12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сорокина Инна Юрьевна166



ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ОУ

Характеристика исследуемой группы

В качестве обследуемой группы выбран педагогический коллектив средней общеобразовательной школы г. Пенза – МБОУ СОШ №74. Школа имеющая свою историю, традиции и высокий уровень качества образования. С 1992 года это учебное заведение заявило о себе, сегодня же школа является одной из лучших по подготовке школьников к экзаменам и поступлению в высшие учебные заведения нашего города и не только. Коллектив представляет собой 65 человек с учетом рабочих и обслуживающего персонала. Наша задача – вывить уровень влияния семейных ценностей на успеваемость школьников. Поэтому к опросу привлекли только классных руководителей, которые напрямую работают с семьями школьников. В опросе приняли участие 30 человек.

Взаимодействие школы и семьи позволяет формировать личность ребенка. Важную роль в реализации семейного воспитания играет правильно организованная работа со школьниками и их родителями.

Учителя МБОУ СОШ № 74 города Пензы ведут активную работу по реализации взаимосвязи семьи и школы. По словам директора школы – Альчина Сергея Васильевича, «школа – точка отсчета в формировании приоритетов, жизненных позиций школьников…». Руководство учебного заведения требует от каждого классного руководителя тесного контакта с родителями, посещение школьников на дому с целью выявления атмосферы в семье. По словам Байбулатовой Светланы Рафаиловны, которая занимает должность заместителя директора по воспитательной работе, «каждый учитель должен найти подход не только ко школьнику но и к его семье. Все семьи разные и ценности у них тоже. Важно донести каждому родителю мысль о том, что ребенок – это губка, которая впитывает все из семьи и школы, поэтому необходимо обеспечивать для каждого школьника ту базу, которая создаст для него основу для обучения». Так, классными руководителями школы выстроена четкая методика работы, благодаря которой они достигают очевидных результатов. Это и доказывает успешность их работы.

В ходе исследования был проанализирован уровень влияния семейных ценностей на успеваемость школьников.

Организация исследования

Эксперимент состоял из анкетирования. Для выявления уровня реализации успешности работы по взаимодействию школы и семьи учителям был предложена анкета с вопросами:

Как вы думаете, важно ли быть в курсе событий семейной жизни ребенка?

Посещали ли вы школьников своего класса на дому?

Как часто вы проводите мероприятия по реализации взаимосвязи школы и семьи?

Какой вид работы активно используете в своей практике?

Что вы ждете от родителей вашего класса? 

Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя?

Готовы ли вы оказывать помощь школьникам и их родителям?

Результат исследования

Из анкеты, которая была проведена среди учителей школы очевидно, что большинство учителей на вопрос: Как вы думаете, важно ли быть в курсе событий семейной жизни ребенка? ответили:

важно – 95%

не имеет значения- 5%

t1629732283aa.gif

Ответы на вопрос - Посещали ли вы школьников своего класса на дому?- послужили поводом утверждать, что учителя находятся в тесной взаимосвязи с семьями своих учеников:

посещали всех учеников класса- 70%

посещали семь учеников, имеющих проблемы с успеваемостью или поведением- 25%

не посещали- 5%.

t1629732283ab.gif

Опрос показал, что учителя часто проводят родительские собрания и считают этот вид работы наиболее успешным.

На вопрос - Что вы ждете от родителей вашего класса? ответили:

взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей – 100%

контроль за поведением и учебой детей – 75%

добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) – 50%

оказание помощи в выполнении домашнего задания – 25%

помощь в организации внеклассных мероприятий – 60%

активного участия в общешкольной жизни – 45%

посещение классных родительских собраний – 40%

решение финансовых вопросов – 5%

t1629732283ac.gif

Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя?

хорошего отношения к детям – 65%

справедливых оценок – 50%

прочных знаний (профессионализмов) – 55%

индивидуальной помощи в учебе – 70%

вооружать родителей знаниями в области педагогического и психологического процесса обучения – 20%

совместной работы по воспитанию детей – 45%

быть «второй мамой» со всеми прилагающимися обязанностями – 35% (чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей)

t1629732283ad.gif

А вы готовы оказать эту помощь?

да – 95%

не могу – 5%


t1629732283ae.gif

Результаты опроса дают повод утверждать, что учителя МБОУ СОШ ведут активную работу по взаимосвязи школы и семьи и осознают факт того, что процесс формирования личности ребенка, зависит от его понимания роли семьи в жизни. Правильно организованная работа позволяет учителю достичь желаемых результатов, главным среди которых является воспитание личности с правильным пониманием семьи и ее ценности.

Не стоит забывать о том, что учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместная с родителями работа помогает приобщить самих родителей к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться, а главное – вместе воспитать личность ребенка и развивать его эстетические и семейные ценности.

Разработка памятки для родителей и учителей

Общение с ребенком - школьником

1. Общение с детьми должно быть не меньше 3-4 часов в сутки.

2. Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

3. Помните, что если вы - человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы злой - злые.

4. Воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, насколько доверительны отношения школьника с учителем и родителем, зависит его психологический настрой на весь день. Совместное времяпрепровождение – это совместное общение, ненавязчивые советы

Важно радоваться успехам и достижениям школьника. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нить между ребенком семьей и школой неразрывна.

Для успешной организации образовательного процесса необходимые понимать положение и условия конкретной семьи, потому что семья – база, которая формирует ценности и воспитывает в ребенке то необходимое, с чем ему потом придется жить всю жизнь, Родителям важно воспитать, показать образец для подражания, контролировать воспитание и образование ребенка, а школа помогает в этом. Поэтому именно она (школа) оказывает профессиональную помощь родителям, если это необходимо. Важно помнить, что сотрудничество школы и семьи оказывает благоприятную обстановку для образования и воспитания ребенка.

Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Очевидно, что решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. – М., 2012.

Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/Л.В. Байбородова.- М.: Просвещение, 2013.

Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2011.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность младших школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

Крупина И.В. Образовательная среда семьи школы как средство воспитания и обучения. Дис…д-ра пед. наук — М., 2011.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2008.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.— М., 1988.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания/ Л.И. Маленкова.- М.: Педагогическое сообщество России, 2014.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика. Цель и задачи гуманистического воспитания. М., 2006.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1998.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.



10



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.