Методическая разработка «Приёмы смыслового чтения»
Смысловое чтение
Актуальность 1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. 2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.
3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: 4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения Проблема 1: Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы Проблема 2: Ограничение самостоятельной работы Проблема 3: Использование лишь традиционных технологий и методов обучения
Проблема 4: Узкий круг чтения обучающихся Проблема 5: Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Смысловое чтение «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Основные умения смыслового чтения умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Учебное Самостоятельное
Виды чтения Ознакомительное Изучающее Вдумчивое Поисковое (просмотровое)
Приёмы по формированию смыслового чтения «Зеркальное чтение» «Придумай продолжение» «Прием пропуска буквы» «Чтение строчек с прикрытой основой» «Поиск в тексте заданных слов» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума» «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Дерево предсказаний»
Прием зеркального чтения кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз, ребёнок не замечает логической ошибки, так как слово может и не иметь смысла;
Придумай продолжение Чтение только одинаковой части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна. Приём призван акцентировать внимание ребёнка на окончаниях слов, что часто многие не делают (срабатывает момент угадывания и смысл фраз теряется вовсе)
Прием пропуска буквы
Чтение строчек с прикрытой основой
Поиск в тексте заданных слов
Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Ассоциативный куст Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Ассоциативный куст растения высокие хвойные лиственные декоративные редкие ядовитые полезные маленькие большие
Ромашка Блума Оценочные вопросы Творческие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Практические вопросы Объясняющие вопросы
Классификация вопросов Б.Блума: Простые вопросы Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Классификация вопросов Б.Блума: Уточняющие вопросы Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Классификация вопросов Б.Блума: Творческие вопросы Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Классификация вопросов Б.Блума: Оценочные вопросы Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Классификация вопросов Б.Блума: Объясняющие (интерпретационные) вопросы Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
Классификация вопросов Б.Блума: Практические вопросы Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ………..? ………….? …………..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа ……………..? ………………?
ТЕМА Дерево предсказаний
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Не использовать прием больше одного раза на уроке. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. Дерево предсказаний
Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга 1.Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе. 2.Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам. 3.Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
Мониторинг сформированности техники чтения Способ чтения (определяется во время чтения). Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста). Правильность чтения (определяется во время чтения). Выразительность чтения (определяется во время чтения). Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Мониторинг сформированности навыка смыслового чтения