарий - хвойных деревьев, растущих на востоке Бразильского плоскогорья. На месте тропических лесов и саванн давно уже существуют плантации кофейного дерева, завезенного сюда из Африки, и плантации какао, дикие виды которого растут в лесах Амазонии. Очень быстро уничтожаются леса Амазонии. Строительство Трансамазонской автомобильной дороги (5000 км) открыло путь в сельву. При современных темпах использования, по прогнозам ученых, эти леса могут исчезнуть к началу ХХI в. А ведь леса Амазонии дают атмосфере много кислорода, обладают огромным количеством видов растений и животных. Проблема охраны природы Южной Америки возникла в начале ХХ в. Но только совсем недавно приступили к ее осуществлению: была намечена программа, составлены списки животных и растений, для сохранения которых необходимо было принять срочные меры. - Определим пути решения этих проблем? В Красную книгу сейчас внесено около сотни видов млекопитающих и птиц. Площадь охраняемых территорий на всем материке составляет только около 1 %. Многие страны Южной Америки создают заповедники и национальные парки, которые одновременно служат центрами туризма. |
Работа по карте.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Это крупный ПТК, обладающий взаимосвязью температуры, увлажнения, почв, растительного и животного мира. Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, южном умеренном поясах. Климатом, соотношением тепла и влаги.
Заполнение таблицы.
Сообщения учащихся
|
|||||||||||||||||||||||||
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Определите природную зону по описанию: А) Многие месяцы жарко и сухо. Искривленные низкорослые деревья и кустарники. Обитают мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду (саванны) Б) Климат влажный субтропический, плодородные красновато-черные почвы. Из растительности преобладают ковыли и дикое просо (степи – пампа) В) Жарко и влажно в течение года. Почвы красно-желтые ферраллитные. Многоярусные леса. Животные приспособлены к жизни на деревьях (сельва) Г) Умеренный климат с малым количеством осадков. Малоплодородные бурые почвы. Злаки, колючие кустарники. Много грызунов (полупустыни) Итак, ребята, что мы ещё должны сделать, чтобы лучше закрепить материал урока? (показать и нанести на к/к) Практическая работа Отметить на контурной карте природные зоны Южной Америки -Как вы считаете, достигли мы сегодня на уроке своих целей? |
Выполняют задания. Работают с картой. Выполнение практической работы |
|||||||||||||||||||||||||
7.Закрепление |
Вернемся к романам Жюле Верна.
1.Герой романа «Пятнацетилетний капитан» Дик Сенд, увидев на побережье материка жирафа, слона, гиппопотама, муху це-це засомневался, что его команда находится в Южной Америке. Почему? 2. С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились? 3. Какие новые понятии ввели? 4. От чего зависит количество высотных поясов? 5. Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.
|
Отвечают на вопросы учителя. 1. Герои в романе Жюль Верна «Пятнацетилетний капитан» попали в Африку, думая, что они в Южной Америке. На каждом материке своеобразный растительный и животный мир. Герои романа видели жирафов, гиппопотамов, тропу, где прошли слоны, слышали рев льва, все эти животные водятся в Африке и не водятся в Южной Америке. Муха цеце обитает тоже только в Африке. Сельва, льянос, кампос, эндемики, пампа. С высотой понижается температура, давление, до определенной высоты увеличивается количество осадков, изменяются условия освещенности. В связи с изменениями климатических условий происходит изменение природных зон.
|
|||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия (итог урока) |
В конце учебного занятия предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. "На сегодняшнем уроке я узнал …"; "Особенно мне понравилось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…". Наш урок подошел к концу, надеемся, что наше путешествие по природным зонам Южной Америки не оставило вас равнодушными. Благодарю всех за отличную работу. Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. |
Рефлексируют по заданным вопросам. |
|||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание |
Записывает и поясняет: параграф 39. |
Записывают домашнее задание |