Консультация учеников «Аргументы для сочинений на ЕГЭ на основе анализа образов литературных героев»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Аргументы для сочинений на ЕГЭ на основе анализа образов литературных героев
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2017
Сочинение на экзамене по русскому языку призвано показать, умеет ли выпускник выражать и аргументировать собственное мнение. Кроме того, сочинение на основе исходного текста дает представление о сформированности у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности. Конечно, подготовка к написанию сочинения должна вестись на протяжении всех лет обучения, однако вспомнить героев прочитанных произведений и их основные характеристики можно и накануне экзамена. В этом поможет предложенная таблица.
Герой, произведение |
Основные черты характера героя и события произведения |
Алоизий Могарыч. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» |
Двуличный Алоизий Могарыч –журналист, написавший донос на Мастера и впоследствии поселивщийся в его подвальчике в арбатском переулке. |
Германн. Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» |
Ради денег герой готов на все. Сын обрусевшего немца, не получивший от отца никакого состояния и вынужденный жить на одно жалованье, он буквально сходит с ума, узнав о существовании трех карт. Они известны старой графини, к которой он пытается войти в милости, готов стать ее любовником. Воспользовавшись любовью Елизаветы Ивановны, воспитанницы старой графини, он проникает в дом графини, но та умирает, не успев раскрыть тайну трех карт. В день похорон призрак графини сообщает Германну три карты. Герой следует указанию графини, но, поставив последнюю карту, все проигрывает и сходит с ума. |
Гринев Петр. Повесть «Капитанская дочка» |
Гринёв – образец благородства, чести, достоинства, верности слову. Герой как истинно благородный человек просит прощения у крепостного — преданного дядьки Савельича, он сразу же оценил чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, твердо решив жениться на ней, он быстро разглядел низменную натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулупчик встречному «вожатому», а главное — умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удается сохранить человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междуусобной борьбы. Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, несмотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем. |
Гринев Петр. Повесть «Капитанская дочка» |
Роль семьи в воспитании человека. С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек. |
Дубровский. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» |
Честность, справедливость, порядочность –основные черты характера Владимира Дубровского. Дубровский не грабит учителя-француза, а войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Дубровского, последний приезжает и уезжает в коляске. Поймав на дороге приказчика с деньгами для офицера, он не отобрал эти деньги, поскольку сам был некогда гвардейским офицером. О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону. |
Ионыч (Дмитрий Ионыч Старцев). Рассказ А.П.Чехова «Ионыч» |
Проблема мещанства, жадности, разрушительной силы стяжательства, духовной деградации человека. Земский врач, постепенно утрачивающий все человеческое. Из подвижного, живого человека от постепенно превратился в монстра равнодушия, в тупого, жалкого и жадного Ионыча. У него большая практика, несколько домов, он богат, но ничего человеческого в его облике нет. Любимое развлечение- рассматривание денежных купюр, заработанных за день. |
Иуда Искариот. Рассказ Л.Андреева «Иуда Истариот» |
Одиночество, отверженность, обида, зависть Иуды. Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда — когда победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми. Безразличие Иисуса, а также споры о том, кто ближе Иисусу, кто больше его любит, спровоцировали предательство. Все говорят, что любят Иисуса, но как они поведут себя в час испытаний — проверить это и стремится Иуда. Может оказаться, что любят Иисуса «другие» только на словах, и тогда восторжествует Иуда. Поступок предателя — это стремление проверить любовь других к учителю и доказать свою любовь. |
Карандышев. Драма А.Н.Островского «Гроза» |
Проблема амбициозности, оскорбленного самолюбия, завышенной самооценки. Автор изображает маленького смешного человека Карандышева, безответно влюбленного в Ларису Огудалову. Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны и, наконец, как вознаграждение «за постоянство» — согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности «повеличаться». Он впервые в жизни чувствует себя не просто «равным» остальным, но и превознесенным над всеми. Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о «смешном человеке» — вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: «Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня». Он убивает Ларису из случайно оказавшегося в руках пистолета, губит тем самым человеческую жизнь, свою любовь и счастье. |
Княгиня Трубецкая. Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины. Княгиня Трубецкая» |
