Приёмы формирования и развития читательской грамотности у младших школьников на уроках «Литературного чтения»
«Лучшая методическая разработка по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся», Ильясова Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пушкинская основная общеобразовательная школа»
Номинация: «Лучшая методическая разработка по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся»
Приёмы формирования и развития читательской грамотности
у младших школьников на уроках «Литературного чтения»
Работу выполнила:
Ильясова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
Красногвардейского района
Оренбургской области
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни ЗУН для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных технологий, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.
Цель:
представление опыта по развитию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе посредством приёмов работы над текстом;
показать практическую значимость использования данных приёмов работы;
поделиться личным опытом работы по развитию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе по данной теме.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
На разных этапах урока использую следующие приёмы:
Приём «Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
1)Сообщаю название текста.
Работа по рассказу Льва Николаевича Толстого « Как мужик камень убрал» 4кл.
Предлагаю отметить слова, которые могут быть связаны с текстом.
Басня, город, инженер, порох, каток, подле камня, выдумка.
1)Чтения текста.
2)После чтения текста, дети возвращаются к данным словам, объясняют значение и употребление слов, используемых в тексте. В словаре учебника этих слов нет, я использую словарь Владимира Ивановича Даля.
Басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного словца; иносказательное, поучительное повествование.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое вещество.
Большой каток – машина для уплотнения грунта, асфальта.
Подле камня – возле, рядом с камнем.
Выдумка – вымысел, изобретение, смекалка.
Почему данное произведение можно назвать басней? (иносказательное, поучительное повествование)
Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.
Чему учит басня?
(Важна не столько сила, сколько смекалка, сообразительность) (Нужно хорошо подумать, существуют ли другие решения проблемы). Это общественная ситуация.
Вывод: Приём «Глоссарий» вносит оживление в учебный процесс и положительно влияет на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Ведёт к правильному оцениванию поступков действующих лиц и осознанному чтению.
Приём «Синквейн»

Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Синквейн по произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (3 класс).
1.Рукодельница | Ленивица |
2.Скромная, заботливая. | 1. Капризная, грубая. |
3.Трудится, убирает, готовит. | 2. Спит, ест, обманывает. |
4. Рукодельница награждена драгоценными подарками. Получила подарки за доброту и старательность. | 3. Ленивица за невоспитанность (лень, грубость) получила ртуть. |
5.Умница. | 4. Бездельница. |
Вывод: Приём «Синквейн» развивает умение учащихся выделять ключевые понятия и главные идеи в прочитанном тексте.
Это критерий социальной ситуации.
Приём «Модель «Цепочка событий»
Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:
Старик--------лиса--------еж-------медведь---------волк------------белка
Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?
В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.
Приём «Кластер»
В. Осеева. «Волшебное слово»
Вопросы по осмыслению текста:
Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?
Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.
Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).
С бабушкой? (Он обижался на неё).
С братом? (Был назойлив и злился на него).
Заполнение кластера после прочтения первой части текста.
Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? Дополнение кластера после прочтения всего текста.

Варианты использования «Ромашки Блума»
на уроках литературного чтения
Возможны два варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
II. Образец использования приема
О
знакомьтесь с кратким содержанием рассказа Н.Н. Носова «Огородники» и составьте к нему вопросы.
Размышление над текстом
На доске цветок с 6 лепестками. Каждый
лепесток – вопрос.
1.Простые.
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Что ребята решили организовать в лагере?
2.Уточняющие.
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит в пионерском лагере?
Я могу ошибаться, но, по-моему, главные герои рассказа боролись за красное знамя?
Насколько я поняла, Мишка больше суетился, чем работал?
3.Интерпретационные.
Почему мальчики оказались в отстающих?
Почему друзьям, всё-таки, досталось красное знамя?
4.Творческие.
Что изменилось бы, если бы Мишка добросовестно трудился, а не бегал на другие участки?
Как, по вашему мнению, можно было получить красное знамя ещё в самом начале смены?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте Миши?
Как бы вы поступили на месте рассказчика, друга Миши?
6. Оценочные.
Почему поступок Миши вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
Приём «Дерево предсказаний»
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
Примеры использования приема на уроках литературного чтения.
Т
ема: Сказка «Лиса и тетерев»
Предположения детей, как может закончиться сказка:
Тетерев и лиса станут лучшими друзьями?
К тетереву прилетят его друзья, и они все вместе прогонят лисицу?
Тетерев и лиса объединятся и будут вместе пугать других зверей в лесу?
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
ребята помогут утке с утятами;
ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами;
ребята унесут утят и утку домой;
утята и утка сами улетят от ребят;
ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера;
утка и утята нападут на ребят.
Тема: В. Бианки «Музыкант»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
охотник не убил медведя;
охотник убил медведя и радовался добычей;
охотник стал вместе с медведем играть на щепке;
охотник позвал других охотников, они вместе наблюдали за медведем и удивлялись его игре;
медведь прогнал охотника.
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
мальчик сознается в том, что он вылил кашу в окно;
мальчик не сознается в том, что он вылил кашу в окно;
мама не простит Дениску, он не поедет в Кремль;
мама простит Дениску, но поездка в Кремль не состоится;
мама простит Дениску, и они вместе отправятся в Кремль.
Приём «Кубик Блума»
Н
а гранях кубика написаны первые слова вопросов:
«Почему?», «Объясни!», «Назови!», «Предложи!», «Придумай!», «Поделись!». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасывают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую выпадает кубик.
Почему насторожилась лосиха?
Объясни, что же серое мелькнуло среди деревьев?
Назови героев текста.
Предложи, что надо было делать Мите?
Придумай продолжение рассказа!
Поделись своими впечатлениями о рассказе!
Практика показывает, что приём нравится ученикам, и они быстро его осваивают.
Приём «Корзина идей»
Описание приёма:
Прием «Корзина идей» предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — «вызываются» из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.
По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер».
В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов».
И
так, алгоритм работы с «Корзиной идей»:
Объявляется тема урока.
Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чём совпали их мнения, а в чём возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причём ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
В «корзину» скидывается всё, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Приём «Письмо с дырками»
(И.З.Суриков «Детство»)
Вот моя ______,
Вот ____ дом ______.
Вот качусь я в ______
По горе ______.
Вот ______ санки, и я на ____ хлоп-
Кубарем ______ я под гору, в ______.
Приём «Чтение с остановками»
Рекомендации по использованию приёма «Чтение с остановками»:
Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, синквейн.
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И ещё раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.
Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке приём « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приёма как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой-то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.
Примерные вопросы приёма « чтение с остановками».
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие чувства у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились?
Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Как бы вы закончили его?
Что будет с героем после событий рассказа?
Читательская грамотность формируется не только на уроках. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет внеклассная работа. Она включает в себя работу внеурочную работу, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Проходят классные часы, беседы, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие праздники, т. к. они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал. Это мотивирует обучающихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и расширяет их читательский кругозор.
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
Формирование навыка (техники) чтения.
Начитанность.
Умения работать с книгой.
Разносторонняя работа с текстом.
В результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у обучающихся начальной школы формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Я считаю, что только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребёнок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом».
В.А. Сухомлинский