12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Ольга Александровна1271
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Луза
2

Доклад «Роль уроков литературы в формировании семейных ценностей у школьников»


Презентация "На уроках литературы о семейных ценностях"
PPTX / 6.95 Мб

/data/files/i1610471205.pptx (Презентация "На уроках литературы о семейных ценностях")Доклад «Роль уроков литературы в формировании семейных ценностей у школьников»


Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы, учителя литературы, имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Изучая физику или химию, школьник познаёт большей частью эти науки, а на уроках литературы мы говорим не о литературе самой по себе, а о жизни, изображённой в ней. Она вовлекает читателя в ситуации и взаимоотношения людей, предоставляя самому разобраться, что радует и что огорчает, что следует беречь и что подлежит отрицанию.

На уроках эпизоды, в котором описываются семейные отношения, рассматриваем, анализируем, вызывая ребят на разговор о семейных ценностях. Стараюсь как можно чаще побуждать ребят задумываться об этом. «Душа обязана трудиться» над построением своего мира ценностей. Отправной точкой для беседы могут стать многие произведения русской литературы.

В произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках, сказках, песнях особое место занимают пословицы о семье и семейных ценностях: «Каков корень, таков и отпрыск», «В дружной семье и в холод тепло», «В недружной семье добра не бывает», «В своем доме и стены помогают», «В семье разлад, так и дому не рад», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Материнская молитва со дна моря достает», «Семьей дорожить счастливым быть».

В произведениях древнерусской литературы эта тема также прослеживается. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене княгиня Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят свою любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

Если говорить о литературе 18 века, можно привести в пример всем известную комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». При изучении комедии акцентирую внимание на взаимоотношениях членов семьи Простаковых: «Кто же виноват, что Митрофан вырос недорослем в нравственном смысле? Почему госпожа Простакова слышит режущие сердце слова сына: «Отвяжись, матушка, как навязалась!»

Вспомним ещё некоторые произведений курса литературы. В каждом из них семейным отношениям посвящены многие страницы.

Детям очень нравится сказка-быль «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, в ней автор показывает жизнь детей-сирот Насти и Митраши, потерявших своих родителей в годы Великой Отечественной войны.

Дети похожи друг на друга трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью, горячо любят своих родителей, во всём стараются им подражать.

«Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…»

-Митраша «выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани».

-Зачем тебе полотенце? - спросил Митраша.

-А как же? - ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила»

Отец мальчика воспитал в своём сыне не только необходимые житейские навыки. Так велико было влияние отца, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика.

Настя с самого раннего утра занята домашними делами, многому она научилась у своей матери, делает всё очень старательно, заботливо относится к брату, пытается наставить на путь истинный.

В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки. Родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ним. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Бабушка говорит внуку: «Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем». Так она учит зарабатывать своим трудом. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с соседскими ребятами собирать землянику.

Заигравшись, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а землянику насыпать сверху. Однако, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке. Дед морально поддерживает внука, чувствуя его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки «Дед мне подмигнул: «Терпи. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна». Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник. Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Здесь мы видим воспитание любовью.

Лучшая школа дисциплины есть семья. Когда кто-нибудь из домашних совершает проступок, не нужно набрасываться на него с упреками, но не следует и делать вид, будто ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик, скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример.

Одним из самых поучительных, на наш взгляд, можно назвать урок по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Главный герой повести – Самсон Вырин умеет заботиться о своей дочери, любит её, пытается вложить в неё то лучшее, чем обладает сам. И, действительно, Дуня в доме хозяйка: уют, порядок. Но однажды семейное счастье рухнуло: проезжий гусар увозит любимое сокровище. Бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь. Он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но отца прогоняют.

Потеря Дуни - это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимого человека. Раскаяние к дочери пришло поздно: смотритель умер от тоски. По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его. Узнав о смерти отца, заплакала и долго лежала на могилке, виня себя в его смерти.

Стараюсь подвести учеников к выводу, что дети в долгу перед родителями, что любой опрометчивый поступок может быть прощен родителями, стоит лишь вовремя осознать свою вину и произнести волшебное слово «прости».

Одно из моих любимых произведений – повесть А. Грина «Алые паруса».