На что готова женщина ради любви? Н. А. Некрасов написал поэму «Русские женщины. Княгиня Трубецкая», которая рассказывает о самоотверженной жене декабриста, последовавшей за мужем в ссылку. Таким женщинам нужно отдать честь за их мужество и отвагу, ведь не каждая стремилась бы отправиться в такие суровые условия к своему супругу. Княгиня была очень смелой, так как она решила отказаться от всего своего богатства ради любви. Губернатор Иркутска, встретивший княгиню, всеми силами пытался ее остановить, говорил о жестком климате, отсутствии удобств, к которым привыкла княгиня, о постоянном присутствии среди каторжников, о невозможности быть с любимыи рядом. Но Трубецкая любила своего мужа и ради него была готова на любые жертвы. |
Кутузов. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» |
Проблема исторической памяти, роли личности в истории. Кутузов впервые появляется в эпизоде смотра под Браунау, поражая солдат своей опытностью и знанием дела; командует армией в 1805-1807 годах, благословляя Багратиона на Шенграбенское сражение; становится во главе русской армии в 1812 году, будучи твердо убежденным в том, что французы «будут... лошадиное мясо есть». В то же время на страницах романа К. предстает и как лицо частное, связанное добрыми отношениями с бывшим сослуживцем, старым князем Болконским, выказывающим расположение его сыну. Дипломатичный, достаточно хитрый и опытный в придворных интригах, Кутузов в 1812 году как бы освобождается от всего ненужного, направляя силы и волю на защиту Отечества и соединяясь в этом чувстве со всем народом. Он весьма искусно управляет «духом войска», особенно во время Бородинского сражения. Тяжелее всего Кутузов переживает необходимость оставления Москвы, решение, которое он принимает своей властью. Он умирает, честно исполнив предначертанную ему историей роль. |
Лужин. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
Проблема эгоизма. Главное стремление Лужина – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим. Лужин хочет жениться на сестре Дуне, которая жертвует собой во имя любви к брату. |
Манилов. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» |
В образе Манилова Гоголь высмеивает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность. Также герой лишен индивидуальности, он типичный. Лень и слабоволие Манилова подчеркивает то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. Хозяйство его идет как-то само собой, ключница ворует, слуги Манилова спят и повесничают. Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности ("Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост"). Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные фразы. Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества. |
Молчалин. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
Проблема угодничества, карьеризма, рабской психологии. Мелкий чиновник, старающийся угодить всем людям, проводящий свое время со старичками, чтобы его заметили и продвинули. Он молчаливый и услужливый с Фамусовым, робкий и покорный с Софьей. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в обществе, ради этого он готов унижаться, лицемерить и подличать. |
Наполеон. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» |
Самоуверенность, ограниченность, самовлюбленность Наполеона проявляется во всех его поступках, жестах, словах. Он убежден в своем величии и гениальности, ему кажется, что все в мире происходит по его воле, все зависит от его решений. Таков Наполеон во время встречи с Балашевым. Он жестокий, как должное принимает смерть своих солдат (эпизод с тонущими на его глазах уланами), ему чуждо все доброе, правдивое человеческое. |
Обломов. Роман И.А. Гончарова «Обломов» |
Бесцельное, пустое существование- основное в образе Ильи Обломова. Он целыми днями лежит у себя на диване, ничем не занимаясь. Он не способен не только управлять своим имением, но даже собраться и поехать на званый вечер. Все это представляет для него большую трудность. Идеалом жизни для героя является тихая спокойная жизнь Обломовки, где люди ели, пили и спали, где каждая минута наполнена заботой, теплотой и праздностью. |
Очумелов. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» |
Проблема подхалимства и заискивания перед высшими чинами и пренебрежительное отношение к тем, кто ниже на социальной лестнице. Очумелов обрисован резко и карикатурно: к Очумелову, полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин, с просьбой наказать укусившего его щенка. Очумелов мгновенно переходит от холопства к самоуправству, от самодурства к угодничеству в зависимости от того, кем является предполагаемый хозяин щенка. |
Раневская Любовь Андреевна. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» |
Легкомыслие, беспечность, неумение видеть реальное положение вещей воплощены в образе Раневской. Молодость Раневской, ее семейная жизнь, цветущий вишневый сад – все это в прошлом. Самая страшная потеря в жизни Любови Андреевны – гибель сына. Ужас утраты соединился в душе героини с чувством вины: жизнь с любовником отдалила ее от сына. Последние годы Раневская жила далеко от дома, за границей, она стремилась убежать от своего прошлого. В начале действия пьесы Раневская возвращается в дом, где ее любят, ждут и одновременно осуждают – за порочность, за легкомыслие. И сама Раневская понимает справедливость упреков, постоянно ощущает свою вину. Раневская любит свой вишневый сад, но не может сохранить его. Вся жизнь Раневской становится символом прошлого, не умеющего приспособиться к настоящему, понять и принять его. |
