Методическая разработка «Приёмы формирования познавательных УУД на уроках биологии»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г. Яранска Кировской области
Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии
Работу выполнила: учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области Береснева Наталия Витальевна
Яранск, 2015 г
Аннотация
Методическая разработка «Приёмы формирования познавательных УУД на уроках биологии» посвящена проблеме развития у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои знания.
В работе раскрываются вопросы формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению учебных проблем. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии по УМК Н.И.Сонина. Каждый прием подкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя эти задания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать с информацией. Кроме того, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.
Данная разработка может быть использована в практической деятельности учителей биологии в основной общеобразовательной школе. Приёмы могут быть интересны и для других учителей-предметников, для учащихся, заинтересованных в подготовке к ГИА.
Введение
Актуальность.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии, т.к. они позволяют учащимися выполнять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей. Данные приемы способствуют формированию разного рода умений. Считаю, что ученик, владеющий данными умениями будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности.
Учитель должен так организовать деятельность ученика, так чтобы он показал:
- способность к самоорганизации в решении учебной задачи;
- прогресс в личностном развитии;
Новизна методической разработки в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могут быть переложены на любой предмет. Описанные приемы формируют умения работы с информацией в учебной и практической деятельности, снимая тем самым противоречие между накоплением знаний и их применением.
Цель методической разработки. Использование учащимися нетрадиционного поиска информации на уроках биологии для формирования познавательных УУД.
Условия применения. Особых условий применения не требуется. Необходима возможность использования цифровых образовательных ресурсов, наличие различных видов информации для учащихся и временных затрат учителя.
Трудоемкость, ограничения, риски. Внедрение данной методической разработки не является трудоёмким и практически не имеет ограничений в употреблении. Риски связаны с имеющимися противоречиями в системе образования:
- высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени;
- высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени;
- несбалансированности современной программы и учебников;
- отсутствия мотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся в индивидуальном темпе;
- насыщенностью фактического и понятийного материала и недостаточностью времени на его осмысление.
Основная часть
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий
Н. Рерих
С 2014-2015 года основная школа начала работать по новым образовательным стандартам. Основу работы на уроке составляет деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной нормы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А., О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Выделяют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные УУД– это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Таблица 1. Познавательные УУД .
Познавательные УУД |
Формируемое умение |
Общеучебные |
- формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование |
Логические
|
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. |
Действия постановки и решения проблем:
|
- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Рассмотрим некоторые приемы формирования познавательных УУД в разделе «Жизнедеятельность организмов» в 6 классе. (УМК Сонина Н.И.).
Для формирования общеучебных универсальных действий рекомендую использовать приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником и использую следующие приемы:
- найди место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление;
- разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их;
- придумай название к тексту по изучаемой теме;
- составь суждение по тексту параграфа;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы.
- найти формулировку понятия.
Для более эффективной работы с текстом учебника или других источников предлагаю использовать прием свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование.
Пример 1. При изучении нового материала по теме «Выделение» возможно организовать работу в группах с последующим обсуждением результатов. Задача группы: изучить теоретический материал по учебнику, относящейся к определенному для них животному и заполнить свой столбец таблицы.
Таблица 2. Эволюция выделительной системы животных
|
После работы в группе учащиеся представляют результаты своей работы в виде устного сообщения, заполняют таблицу на доске и делают общий вывод об изменении выделительной системы в процессе эволюции.
Пример 2. При изучении темы «Выделение» предлагаю фронтальную работу по заполнению схемы:
Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1449416682.jpg (700x283)
До начала работы обязательно объясняю новый материал с использованием моделей клетки и почки. А чтобы понять, что происходит с кровью в почках, предлагаю опыт: для демонстрации процесса «загрязнения» крови в клетке можно использовать красную тушь (имитирующую кровь), в которую добавляются чаинки (вредные вещества). Затем демонстрирую процесс фильтрации «загрязненной» крови в почках с помощью фильтровальной бумаги. Таким образом, дети видят, что в почках кровь очищается, а вредные вещества удаляются из организма.
Учащиеся самостоятельно заполняют схему в тетрадях и сравнивают с эталоном, представленным на слайде.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/g1449416853.jpg (835x327)
Работа с таблицами, схемами, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления. Анализ информации, представленной виде схемы или таблицы, позволяет понять материал и легко подготовить монологический ответ на следующем уроке. Таким образом, отрабатывается умение развертывать информацию.
Данный пример позволяет формировать так же и логические учебные действия.
Прием на восстановление информационных пропусков в тексте: в разных местах текста удаляю несколько предложений или слов и предлагаю учащимся заполнить пропуски, выбрав из предложенного набора.
