12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3913
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

СОБЫТИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Ценностный потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через её структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а с другой – эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи [1].

Процесс формирования традиционных семейных ценностей пройдет успешно при согласованном взаимодействии семьи, образовательного учреждения и иных субъектов воспитательного процесса, которое позволит обеспечить системность, преемственность традиций, созидательного воздействия, непрерывность воспитательного воздействия педагога и семьи, «событийного общения» (В.И. Слободчиков) [2].

Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает признание педагогической науки и практики (Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, А.А. Шибаева и др.). Уже сегодня он позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности - объединения субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, сотрудничества и содружества.

На протяжении последних лет целью инновационной деятельности детско-юношеского центра «Восхождение» г. Хабаровска являлось создание детско-взрослого сообщества «Содружество ДРП (дети, родители, педагоги)» как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств всех участников образовательного процесса. Об опыте деятельности детско-взрослого сообщества «Содружество ДРП» и сообществ, входящих в его структуру мы расскажем далее.

Творческая мастерская «Мне через сердце виден мир» объединяет детей и родителей, которые имеют общий интерес в изобразительной деятельности. Дети и родители на совместных мастер-классах изготавливают подарки для своих близких, для людей, которые нуждаются во внимании и заботе: это пожилые, ветераны войны и труда, дети, находящиеся на лечении в больницах и воспитанники специализированных учреждений: мастер-класс «Цветы», на котором участники изготавливали цветочные композиции для ветеранов ВОВ и труда Дома ветеранов №1; с душой и сердцем трудились дети и взрослые над поздравительной открыткой для своих любимых дедушек и бабушек на мастер-классе «Спасибо, что ты есть у меня!», посвященном дню пожилого человека; «Волшебная открытка для героя» к Дню защитника Отечества и другие [3].

Для болеющих детей и воспитанников детских домов и интернатов у творческой мастерской «Мне через сердце виден мир» и детско-взрослым сообществом «Диалог +» реализуется проект «Подари улыбку детям!». Он начался с того, что на традиционном семейном мероприятии «Яблочко от яблоньки» прошел мастер-класс «Нам улыбается мир!» с участием японского художника Мацумото Адзума. Родители и дети творческой мастерской рисовали добрые картины, которые потом вместе с «Коробкой храбрости» (игрушки, книги, краски, альбомы, собранные детьми и родителями) были переданы в отделение онкологии и гематологии детской клинической больницы им. А.К. Пиотровича. Организацию торжественного вручения подарков взяло на себя ДВС «Диалог+», которое провело театрализованное представление и игровую программу для детей в больнице.

Участники ДВС «Диалог+» и творческой мастерской не намерены были на этом останавливаться и за последние 3 года они успели посетить и порадовать малышей детского дома №33 п. Тополево, Хабаровского специализированного дома ребёнка, детского противотуберкулезного диспансера, краевого психоневрологического интерната. В этом году родители и дети расписали стены отделения онкологии и гематологии детской клинической больницы им. А.К. Пиотровича.

Особенность ДВС «Диалог+» является любовь детей и родителей к театрально-игровой деятельности. В мероприятиях, которые они проводят дети и родители в одной связке как команда: «Живи, театр, восьмое чудо света!», «Конкурс чтецов», «Битва хоров», «Конкурс бардовской песни». Особенность ДВС «Диалог+» является любовь детей и родителей к театрально-игровой деятельности. В мероприятиях, которые они проводят, дети и родители в одной связке как команда. Родители отмечают, что за время подготовки к этим мероприятиям значительно улучшились отношения в семье. Они стали более доверительными, дети стали больше рассказывать о своих успехах и неудачах, появились общие дела и планы. На основе общих интересов в детско-взрослом сообществе был организован «Родительский хор» [4].

Клуб интеллектуальных игр проводит множество мероприятий, которые способствуют расширению кругозора, развитию внимания и логики, а главное общению разных поколений: «Путешествие с «Гамбитом» по следам шахматных фигур», интеллектуальный космический бой «Земля и космос», креатив-бой «Дети&Родители», викторина «Своя игра «День матери» и др. Одним из ключевых событий стала праздничная программа с элементами конкурса «Традиции нашей семьи», где семьи продемонстрировали внимательное отношение друг к другу, поддержку, умение работать сообща и вместе отдыхать [5].