Раскольникова Дуня. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
Пример гордости, способности на жертву ради близких. Дуня собирается замуж за Лужина, хотя не любит его, но надеется таким образом поправить положение брата Родиона, избавить его от нищеты и бесславия, помочь матери. До этого она пережила унизительные домогательства Свидригайлова, в имении которого работала гувернанткой. Свидригайлов продолжает преследовать ее и в Петербурге, угрожая выдать полиции брата. |
Репетилов. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
Это беспринципный жалкий человек, который совершенно не имеет своего мнения. Репетилов способен лишь повторять размышления или высокие идеи других. Когда-то он собирался достигнуть чинов. Для этого он мечтал жениться на дочери барона фон Клоца, который «в министры метил». Чтобы добиться руки дочери знатного человека, Репетилов построил дом на Фонтанке близ дома барона, проигрывал ему с женой большие суммы. Наконец женился на его дочери, но, никакой выгоды не получил, его тесть немец был жаден и расчетлив. Поэтому единственное, что осталось молодому человеку, – это завидовать тем, кто достиг высот на службе у его тестя. |
Стрельников (Антипов) Павел. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» |
Проблема фанатизма, непоколебимости, убежденности. Павел Антипов-фанатик идеи построения коммунистического общества, образец воли, активного действия. Герой пытается подчинить себе и своим идеям жизнь, придать ей определенное направление. Для этого он избирает радикальные меры: жжет, убивает, судит, карает. Он легендарный красный командир на Урале и Сибири в годы войныГражданской войны, его имя (Стрельников, но чеще его называют Расстрельников) наводило ужас на местное население. Например, за отказ поставить Красной армии лошадейСтрельников дотла сжигает село Нижний Кельмес. Понимая ложность своих идей, Стрельников покончил с собой. Так фанатичное следование какой-то идее разрушает жизни окружающих. |
Тарас Бульба. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
Тарас Бульба-образец мужества, героизма, патриотизма. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. В образе героя воплощена идея братства, товарищества, коллективизма. Героя отличает богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность (он считает, что сыновья должны закалиться в боях, сына-предателя Тарас убивает собственными руками). В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову ... рубя в капусту встречных и поперечных». При необходимости он может быть хитрым и даже коварным: он напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Тараса, сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кирдягу. После казни Остапа Тарас мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы. |
Тихон. Драма А.Н.Островского «Гроза» |
Слабоволие, отсутствие своего мнения, боязливость, желание всем угодить, идти на компромиссы. Тихон – незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха - сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка: «Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Но этого в доме Кабанихи Тихон не получает. Его единственная отдушина – это поездки по делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине. Несмотря на то, что Т. любит Катерину, он не понимает, что происходит с его женой, какие душевные муки она испытывает. Мягкость Тихона – одно из его отрицательных качеств. Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. |
Червяков. Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» |
Рабская психология человека, страх перед начальством, царящий в чиновничьем мире воплощены в образе чиновника Червякова. Случайно чихнувший в театре на лысину генерала в театре герой извиняется перед вышестоящим множество раз, а потом умирает от страха. Внутренняя несвобода человека, страх перед начальством сильнее всего в мире чиновничества-убеждает автор. |
Штольц. Роман И.А. Гончарова «Обломов» |
Деятельность, предприимчивость, трудолюбие, роль самообразования. Отец Андрея Штольца был немец, от него сын унаследовал любовь к порядку, педантизм, аккуратносить и исполнительность. Он боялсястрастей, во всем следовал расчету. Он занимается коммерцией, у него хорошо идут дела благодаря предприимчивости, постоянному самообразованию, неустанной жаже деятельности. |
Использованная литература
2. Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Все герои произведений русской литературы. —АСТ, Олимп, 1997, 450 с.
3. Большая энциклопедия литературных героев. В 4 т. Т. 2. — М.: ТЕРРА, 2001.
4. Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).
5. Словарь литературных персонажей: Русская литература: 1940–1980-е годы. — М.: Московский лицей, 1997.
6. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 1996.