Выявление уровня влияния семейных ценностей на успеваемость школьников в ОУ
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ОУ
Характеристика исследуемой группы
В качестве обследуемой группы выбран педагогический коллектив средней общеобразовательной школы г. Пенза – МБОУ СОШ №74. Школа имеющая свою историю, традиции и высокий уровень качества образования. С 1992 года это учебное заведение заявило о себе, сегодня же школа является одной из лучших по подготовке школьников к экзаменам и поступлению в высшие учебные заведения нашего города и не только. Коллектив представляет собой 65 человек с учетом рабочих и обслуживающего персонала. Наша задача – вывить уровень влияния семейных ценностей на успеваемость школьников. Поэтому к опросу привлекли только классных руководителей, которые напрямую работают с семьями школьников. В опросе приняли участие 30 человек.
Взаимодействие школы и семьи позволяет формировать личность ребенка. Важную роль в реализации семейного воспитания играет правильно организованная работа со школьниками и их родителями.
Учителя МБОУ СОШ № 74 города Пензы ведут активную работу по реализации взаимосвязи семьи и школы. По словам директора школы – Альчина Сергея Васильевича, «школа – точка отсчета в формировании приоритетов, жизненных позиций школьников…». Руководство учебного заведения требует от каждого классного руководителя тесного контакта с родителями, посещение школьников на дому с целью выявления атмосферы в семье. По словам Байбулатовой Светланы Рафаиловны, которая занимает должность заместителя директора по воспитательной работе, «каждый учитель должен найти подход не только ко школьнику но и к его семье. Все семьи разные и ценности у них тоже. Важно донести каждому родителю мысль о том, что ребенок – это губка, которая впитывает все из семьи и школы, поэтому необходимо обеспечивать для каждого школьника ту базу, которая создаст для него основу для обучения». Так, классными руководителями школы выстроена четкая методика работы, благодаря которой они достигают очевидных результатов. Это и доказывает успешность их работы.
В ходе исследования был проанализирован уровень влияния семейных ценностей на успеваемость школьников.
Организация исследования
Эксперимент состоял из анкетирования. Для выявления уровня реализации успешности работы по взаимодействию школы и семьи учителям был предложена анкета с вопросами:
Как вы думаете, важно ли быть в курсе событий семейной жизни ребенка?
Посещали ли вы школьников своего класса на дому?
Как часто вы проводите мероприятия по реализации взаимосвязи школы и семьи?
Какой вид работы активно используете в своей практике?
Что вы ждете от родителей вашего класса?
Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя?
Готовы ли вы оказывать помощь школьникам и их родителям?
Результат исследования
Из анкеты, которая была проведена среди учителей школы очевидно, что большинство учителей на вопрос: Как вы думаете, важно ли быть в курсе событий семейной жизни ребенка? ответили:
важно – 95%
не имеет значения- 5%
Ответы на вопрос - Посещали ли вы школьников своего класса на дому?- послужили поводом утверждать, что учителя находятся в тесной взаимосвязи с семьями своих учеников:
посещали всех учеников класса- 70%
посещали семь учеников, имеющих проблемы с успеваемостью или поведением- 25%
не посещали- 5%.
Опрос показал, что учителя часто проводят родительские собрания и считают этот вид работы наиболее успешным.
На вопрос - Что вы ждете от родителей вашего класса? ответили:
взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей – 100%
контроль за поведением и учебой детей – 75%
добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) – 50%
оказание помощи в выполнении домашнего задания – 25%
помощь в организации внеклассных мероприятий – 60%
активного участия в общешкольной жизни – 45%
посещение классных родительских собраний – 40%
решение финансовых вопросов – 5%
Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя?
хорошего отношения к детям – 65%
справедливых оценок – 50%
прочных знаний (профессионализмов) – 55%
индивидуальной помощи в учебе – 70%
вооружать родителей знаниями в области педагогического и психологического процесса обучения – 20%
совместной работы по воспитанию детей – 45%
быть «второй мамой» со всеми прилагающимися обязанностями – 35% (чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей)
А вы готовы оказать эту помощь?
да – 95%
не могу – 5%
Результаты опроса дают повод утверждать, что учителя МБОУ СОШ ведут активную работу по взаимосвязи школы и семьи и осознают факт того, что процесс формирования личности ребенка, зависит от его понимания роли семьи в жизни. Правильно организованная работа позволяет учителю достичь желаемых результатов, главным среди которых является воспитание личности с правильным пониманием семьи и ее ценности.
Не стоит забывать о том, что учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместная с родителями работа помогает приобщить самих родителей к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться, а главное – вместе воспитать личность ребенка и развивать его эстетические и семейные ценности.
Разработка памятки для родителей и учителей
Общение с ребенком - школьником
1. Общение с детьми должно быть не меньше 3-4 часов в сутки.
2. Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
3. Помните, что если вы - человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы злой - злые.
4. Воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, насколько доверительны отношения школьника с учителем и родителем, зависит его психологический настрой на весь день. Совместное времяпрепровождение – это совместное общение, ненавязчивые советы
Важно радоваться успехам и достижениям школьника. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нить между ребенком семьей и школой неразрывна.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые понимать положение и условия конкретной семьи, потому что семья – база, которая формирует ценности и воспитывает в ребенке то необходимое, с чем ему потом придется жить всю жизнь, Родителям важно воспитать, показать образец для подражания, контролировать воспитание и образование ребенка, а школа помогает в этом. Поэтому именно она (школа) оказывает профессиональную помощь родителям, если это необходимо. Важно помнить, что сотрудничество школы и семьи оказывает благоприятную обстановку для образования и воспитания ребенка.
Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Очевидно, что решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. – М., 2012.
Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/Л.В. Байбородова.- М.: Просвещение, 2013.
Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2011.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность младших школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
Крупина И.В. Образовательная среда семьи школы как средство воспитания и обучения. Дис…д-ра пед. наук — М., 2011.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2008.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9.
Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.— М., 1988.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания/ Л.И. Маленкова.- М.: Педагогическое сообщество России, 2014.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика. Цель и задачи гуманистического воспитания. М., 2006.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1998.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.
10