Урок «Проблема воспитания гражданина (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)» (Литература, 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Проблема воспитания гражданина
(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
Цели:
показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения;
развивать читательские умения;
прививать истинные жизненные ценности.
Задачи – формирование компетенций:
ценностно-смысловой – установить взаимосвязь между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
предметных – сопоставлять художественные произведения, устанавливать внутрипредметные связи;
коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.
ЭПИГРАФЫ:
- … имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена.
- Прямое достоинство в человеке есть душа.
- Наличные деньги – не наличные достоинства.
- Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
- Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельным.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас первый урок по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Готовясь к уроку, я подбирала эпиграфы. Но остановиться на одном не смогла. Каждый из них хорош, правдив, с этим афоризмом сложно не согласиться, но в полном объеме ни один из них не отражает той проблемы, о которой я хочу поговорить сегодня. Давайте почитаем эпиграфы и попробуем определить, какую тему для разговора я хотела бы вам предложить сегодня? (СЛАЙД 1)
- Почему именно эту тему я вынесла на первое занятие?
(Главная проблема в комедии; главная проблема, освещаемая Просветителями) (СЛАЙД 2)
Анализ темы
- Проанализируем тему. Какие понятия мы должны вспомнить, кстати, они – предмет изучения и других наук, чтобы разобраться в теме?
- Что значит быть достойным гражданином своей страны? Известный поэт 19 века Н.А.Некрасов на вопрос «А что такое гражданин?», отвечал: «Отечества достойный сын». Итак, портрет идеального «сына Отечества» (СЛАЙД 3)
- Это эталон гражданина. Есть ли в комедии герои, которых можно назвать образцовыми гражданами?
- У нас определилась первое индивидуальное задание: этот ученик занимается положительными героями комедии – образцовыми гражданами. Его ответ по каждому положительному образу начинается фразой: «Достойным гражданином можно считать …, потому что…». Время его работы – 5 минут.
- Обратимся ко второму термину, заявленному в теме, - воспитание. Что воспитывает человека, кто этому способствует? Сформулировать ответ на этот вопрос нам будет помогать таблица, первую часть которой мы заполним вместе. Итак, факторы, влияющие на воспитание личности.
Заполнение таблицы (первой колонки)
Факторы |
Черты характера (Митрофана) |
Среда |
Деспотизм, иждивенчество |
Личный пример |
Грубость, хамство, подхалимство, корысть |
Поучения |
Жадность, лицемерие |
Кнут и пряник |
Вседозволенность, безнаказанность, безответственность |
Опыт предков |
Невежество, консерватизм |
Чтение |
Глупость |
Труд |
Ленность |
Обучение |
Нежелание думать, учиться |
Ответ учащегося: положительные герои.
Воспитание Митрофана.
- В комедии есть положительные герои, однако одна странность… Может быть, вы сами обнаружите ее, вспомнив название комедии? (В центре комедии - НЕДОРОСЛЬ!)
- Анализируя таблицу, давайте определим, для освещения какого положения из первой колонки нам необходимы знания из истории. Индивидуально готовит ответ на этот вопрос один человек, воспользовавшись опорными положениями (карточка-опора №1).
- Мы же смотрим постановку и анализируем: как личный пример матери влияет на воспитание ребенка.
Постановка отрывка (III.4). (карточка-опора №2).
- Какие черты характера может воспитать в ребенка такой пример матери?
Давайте проанализируем своеобразные поучения Простаковой, адресованные своему сыну. Какие черты характера они могут воспитать? (СЛАЙД 4)
Как обстоит дело с поощрениями и наказаниями недоросля в семье Простаковых? Вспомните факты: наказывают ли Митрофана, как его поощряют?
Обратимся к опыту предков. Интересные факты семейной биографии мы узнаем от (имя ученика, заранее готовившего сообщение по карточке-опоре №3), она особо пристально дома наблюдала за родословным древом Скотининых. Формированию каких черт характера будет способствовать такое почитание «славы» предков?
Прослушивание чтения. (СЛАЙД 5) (записано заранее, см. карточку-опору №4)
- Вы слушали отрывок, иллюстрирующий отношение семьи Простаковых к чтению. Какие черты характера может сформировать такое отношение?
Ответ по влиянию среды на характер.
И, наконец, обучение Митрофана: классический урок недоросля: смотрим и думаем: какие черты характера могли сформироваться при таком отношении к обучению?
ВИДЕОфрагмент спеутакля.
Итог по таблице.
- Итак, таблица готова, подводим итог. Характеры в классицизме, конечно, заданные, но мог ли сформироваться из Митрофанушки достойный гражданин?