Пример 3. При изучении темы «Транспорт веществ в организме» предлагаю учащимся выполнить индивидуальную работу по карточкам.
Заполнить пропуски в тексте: «Растения по способу питания - ………. . Они сами образуют ……….. в процессе ………… в листьях на ……… . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ……… луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……… , затем передвигается по ………..древесины (ксилемы ) под действием …….. и ………», используя предложенные слова: сосуды, ситовидные трубки, корневой волосок, испарение, корневое давление, свет, органическое вещество, автотрофы, фотосинтез (в наборе могут присутствуют и лишние слова).
Данный прием способствует формированию общеучебного умения видеть целостное представление по определенному вопросу.
Прием: «Найди ошибку в тексте (рисунке)»
Пример 4. В теме «Половое размножение животных» предлагаю учащимся в качестве домашнего задания вопрос : «Говорят, что у павлина очень красивый хвост (см. рис. на стр. 137 учебника). Найди биологическую ошибку», на который они должны дать ответ, используя различные источники информации.
Данный прием позволяет добывать новые знания из различных источников, развивая при этом не только общеучебные действия, но и действия постановки и решения проблемы.
Пример 5. При обобщении темы «Питание и пищеварение» даю задание - найти биологические ошибки в тексте: «Фотосинтез - почвенное питание растений. Это процесс образования в хромопластах органических веществ из воды и кислорода на свету. При фотосинтезе выделяется углекислый газ».
Текст задания готовится заранее самим учителем или поручается учащимся в качестве творческого задания на дом. Очень важно сформировать умение отыскания ошибок, т.к. оно позволяет из общего выделять частное.
Прием моделирования – это наглядно – практический прием, включающий создание моделей и их использование.
Пример 6. При изучении темы «Половое размножение растений» предлагаю учащимся проблемное задание на дом: используя любой удобный материал, изготовить модель цветка, на котором отразить движение спермиев к женским клеткам.
Мои рекомендации: Модель цветка сделать на картоне. В завязи пестика нарисовать неподвижные женские клетки: яйцеклетку и центральную клетку. В качестве пыльцевой трубки использовать нитку, к которой приклеить 2 спермия, сделанные из бумаги. Нитку завязать на обратной стороне. Двигая за нитку, показать движение спермиев к женским клеткам.
Данный прием развивает мышление, воображение, конструктивные умения, творческую инициативу, эстетический вкус, способствует развитию общеучебных действий и действий по решению проблем.
Формированию логических универсальных учебных действий способствуют следующие приемы.
Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
Пример 7. Очень часто дети объединяют и путают процессы выделения и пищеварения, а это два абсолютно разных процесса. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу (вторую колонку заполнить при изучении темы «Питание и пищеварение» на одном уроке, а третью - при изучении темы «Выделение» на другом уроке). Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы.
Вопросы для сравнения |
Пищеварение |
Выделение |
Значение для организма |
|
|
С какой системой связано |
|
|
Что удаляется во внешнюю среду |
|
|
«Отходы» удаляются во внешнюю среду через….. |
|
|
Прием 7 «Синквейн».
Общеизвестный прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Структура синквейна:
1 строка – 1 существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Пример 8. Структурной единицей всех живых организмов является клетка и все процессы жизнедеятельности происходят на уровне клетки, поэтому целесообразно детям предложить выполнить следующее задание: составить синквейн по теме «Клетка».
Результат выполненного задания:
1. Клетка.
2. Структурная, функциональная.
3. Дышит, питается, воспроизводит.
4. Основной элемент живой материи.
5. Жизнь.
Приём незаконченного предложения.
Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Пример 9. При изучении темы «Размножение животных» учащимся предлагаю задание: изучив содержание таблиц, закончить предложения:
«Если срок беременности короткий, то……………….»
«Чем крупнее животное, тем…………………………...»
«Когда рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши, то……………»
«Чем чаще размножаются животные, тем………………………………»
Таблица 3. Длительность беременности у разных животных
Название животного |
Длина тела |
Длительность беременности |
Условия деторождения |
Характеристика детенышей |
Серый хомячок |
10 см |
11-13 дней |
Надежно устроенные норы |
Голые, слепые, беспомощные |
Рыжая полевка |
13 см |
18 дней |
||
Серая полевка |
13 см |
20 дней |
||
Крыса-пасюк |
35 см |
22 дня |
||
Хомячок |
59 см |
30 дней |
||
Сурок байбак |
90 см |
40 дней |
||
Лисица |
|
52 дня |
||
Горный баран |
|
150 дней |
Не устраивают гнезд и нор |
Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерями |
Олень, лось |
|
240-250 дней |
||
Зебра |
|
340-365 дней |
||
Слон |
|
500 дней |
Таблица 4. Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни
Название животного |
Продолжительность жизни |
Частота повторения рождений |
Слон |
70-80 лет |
1 раз в 4 года |
Зубр |
до 50 лет |
1 раз в 2-3 года |
Кит синий |
35-40 лет |
1 раз в 2-3 года |
Медведь бурый |
30-35 лет |
1 раз в 2-3 года |
Волк |
около 15 лет |
1 раз в год |
Лисица |
10-12 лет |
1 раз в год |
Зайцы |
5-7 лет |
до 3 пометов в год |
Обыкновенная полевка |
14-18 месяцев |
6-8 пометов в год |
Пример 10. По любой теме в разделе «Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции:
……….………., поэтому……………….
