Консультация учеников на тему «Проблема выбора дополнительной литературы для внеурочной работы по химии»

1
0
Материал опубликован 17 February 2020

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ

С.Г.Никитин

Учитель химии первой категории

Учитель химии ГБОУ ПО ВСОШ, МБОУ Лицей №73 г.Пензы.

Проблема подготовки ученика к сдаче ЕГЭ на сегодняшний день, наверное, самая острая, стоящая перед учителем химии. Большинство учебников содержат в себе информацию, способную удовлетворить учеников не претендующих на высокий балл, но в целом проблему подготовки к ЕГЭ они не решают. Даже самый удачно проведённый урок ограничен по времени и не допускает отвлечений и более глубокого рассмотрения материала. Учителю приходится искать дополнительную литературу, для работы репетитором, на факультативах, секциях, при работе с одарёнными учениками, для которых объём учебника просто мал. Времени на уроке также не хватает, так что стоит признать, что вопрос подготовки ученика к экзамену выходит за рамки урока. Внеурочная деятельность таким образом ведётся в двух направлениях: репетиторство, либо факультатив. И то и другое в настоящее время очень актуально, как и выбор дополнительных источников информации для занятий.

Качественное пособие по химии стоит дорого, поэтому выбор должен быть продуманным.. Выбор должен сводиться к ряду критериев:

Объём информации больший, чем в школьных учебниках

Практически- теоретическая направленность изложенного материала

Удобство и объяснение материала понятным языком

Наличие большого числа рисунков, таблиц, примеров, задач, пояснений и методов решения задач

При рассмотрении этого вопроса стоит также выделить, что дополнительно могут использоваться, как учебники углубленного уровня, так и учебные пособия, учитывающие приведённые критерии.

Среди учебников углубленного уровня хочется выделить малоизвестный учебник авторов С.А. Пузаков, Н.В. Машнина, В.А. Попков издательства «Просвещение» для 10 и 11 классов. Особенностью данного издания является его «ориентирование на учащихся медицинских классов, школ естественно-научного профиля. Особое внимание уделено медико-биологическим аспектам применения органических соединений»[1]. В учебниках после параграфов представлены вопросы и задания, как для индивидуальной, так и групповой работы, варианты выполнения проектов, ссылки на интернет-ресурсы. Уделено много внимания и дополнительному материалу медико-биологического плана. Особенностью учебника является не только ориентация его на медицинский профиль, что сильно поможет тем ученикам, кто готовится поступить на медицинские специальности, но и при практически отсутствии рисунков те, что представлены в учебнике не встречаются ни в одном другом.

Один из недостатков данного учебного пособия, как и практически всех современных учебников по химии это отсутствие простого, понятного ученику языка, что было свойственно учебникам двадцатилетней давности. В этом плане, например, учебник «Химия 10-11 класс» Э.Е. Нифантьев, Л.А. Цветков 1993 года выпуска идеален, хоть и не имеет столь глубокой направленности. Учитель должен совмещать новое интересное и старое, проверенное временем, для достижения наилучшего результата.

Кроме учебников углубленного уровня необходимо использовать и учебные пособия, направленные на решение примеров и задач. Подобной литературы переизбыток и читая названия пособий и авторов легко запутаться.

Особо отмечу серию пособий автора А.И. Врублевского «Учимся решать задачи по химии». Отметить есть что. Автор выпустил два издания. Одно называется «Общий подход», а второе « Химия элементов и органическая химия».

«Автор приложил все усилия к тому, чтобы старшеклассник мог самостоятельно справиться с заданиями, которые содержатся в этой книге» [2]. А с помощью учителя процесс изучения становится ещё проще. В издании «Общий подход» рассматриваются все типы задач , порой не только школьного уровня, от понятия «моль», до «термохимии», «химической кинетики» и «кристаллогидратов» и т.д. Вторая книга посвящена химии отдельных элементов и содержит задачи на «водород», «галогены» и по всем основным классам веществ органической химии. Для использования на факультативах, репетиторстве, подготовке к ЦТ, ЕГЭ для понимания решения задач издание незаменимое.

Также у Врублевского есть издание «Анализ, синтез и расчётные задачи. Для подготовки к ЕГЭ». «В настоящее время отсутствуют пособия, в которых бы целенаправленно рассматривались задания на идентификацию веществ и ионов, выбор реагентов для осуществления цепочки химических превращений, соотнесения названий веществ и его свойств, номенклатуру органических соединений» [3] утверждает автор. Пособие действительно будет полезно и поможет ученикам подготовиться для сдачи экзамена по самым сложным вопросам.

Третий блок дополнительной литературы включает издания «Общего курса». Это, как правило, пособия по всей школьной программе или по её отдельной части. Этих пособий не так много. Хочется отметить наиболее полезные по наполнению и качеству изложенного материала.

«Начала химии» Н.Е. Кузьменко, В,В. Ерёмин, В.А. Попков «Лаборатория знаний» 2018 года выпуска. Издание включает «задания разного уровня сложности (от простых теоретических вопросов до сложных многоступенчатых расчётных задач) для самостоятельной работы»[4]. Пособие рассчитано на подготовленного ученика и способно удовлетворить интерес самых любознательных и теоретически подкованных учеников. В каждой главе рассматривается теория, затем идут пояснения решения задач и задачи для самостоятельной работы.

Не могу не отметить учебник белорусских авторов, который пока ещё не так популярен в России, хотя и издан был в 2014 году. Авторы А.Э.Щербин, Л.Г.Матусевич «Органическая химия. Основной курс» белорусского издательства «Новое знание». Авторы назвали свой труд «учебник», хотя это скорее полноценное «учебное пособие» на 800 страниц. Рассчитан для студентов высших учебных заведений. Но при подготовке к ЕГЭ в пособии можно найти много нужной информации. «В каждом новом разделе вводится такое количество новых идей и понятий, которое необходимо для освоения материала на данной стадии изучения курса» [5].

При проведении факультативов и репетиторстве, также можно использовать примеры, задания, таблицы, иллюстрации из этого пособия. Отдельно хочется отметить главы по систематике и номенклатуре углеводородов. Те ученики, которые хотят знать формулу «всего» это их книга. Пособие не перегружено и содержит качественный материал вузовского уровня.

В итоге предложенные учебные пособия слишком сложны, чтобы быть доступными и понятными для всех учеников в классе. Для внеурочной деятельности в плане развитие личности учащихся, их творческих способностей, интереса к углубленному изучению предмета; формирование желания и умения учиться больше, чем остальные, они подходят лучше всего.
Учебники, пособия по решению задач и пособия по общему курсу химии незаменимы для учителя и необходимо выбирать их грамотно.

Библиографический список

Химия 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл.уровень / С.А. Пузаков , Н.В. Машнина, В.А. Попков.- М. : Просвещение, 2018.- 320 с. : ил.

Учимся решать задачи по химии. Общий подход /А.И. Врублевский – Минск: Попурри, 2018. – 480 с.

Химия. Анализ, синтез и расчетные задачи для подготовки к единому государственному экзамену / А. И. Врублевский- Минск : Попурри, 2018. – 320 с.

Начала химии : для поступающих в вузы / Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин, В.А. Попков – 18-е изд. – М. : Лаборатория знаний, 2018. – 704 с. : ил.

Органическая химия. Основной курс : учебник / А.Э. Щербина , Л.Г. Матусевич ; под ред. А.Э Щербины. – Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА – М, 2014. – 808 с. : ил. – (Высшее образование: Бакалавриат).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.