12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Е.А. Колмогорцев

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Котласа Архангельской области

Сегодня многие задачи традиционных направлений науки (физики, химии, наук о Земле, биологии, социологии, психологии и др.), для своего решения все чаще требуют учёта информационных аспектов изучаемых объектов, процессов и явлений. Формируется новая научная парадигма, основанная на существенно более широком использовании концепций и методов информатики.

Вся методология современной науки становится все более информационно ориентированной. Поэтому информатика становится фундаментальной составляющей всего процесса научного познания, научной базой для формирования общества, основанного на знаниях. В связи с этим понятен повышенный интерес к основаниям информатики, а также к её фундаментальным проблемам, которые наблюдаются как в сфере науки, так и в сфере образования.

Хотелось бы остановиться на одной из основных – проблеме сущности информации как одной из составляющих окружающего мира.

Общепризнано, что полного, точного определения понятия «информация» не существует. Можно оперировать лишь её описанием, как, например, для геометрических понятий «точка», «прямая» и т.д.

Попытаемся дать описание сущности данного термина, применительно к окружающему миру.

Давайте посмотрим, что говорит об этом понятии толковый словарь Ожегова: «…информация есть сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальном устройством.» [3].

Но сведение, согласно этому же словарю трактуется как известие, известие – как сообщение, а сообщение – как информация. Получается замкнутый круг: информация есть информация.

Однако, во всех трактовках прослеживается мысль: «информация — это сообщения об окружающем мире». Иначе говоря – информация есть некое отображение нашего мира.

Отображение может в какой-то среде, на каком-то носителе или объекте (зеркало, поверхность воды, некоторое математическое множество). Т.е. информация – это отображение окружающего мира в какой-то определённой среде.

А какие объекты, явления и процессы обладают информацией?

Рассмотрим обычный ноутбук. Это средство хранения, обработки, передачи информации, которая содержится в нем в цифровом виде. Кроме того, он имеет свои свойства: размеры, цвет и т.д. А это информация? Представим себе ситуацию – ноутбук стоит в витрине магазина. И пока на него не посмотрит человек, эти свойства не будут информацией. Но как как только покупатель обратит на него внимание, то эти свойства в его памяти «скопируются» и превратятся в информацию, содержащую эти свойства.

Таким образом, информация не существует в обычных материальных объектах. а лишь в обладающих средой, в которой свойства окружающего мира могут отразиться и стать информацией (мозг человека, книга, ноутбук и т.д.).

Вернёмся к определению информации. С учётом вышесказанного, можно переформулировать его, сделать более общим: «Информация (сведения) есть отражение окружающего мира в какой-либо среде хранения, обработки или передачи».

Рассмотрим какую роль выполняет информация в окружающем мире.

Вновь обратимся к толковому словарю: «Мир – совокупность всех форм материи». «Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания». «Сознание – человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении». «Мышление – процесс отображения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях».

Таким образом, мир можно представить в виде схемы. (Рис.1)

Рис. 1

При этом, действительность можно отнести к материальной структуре мира, а отображение (информацию) и те среды, в которых она отображается – к информационной. [4]

Рис. 2

Рассмотрим свойства окружающего мира. Одно из них – движение. Движение создаёт сила. А силу создаёт энергия. Поскольку движение – это свойство мира, то энергия есть одним из основных компонент мира. Следовательно, энергия является третьей составляющей мира. Таким образом структура окружающего мира состоит их трёх компонентов (Рис.2). Рассмотрим их взаимосвязь.

Пример: круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется. Пар поднимается наверх, образуя облака, затем конденсируется и образуется дождь.

Т.е. под действием энергии материальная структура преобразовывается (создаётся движение). (Рис. 3)

Рис. 3

Вновь вернёмся к понятию движения. Это векторная величина. Т.е. она обладает признаком направленности. Есть движение развития (сложность объектов возрастает), движение разрушения (сложность объектов уменьшается) и движение, при котором не происходит изменения сложности – преобразование из одного вида в другой. [5]

Можно отметить, что природные явления не создают движения развития. Сложность не возрастает. Кроме того, в этих процессах не участвует информационная структура.

Для того, чтобы имело место развитие, должна возрастать сложность. А для этого, необходимо вносить изменения в движитель, направленные на увеличение сложности, т.е. должна существовать система управления. (Рис. 4)

Рис. 4

В зависимости от цели управляющая система воздействует на объект управления. В случае необходимости цель корректируется. [6]

Внесём изменения в предыдущую схему. (Рис. 5)

 

Рис. 5


 

Итак, выделяются две известные структуры мира:

Материальный мир, состоящий из материальных и энергетических структур, в котором движения создаются по законам преобразования материи и энергии из одного вида в другой. Нет участия информационных структур.

Информационный мир, состоящий из материальной, энергетической и информационной структур. В информационных структурах генерируются движения развития, которые реализуются энергетическими структурами в материальных.

Таким образом мы подошли к такому описанию сущности информации: «Информация – одна из трёх структур окружающего мира, представляющая собой отражение материального мира в какой-либо среде обработки и создающая движение развития, реализуемое в материальном мире.»

Мы рассмотрели только один подход к сущности этого понятия. Кроме него существует огромное число различных подходов с различных точек зрения. Их систематизация и выработка на их основе максимального полного и точного определения понятия «информация» - задача, над которой работают многие учёные. Создание такого определения – одна из важнейших проблем сегодняшней информатики.

Литература

  1. Яндекс-Статистика. Режим доступа: http://wordstat.yandex.ru/#!/?words =%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  2. Рамблер-Статистика. Режим доступа: http://wordstat.rambler.ru/wrds/?date=1406&words=%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0 %F6%E8%FF%0D%0A&morph=
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997. - 944с.
  4. Сергованцев В.Т. Информационные технологии в глобальном управлении. // Труды конференции «Энергообеспечение и энергосбережение в сельском хозяйстве», ч.5 «Инфокоммуникационные технологии». – М.: ГНУ ВИЭСХ, 2006. – С. 6-14.
  5. Библиотека Гумер. Концепции современного естествознания. Яндекс-Статистика. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/estestvzn/15.php
  6. Глобалистика: глобальное управление. Презентация лекций. Электронное уч.-мет. пособие. – М.: МГАУ, 2011. – 195 слайдов
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.