……………….., потому что ………….
………………., следовательно, ……….
………………., так как……………….
Например, по теме «Дыхание» результатом работы учащихся по данному алгоритму могут быть следующие высказывания:
«Органом дыхания у китов и дельфинов являются легкие, следовательно, время от времени они должны подниматься к поверхности воды».
«Киты и дельфины быстро поднимаются к поверхности, так как у них хвостовой плавник расположен в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у рыб».
Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.
Прием логических цепочек.
Пример 11. При изучении темы «Рост и развитие животных» встречается много новых терминов, которые необходимо запомнить. Они отражают последовательность этапов эмбрионального развития. На этапе закрепления предлагаю составить иерархическую цепочку, используя карточки с терминами, а затем объяснить соподчиненность элементов в цепочке.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1449417335.jpg (954x265)
Данный прием развивает умение выявлять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.
А на следующем уроке использую прием «Интеллектуальной атаки»: в быстром темпе фронтально задаю понятия, а учащиеся их определение.
Прием - найти «лишнее».
Пример 12. В теме «Дыхание» даю задание: «Что является лишним в данном перечне: кожа, жабры, чечевички, трахеи, вся поверхность тела. Дать объяснение своему выбору».
Задания такого рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Прием - классификация .
Пример 13. В теме «Питание и пищеварение» предлагаю учащимся выполнить задание: используя рисунок и текст учебника на странице 68 разделить животных на две группы:
Животные – паразиты:
эктопаразиты (внешние) эндопаразиты (внутренние).
- Как вы считаете, какие наиболее опасны и почему?
- Что необходимо соблюдать, чтобы ими не заразиться?
Такие упражнения развивают умение классифицировать понятия и явления.
Прием на установление соотнесения.
Пример 14. При обобщении темы «Бесполое размножение» целесообразно предложить задание: «Установить соответствия между растениями и формами вегетативного размножения».
Луковица смородина
Стеблевой черенок ландыш
Отводки малина
Усы ирга
Клубни яблоня
Прививка картофель
Корневые отпрыски земляника
Корневище крыжовник
Корневой черенок гиацинт
Листовой черешок фиалка
Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций как анализ и сравнение.
Действия постановки и решения проблемы:
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
Пример 14. В теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна».
Пример 15. При изучении темы «Питание и пищеварение» предложить такое задание: «Как изменится внешний вид растений-хищников, если животная пища станет для них основной?»
Прием - постановка проблемного вопроса.
Пример 16. В теме «Дыхание» задаю проблемные вопросы: 1). В воздухе содержится кислород и углекислый газ. Почему в клетки при дыхании поступает кислород, а не углекислый газ? 2). При дыхании кислород всегда проникает внутрь организмов, а углекислый газ выделяется, почему не наступает такой момент, когда в воздухе остается только углекислый газ?
Пример 17. При изучении тема «Выделение» в начале урока предлагаю обсудить следующие вопросы: «Почему опасно есть переросшие грибы? Почему человек умирает, если перестают работать почки? Почему деревья сбрасывают листву?». При обсуждении данных вопросов учащиеся формулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам, чтобы подвести итог урока.
Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений;
Пример 18. Монстера, которая стоит в кабинете, имеет дыхательные корни, а еще ее называют деликатесной, и она может предсказывать дождь. Подумайте, почему ее называют монстерой? Деликатесной? И как ей удается узнать, когда испортиться погода?
Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения);
Пример 19. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева - у одного мыши кору частично погрызли, а у другого зайцы ствол объели кольцом. Какое дерево может погибнуть? Докажите. (Дискуссия проводится с опорой на знания учащихся по темам «Органы растения», «Ткани»).
Заключение
Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:
- учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;
- ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;
- делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
- добывают новые знания из различных источников и разными способами;
- перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;
- преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;
- работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.
1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.
2. ГалееваН.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.
3. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе. – 2011.–№7.– с. 24–30.
4.Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2010.
5. Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-1261.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Буньков Андрей Владимирович
Евгений Алексеевич