Семейный театр - еще одна форма театрального взаимодействия детей и родителей. «Ефремкины и Ко» - это любительский семейный театр, организованный руководителем образцового детского театра «Сюрприз», который выступает на больших сценах и имеет хорошие успехи. В этом году, не смотря на пандемию, семейный театр вернулся в сентябре из Москвы сразу с тремя дипломами победителей VI Всероссийского фестиваля семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом». Театр был вознаграждён дипломами в номинациях «Лучший актёрский ансамбль», «Лучшая постановка» и «Лучшая женская роль», которая досталась Ирине Ефремкиной, она играет в семейном театре вместе с дочерью, 15-летней Инной.

Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач, поэтому участники «Содружества ДРП» проводят его вместе.

Ежегодно дети и родители театральной студии «Диалог» выезжают на совместный летний отдых на турбазу в бухте «Окуневая», где в 2019 году был реализован проект «Здоровым быть здорово!». В результате насыщенной совместной трехнедельной жизни, у детей и родителей не только формируется потребность в здоровом активном образе жизни и совместной культуре отдыха, но ещё они научились жить в бесконфликтной среде, появилось больше доверия у детей к взрослым, реально повысился авторитет родителей [6].

Плодотворная работа Клуба интеллектуальных игр вылилась в интересную совместную поездку детей и родителей летом 2019 года на озеро Байкал. Для учащихся шахматного клуба «Гамбит» явилось событием принять участие в XXVI Международном шахматном турнире «Байкальские зори», а для родителей - использовать эту возможность для совместного времяпрепровождения со своими детьми. В совместное путешествие отправились 14 детей, 13 родителей и 1 педагог. Там они успели посетить Улан-Удэ, Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, село Тарбагатай, Музей истории культуры Старообрядцев и конечно шахматные соревнования.

В творческой мастерской «Мне через сердце виден мир» в летнее время организуются выезды - пленэры для детей и родителей. Члены детско-взрослого сообщества побывали в Польше на международном пленэре «Вдохновение горных вершин», в Китае на пленэре в солнечном Байдайхе, Санкт-Петербурге на международном пленэре «Белые ночи», в Сочи на пленэре «Город, который можно свернуть в трубочку», во Владивостоке с проектом «Архитектура Владивостока». Пленэры сблизили детей, родителей, педагога. Дети совершенствовали свое мастерство, родители получали навыки рисования, педагог совершенствовал методику преподавания, и все вместе получали неоценимый опыт взаимодействия, основанный на общих интересах.

Таким образом, значимость данной работы заключается в осмыслении возможностей детско-взрослого сообщества как эффективной формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у учащихся, а также в продолжении деятельности ДЮЦ «Восхождение» по созданию системы группового наставничества средствами детско-взрослого сообщества.


Презентация
PPTX / 20.67 Мб

Литература

Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества /О. И. Волжина. – М., 2001. – 31 с.

Болотова, М.И. Семейный клуб как событийная детско-взрослая общность: событийный-интегративный подход / М.И. Болотова // Национальные приоритеты России: научный журнал. - Омск: ООО ИЦ «Омский научный вестник», 2009. - №1. - С. 145 - 150.

Москаленко Н.М., Бобровская И.В. Творческая мастерская «Мне через сердце виден мир» // Информационно методический журнал Про_ДОД - ГБПОУ "Воробьевы горы" № 4 (22), 2019. – С. 69-74.

Куклева Н.В. Развитие личностной субъектности ребёнка в системе социального партнёрства «Детско-взрослое сообщество „Диалог+“» // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, Ч. 2. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. - С. 75-79.

Ваниватова А.С., Калашникова Е.Н., Семенюк Н.М. Социальное партнерство как условие формирования детско-взрослого сообщества // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, Ч. 1. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. - С. 24-28.

Куклева Н.В., Мирвис Ю.В. Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье в условиях совместного отдыха детей и взрослых // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, Ч. 2. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. - С. 80-86.

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.