- Кто виноват в том, что Митрофан – лживый, невежественный и грубый…
- Предлагает ли нам Фонвизин рецепт исправления Митрофана? Почему? (НЕТ, но указания правителям дает: отдавать в опеку достойным чиновникам дом и деревни жестоких крепостников)
Диагностика.
- Несколько статистики из современности: это итоги вашей анкеты, которую я просила заполнить вас накануне. Я думаю, вам будет интересно анализировать получившиеся результаты. (СЛАЙД 6-7, 8-вывод)
- Какой вывод вы можете сделать после анализа этих данных? (Митрофан есть в каждом из нас).
Домашнее задание (СЛАЙД 9-10)
Рефлексия (СЛАЙД 11)
Карточка-опора №1
СРЕДА, в которой воспитывался МИТРОФАН
КРЕПОСТНИКИ |
КРЕПОСТНЫЕ |
К Еремеевне: - Так тебе жаль шестой (булочки), бестия |
Еремеевна Скотинину: - Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я тебе бельмы-то выцарапаю. |
К Тришке: - Ах ты, скот, подойди ближе |
|
К Цыфиркину: - Ах, Господи Боже мой! Уж робёнок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался! |
Митрофан – достойный сын своей матери
Его ответ на предложение Еремеевны поучиться:
- Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю, я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.
Его обращение к Цыфиркину:
- Ну! Давай доску, гарнизонная крыса. Задавай, что писать.
Карточка-опора №2.
Сценка «Личный пример матери»
Г-жа Простакова. О, матушка! Знаю, что ты, Софья, мастерица, да лих не очень тебе верю. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придет. Ему велю...
Г-жа Простакова. Девка! Девка! Палашка! Девка!
Еремеевна. Чего изволишь?
Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет! Палашка где?
Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.
Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто она благородная!
Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит...
Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная! Зови же ты мужа, сына. Скажи им, что по милости божией дождались мы дядюшку любезной нашей Софьюшки; ну, беги, переваливайся.
Стародум. К чему так суетиться, сударыня? По милости божией я ваш не родитель, по милости же божией я вам и незнаком.
Г-жа Простакова. Нечаянный твой приезд, батюшка, ум у меня отнял; да дай хотя обнять себя хорошенько, благодетель наш!..
Карточка-опора №3.
«ОПЫТ ПРЕДКОВ» Митрофана
Г-жа Простакова, представляясь Стародуму, рассказывает о своих родителях. «По отце» она из Скотининых, мать же ее из семейства Приплодиных. Далее, словно подтверждая смысл фамилий своих родителей, Простакова говорит: «Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а до-стальные сами не стояли, батюшка!»
Ничего необычного для тех времен в рассказе г-жи Простаковой нет. И в дворянских, и в крестьянских семьях детей рождалось много, но выживали единицы. Вполне вероятно, что и Простакова рожала много раз, да выжил только один Митрофан.
Умирали дети не только по причине многочисленных болезней, но и из-за легкомысленности и невежества родителей. Обычной была смерть от угара в бане или протопленной комнате, когда слишком рано закрывали печную заслонку и угарный газ оставался в помещении. Умирали, отравившись пищей из нечищеной медной посуды, на стенках которой образовывалась смертельно ядовитая зеленая патина.
Что касается образования, то Простакова, не скрывая, говорит следующее о своих родителях: «Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».
Сама Простакова утверждает: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Вторит ей и брат, Скотинин: «Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалалеича. О грамоте никто от него не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел. А какова была головушка! Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?»
Карточка-опора №4.
Отношение к чтению
Г-жа Простакова (к мужу). (К Софье.) Письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает.) Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. И догадываюсь, от кого. Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама итти хотела. Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!
Софья. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.
Г-жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай, муженек.
Простаков (долго смотря). Мудрено.
Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, причти, потрудись.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Софья. Позвольте мне прочесть.
Анкета для учащихся.
Считаешь ли ты, что ходить в школу обязательно?
А) да Б) нет В) не уверен(а)
2. Хотели бы вы, чтобы не задавали домашнее задание?
А) да Б) нет В) не уверен(а) Г) в маленьком объеме
3. Свободное время Вы занимаете (подчеркните или допишите свой вариант )
А) хобби
Б) посещением спортивных секций
В) посещением музыкальных и художественных школ
Г) компьютерными играми
Д) просмотром телевизионных программ
Е) общением с друзьями
Ж) чтением книг
З) свой вариант
Звукозапись фрагмента "Чтение письма"
MP3 / 2.06 Мб
Презентация к уроку по "Недорослю"
PPT / 776 Кб
Селиванова Галина Геннадьевна