Уже в первой главе видим семью Лонгрена, его жены Мери, их дочки Ассоль. Читаем о том, как встречала Мери своего мужа, когда тот возвращался из плавания. Завидев мужа ещё издали, Мери «всплескивала руками» и бежала ему навстречу «до потери дыхания». Далее, узнаём, что во время одного из плаваний Лонгрена Мери заболела и умерла. Лонгрен вынужден был оставить плавание, он взял расчёт, чтобы воспитывать маленькую Ассоль. Спрашиваю у ребят, как это характеризует Лонгрена? (Как хорошего, заботливого отца. Он оставил любимое дело ради дочери. Он не отдал Ассоль в какое-то детское учреждение, не просил соседку посидеть с ней, а сам занимался с дочерью). Настоящий отец так и должен поступать: родители в ответе за своих детей, их нельзя перепоручить кому-либо другому!)

Можно рассмотреть семью Артура Грея. Родители мало уделяли внимания сыну, не поддерживали его мечтаний о море. Отец был с ним чересчур строг, был требователен к нему. В итоге Артур сбежал из дома и всего в жизни добивался сам. Обратите внимание на то, что в бедной семье Лонгрен дал дочери любовь, общение, брал её на руки, играл с ней. Артур же, родившись в богатой семье, отданный на попечение слуг, не получил от родителей такой любви, внимания.

В результате этой беседы можно сделать ещё один очень важный вывод: счастье не в богатстве, не в деньгах, а в гармоничности отношений между близкими, родными людьми. Надо чаще родителям и детям быть вместе: что-то делать, читать, обсуждать, трудиться, кому-то помогать. Это очень сближает, а детям даёт ощущение счастья, защищённости.

А в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» есть и негативный опыт семейных отношений. Тарас Бульба очень строг по отношению к своей жене, даже груб с нею, не считается с её мнением, чувствами. Объясняем это суровым и жестоким 15-м веком, во время которого происходят события. Обращаем внимание на то, что казаки в то время были прежде всего воинами, а не примерными семьянинами. В эпизоде из первой главы, который начинается словами «Одна бедная мать не спала…» Находим прекрасный повод поговорить о силе материнской любви. Ученикам очень жалко бедную мать, которая вынуждена после встречи с детьми побыть с ними вместе всего одну ночь. Сопереживание к бедной матери – это уже хорошо. Здесь рассказываю случаи, когда сила материнской любви ни раз спасала жизнь детей.

В седьмом классе читаем рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». В произведении можно усмотреть роль отца в семье. В рассказе мы узнаем, что жена сбежала от Бирюка с проезжим мещанином, оставив с мужем двоих детей: двенадцатилетнюю дочку и новорожденного младенца. Наверное, нужно осудить такую мать. Ребята видят современную жизнь и понимают, что такое случается и в наше время. Обратим внимание на то, каково детям без матери? Как им не хватает её ласки, её заботы. А вот положительную роль отца отметим. Он, как может, сам воспитывает своих детей.

Прослеживая судьбы героев, видим, что жизнь человека никогда не бывает беспроблемной. Каждому на своём пути приходится переживать горе и одиночество, обиды и потери. Но персонажи учат преодолевать трудности, помогают выстоять нравственно в любой ситуации.


Часто знакомимся с небольшими по объёму произведениями литературы. Один ученик как-то признался: «Я люблю читать, но немного, столько, чтобы переварить».

На востоке, в древности, возник жанр притчи – рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Думаю, будет уместно вспомнить сегодня притчу «Пятьдесят лет вежливости».

Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. (50 лет) За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

- Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Вижу, как детям интересно обсуждать то, что они прочитали, с нами: учителями, библиотекарями. Я очень благодарна библиотекарям, с которыми активно сотрудничаю. На уроках внеклассного чтения мы обсуждаем лучшие произведения современной литературы. Но я знаю, что дети очень радуются, когда читают вместе с родителями. Причина простая: дети жаждут общаться с родителями – вместе с мамой, с папой читать, переживать, печалиться. И тут как нельзя кстати слова Екатерины Великой: «Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение».


       Сейчас общество находится в огромной зависимости от телевидения и Интернета, и особенно негативно действуют они на неокрепшие души детей.  Все образцы, мелькающие на экране, вплетаются в детское сознание, отражаясь в нём и отчасти формируя его. Моя задача – беседовать о семейных ценностях как можно чаще, не зря в Евангелии от Матфея говорится: «Стучите и отворится».

В будущем будет известно, какими людьми станут мои ученики, как сложится их семейная жизнь. Хочется, чтобы они вспоминали наши уроки, наши беседы, споры, дискуссии на семейные темы, чтобы те выводы, моральные правила, к которым мы приходили на уроках, помогли им в жизни, помогли найти счастье в семье, которую они создадут.

 

 


























6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.